студент
Россия
В статье рассмотрено состояние транспортной отрасли России в период массового распространения пандемии «COVID-19». В работе проанализированы основные показатели деятельности транспортно-экспедиционных организаций в условиях пандемии. Исследовано понятие мультимодальных перевозок. Дана оценка вклада каждого вида транспорта в осуществлении грузоперевозок с учётом влияния «COVID-19»
пандемия, международная торговля, логистический рынок, мультимодальные перевозки
Принимая во внимание тот факт, что 2020 год стал переломным моментом для всех отраслей бизнеса, следует произвести анализ того, как были решены основные логистические и транспортные задачи в транспортной отрасли в мире, и в России в частности. По причине пандемии по всему миру были введены жёсткие ограничительные меры, которые нарушили устойчивые и установившиеся связи между производителями и потребителями. Как результат вынужденных действий это отрицательно сказалось на мировой логистике. В самом начале пандемии наблюдался полный хаос и неопределенность на рынке перевозок. В рамках логистики все транспортные компании столкнулись с похожими основными тенденциями, вызванными внедрением ограничительных мер. Одной из них является отсутствие плана основных мероприятий и должностных инструкций, что оказало серьезное отрицательное влияние на большинство компаний, не готовых к масштабным ограничениям. Отсутствие разработанного плана для функционирования в условиях карантина вызвало серьезный негативный эффект в сфере логистики. Как результат – закрытие границ и предприятий многих государств с целью предотвращения распространения инфекции привело к огромным проблемам в поставках товарной продукции. В 2020 году снизился спрос, и резко сократилась покупательная способность граждан, что также привело к вынужденному закрытию многих производств и представительств.
Общий объем международной торговли товарами резко снизился в первой половине 2020 года. Пандемия COVID-19 существенно повлияла на всю мировую экономику. По результатам исследований UNCTAD, следует сделать вывод о том, что падение международной торговли произошло наиболее резко во втором квартале 2020 года. К этому времени объем мировой торговли товарами по сравнению с тем же кварталом 2019 года упал на 20-30%.
Также можно сделать вывод, принимая во внимание данные Федеральной таможенной службы [1], что импорт России из стран дальнего зарубежья в 2020 году снизился на 15-20% в сравнении с данными 2019 года за тот же период времени (табл. 1).
Таблица 1
Импорт России из стран дальнего зарубежья
Наименование товарной группы |
2020 год |
2019 год |
|||
август |
август |
Темп роста, в % |
|||
млн. долларов США |
% к итогу |
млн. долларов США |
% к итогу |
||
Всего |
16 715,1 |
100,0 |
18 826,9 |
100,0 |
88,8 |
На рисунке 1 представлены торговые тенденции ведущих мировых экономик, которые дополнительно демонстрируют масштабы спада в международной торговле вследствие пандемии COVID-19. Если рассматривать экономику Китая, которая в первую очередь столкнулась с последствиями, то можно отметить факт того, что после снижения в начале пандемии китайский экспорт довольно быстро стабилизировался во втором квартале 2020 года, а затем резко оказался на пути с годовым приростом более чем на 10%.
Рисунок 1 – Торговые тенденции ведущих стран экономик мира
Эксперты UNCTAD провели оценку мировой торговли (Конференция ООН по торговле и развитию) [2], где по результатам исследования определено, что более 90% объема товаров перевозится с участием нескольких видов транспорта. Следует отметить, что по этой причине на фоне пандемии контейнерные перевозки упали более чем на 10%, а воздушные – на 17%. Перевозки автомобильным транспортом в России снизились более чем на 7% по сравнению с 2019-м годом. Проблемы, с которыми столкнулись перевозчики в период пандемии, разнообразны и зависят от вида транспорта. В таблице 2 приставлены основные риски, возникающие при перевозках грузов в условиях пандемии по видам транспорта.
Таблица 2
Основные риски, возникающие при перевозках грузов в условиях пандемии по видам транспорта
Вид транспорта |
Основные риски, возникающие при перевозках грузов в условиях пандемии |
Воздушный транспорт |
|
Железнодорожный транспорт |
|
Водный транспорт |
|
Автомобильный транспорт |
|
Интеграция различных видов транспорта и узлов в глобальную цепочку поставок для осуществления перевозки, с целью доставки продукции во все части мира по оптимальной цене, называется мультимодальными перевозками [2]. Под мультимодальными перевозками следует понимать, перевозки грузов, в которых принимают участие как минимум два или более вида транспорта, где право собственности на груз остается у единого оператора.
Чаще всего мультимодальные и комбинированные перевозки представлены следующими сочетаниями видов транспорта: автомобильный – железнодорожный, автомобильный – водный, железнодорожный – водный и автомобильный – железнодорожный – водный. Участие воздушного транспорта в комбинированных грузовых перевозках незначительно и происходит в основном во взаимодействии с автомобильным транспортом [4, 5].
Принимая во внимание тот факт, что в организации международных перевозок в основном выбираются мультимодальные перевозки, следует учитывать, что для такого способа перевозок увеличивается и количество основных рисков.
В ситуациях подобной пандемии COVID-19 с целью обеспечения бесперебойной работы и эффективной деятельности мультимодального оператора следует придерживаться норм и ограничений в работе. Необходимо проводить регулярные инструктажи сотрудников по применению мер личной гигиены, регулярную дезинфекцию оборудования. Кроме того, учитывать и положительный факт того, что если в самом начале пандемии на рынке перевозок наблюдался полный хаос и неопределенность, то за довольно короткое время мировые транспортные компании смогли в этих условиях разработать абсолютно новые подходы в рамках организации логистических систем, и научились работать в условиях карантинных мер.
В нашей стране были предприняты дополнительные мероприятия для улучшения грузоперевозок, включая внедрение системы «Платон» вместо традиционных бумажных пропусков.
Соответствующее обращение в Правительство и Минтранс России было подготовлено Межотраслевым экспертным советом по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли. В документе перевозчики просили исключить получение бумажных пропусков, так как данная процедура замедляет товарооборот и создает дополнительную нагрузку на бизнес, а также может негативно сказаться на здоровье водителей, потому что они вынуждены стоять в очередях за пропуском, рискуя своей безопасностью.
Анализируя последствия пандемии COVID-19, необходимо обратить внимание на то, что с транспортного рынка ушли «слабые» компании. Развитие транспортных услуг в настоящее время в Российской федерации ориентировано по большей части на внутреннюю транспортировку грузов. Наступивший кризис стал толчком для усиления и развития внутреннего производства в нашей стране.
Необходимо отметить, что вызванная пандемией кризисная ситуация подчеркнула важность государственной поддержки транспортной отрасли Российской Федерации. Транспортные компании в нашей стране внимательно следят за международными тенденциями и гибко адаптируются к различным обстоятельствам. В настоящее время они имеют возможность эффективного управления в различных ситуациях и предлагают востребованные услуги в области транспорта.
Обобщая, можно отметить, что данный анализ демонстрирует значительное воздействие пандемии на международную торговлю и динамику рынка логистических услуг.
1. Федеральная таможенная служба. Экспорт и импорт Российской Федерации по товарам. – Текст: электронный – URL: https://customs.gov.ru/folder/502 (дата обращения: 05.03.2024).
2. Вакуленко, С. П. Актуальные вопросы классификации смешанных перевозок / С.П. Вакуленко, О. Н. Ларин, Е. Б. Куликова – Текст : непосредственный // Логистика: современные тенденции развития. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 78-84.
3. Бутакова, Н. А. Проблемы эволюции мультимодальных перевозок в международной торговле / Н. А. Бутакова. – Текст : непосредственный // Управленческое консультирование. – 2016. – №4.
4. Лебедева, О. А. Транспортная инфраструктура как основополагающий фактор эффективного функционирования экономики страны / О. А. Лебедева, Ю. О. Полтавская, З. Н. Гаммаева, Т. В. Кондратенко. – Текст : непосредственный // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. – 2018. – Т. 1. № 15. – С. 125-130.
5. Антонов, Д. В. Основные принципы развития транспортных систем городов / Д. В. Антонов, О. А. Лебедева. – Текст : непосредственный // Вестник Ангарской государственной технической академии. – 2014. – № 8. – С. 149-155.