МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Согласно требований приказа Министерства энергетики Российской Федерации № 108 от 28.02.2023 года рассмотрен вопрос о модернизации и строительстве новых электроэнергетических систем и сетей в Иркутской области. Согласно требований приказа Министерства энергетики Российской Федерации № 108 от 28.02.2023 года рассмотрен вопрос о модернизации и строительстве новых электроэнергетических систем и сетей в Иркутской области

Ключевые слова:
электроснабжение, надёжность электроснабжения, высоковольтные линии электропередачи, электроэнергетические системы и сети
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Основное направление увеличения передачи электрической энергии на расстояние – это повышение пропускной способности линий электропередачи (ЛЭП). Пропускная способность электрической сети – технологически максимально допустимое значение мощности, которое может быть передано с учётом условий эксплуатации и параметров надёжности функционирования электроэнергетических систем. Пропускная способность зависит от напряжения в начале и в конце линии, от её длины и от волновых характеристик (волнового сопротивления и коэффициента изменения фазы) [1]. В настоящее время выделяются следующие основные пути повышения пропускной способности высоковольтных линий электропередачи:

– использование инновационных технологий в производстве проводов, что является одним из наиболее перспективных способов увеличения пропускной способности ЛЭП. Увеличение пропускной способности достигает кратности 2 и 2,5 раз для термостойких проводов;

– компактные воздушные линии электропередачи повышенной пропускной способности позволяют увеличивать передаваемую мощность за счёт уменьшения междуфазных расстояний, расщепления проводов, снижающего их индуктивное сопротивление, и увеличения эквивалентного радиуса фазы;

– воздушные линии электропередачи с расщеплённой резервной фазой: данный способ является схемно-техническим решением повышения пропускной способности для существующей двухцепной трёхфазной линии электропередачи. Схема резервирования, которая заключается в расщеплении на три провода фазы показывает возрастание натуральной мощности от 30 до 40 %. Однако в данной схеме резервирования рабочей цепи четвертой фазой есть и недостаток, который заключается в наличии несимметрии, а также происходит недоиспользование суммарного сечения проводов;

– применение устройств FACTS: повышение пропускной способности возможно путём установки в систему передачи электроэнергии специальных управляемых устройств, называемых устройствами FACTS (Flexible AC Transmission System – гибкая система передачи переменного тока) [2].

В таблице 1 представлены основные параметры пропускной способности ЛЭП от 35 до 1150 кВ.

Таблица 1

Пропускная способность линий электропитания от 35 до 1150 кВ

Номинальное напряжение линии,      кВ

Наибольшая передаваемая мощность на одну цепь, МВт

Наибольшая длина передачи, км

35

от 5 до 15

от 30 до 60

110

от 25 до 50

от 50 до 150

220

от 100 до 200

от 150 до 250

330

от 300 до 400

от 200 до 300

400

от 500 до 700

от 600 до 1000

500

от 700 до 900

от 800 до 1200

750

от 1800 до 2200

от 1200 до 2000

1150

от 4000 до 6000

от 2500 до 3000

 

Согласно требованиям приказа №108 от 28.02.2023 [3] по повышению надёжности и пропускной способности ЛЭП, в процессе модернизации и строительства новых электроэнергетических систем и сетей (ЭЭС и С) потребуется внедрение новых технологий и методов строительства. Так как потребление электроэнергии в Иркутской области будет расти, сетевые компании должны реконструировать существующие сети с увеличением сечения провода, и соответственно увеличением его массы. Последнее может быть затруднено особенно при пролегании трассы ЛЭП в густонаселённых районах, национальных парках, заповедниках и других зонах. Научно-технический прогресс не стоит на месте, недавние разработанные технологии, которые позволили выпускать провода, сочетающие в себе высокую механическую прочность и малый вес без снижения пропускной способности, привлекли интерес разработчиков ЭЭС и С. Следующая проблема электрических сетей – это потери электрической энергии. Величина потерь электрической энергии в сетях различного напряжения представлены в таблице 2 [4].

Таблица 2

Величина потерь электрической энергии в РФ в %

Класс сетей

Потери энергии

Доля в общем объеме

330 - 500 кВ

до 25%

11%

220 кВ

до 27%

15%

35 - 110 кВ

до 43%

36%

6 - 20 кВ

до 34%

26%

0,4 кВ

до 30%

7%

Потери холостого хода

25%

         Основными из этих мероприятий, помимо включённых в [4], для системообразующих электрических сетей 110 кВ и выше являются следующие:

налаживание серийного производства и широкое внедрение регулируемых компенсирующих устройств (управляемых шунтируемых реакторов, статических компенсаторов реактивной мощности) для оптимизации потоков реактивной мощности и снижения недопустимых или опасных уровней напряжения в узлах сетей;

– строительство новых линий электропередачи и повышение пропускной способности существующих линий для выдачи активной мощности от «запертых» электростанций для ликвидации дефицитных узлов и завышенных транзитных перетоков;

– развитие нетрадиционной и возобновляемой энергетики (малых ГЭС, ветроэлектростанций, приливных, геотермальных ГЭС и т. п.) для выдачи малых мощностей в удалённые дефицитные узлы электрических сетей.

Одним из направлений повышения надёжности и пропускной способности проводов является технология проводов с применением провода из композитного материала. Современные высоковольтные провода серии АС используют стальной сердечник. Стандартные стальные сердечники могут перегреться в условиях пиковых электрических нагрузок, что приводит к растяжению провода и провисанию ниже допустимой нормы. В противоположность этому, провод с сердечником из композитов обладает более низким коэффициентом термического расширения и поэтому они менее подвержены тепловому расширению, чем проводники с стальными сердечниками.

Свойства композитных материалов – высокое отношение прочности к весу и малая величина провисания, что приводит к увеличению пролётов между опорами, уменьшая количество опор в линии на 16 %. Алюминиевый проводниковый провод с композитным сердечником (Aluminum Conductor Composite Core (ACCC) cable) от компании Composite Technology Corp.'s (CTC, Irvine, Calif) построен вокруг углеволоконного и стекловолоконного эпоксидного ядра (рисунок 1).

https://energoboard.ru/capsule/storage/af7/c3a/ce4/af7c3ace4e2d7c1c0fb689f22aff669b.jpg

Рисунок 1 – Внешний вид провода с композитным сердечником

На рисунке 2 представлен внешний вид поверхности провода АERO-Z  [5].

 

гладкая внешняя поверхность проводов aero-z

Рисунок 3 – Внешний вид поверхности провода по технологии АERO-Z

 

Связанные волокна пропитываются высокотемпературной связующей эпоксидной смолой. Слой стеклопластика служит двум целям:

– он отделяет углеволокно от проводящего алюминиевого покрытия для предотвращения гальванической коррозии;

– он «уравновешивает» более хрупкое углеволокно и улучшает гибкость и прочность сердечника.

В таблице 3 приведены сравнительные характеристики сталеалюминевого провода АС 240/56 и AERO-Z 346-2Z [5].

 

 

 

 Таблица 3

Сравнение проводов стандартных и технологии Aero-Z

Марка

Диаметр,

мм

Сечение, мм2

Сопротивление, Ом/км

Разрывное усилие, кг

Масса, кг/км

Аэро. сопр.

АС 240/56

22,4

241/56,3

(100 %)

0,12182

9778

1106

0,95

Aero-Z 346 2Z

22,4

345/65

(143 %)

0,0974

11132

958

0,8

Aero-Z 366 2Z

23,1

366,13

(151%)

0,0919

11617

1014

0,8

 

В протяжённой, многоцепной линии, провода с композитными сердечниками передают в два раза больше мощности по сравнению с проводом со стальным сердечником такого же веса и напряжения.

Другим путём решения проблемы является применение так называемых компактных проводов типа АERO-Z. Лабораторный тест на воздействие удара молнии в провод типа АERO-Z показал, что при повреждении до 5 Z-образных проводников сохраняется полная механическая прочность данного провода. Также, благодаря плотной скрутке практически исключается проникновение во внутренние слои воды и загрязнений, следовательно, снижается коррозия внутренних слоев провода.

Основная особенность провода АERO-Z заключается в форме проволок токопроводящих слоев – их сечение напоминает букву «Z» (рисунок 3).

                                     а)                                       б)

Рисунок 3 – Внешний вид а) и срез провода АERO-Z б)

 

Чтобы образовался коронный разряд, напряжённость поля должна быть выше на 15 %, чем у обычных проводов. В процессе эксплуатации провода Aero-Z такой конструкции меньше провисают. Соответственно, можно увеличивать габаритные пролёты и уменьшать число опор. Нагрузка на них будет меньше, Аэродинамическое сопротивление и проводов технологии Aero-Z на треть меньше, чем у провода АС. Провода Aero-Z лучше обдуваются ветром, а значит и опоры не испытывают больших ветровых нагрузок. Даже если и возникла пляска, она затухает в три раза быстрее, да и амплитуда её меньше.

Таким образом, предлагаемые на российском рынке провода Aero-Z имеют следующие основные преимущества по сравнению с обычными проводами:

– резкое снижение потерь при транспортировке электроэнергии по линиям электропередачи (особенно по магистральным);

– практически полное отсутствие внешней коррозии проводников;

– резкое снижение пляски проводов от ветровых нагрузок;

– уменьшение налипания снега и льда на проводах;

– уменьшение нагрузки на поддерживающие устройства ЛЭП, что приводит к возможному увеличению длин пролётов и экономии до 16 % числа опор;

– возможность организации каналов передачи информации по оптоволокну внутри проводов и молниезащитных тросов;

– при равных диаметрах в условиях постоянной нормальной эксплуатации имеется прирост допустимой нагрузки по току от 7 до 16 % и, как следствие, снижение тепловых джоулевских потерь от 13 до 26 %;

– коэффициент аэродинамического сопротивления компактных проводов снижается от 25 до 50 % по сравнению с обычными проводами при воздействии ветра с высокой скоростью.

Список литературы

1. Перинский Т.В. Увеличение пропускной способности линии 6-10 кВ. Новосибирск, 2008 г. С. 235.

2. Повышение пропускной способности ЛЭП. [Электронный ресурс]// Повышение пропускной способности ЛЭП. Часть первая. http: www energoboard.ru /post/ 564, (дата обращения 11.03.2024 г.).

3. Приказ Министерства энергетики Российской Федерации №108 от 28.02.2023.г. [Электронный ресурс] // «Об утверждении схемы и программы развития электроэнергетических систем России на 2023 – 2028 г.г.». https://minenergo.gov.ru/system/download/21366/172564. (дата обращения: 11.03.2024).

4. Воротницкий В.Э., Калинкина М.А., Апряткин В.Н. Мероприятия по снижению потерь электроэнергии в электрических сетях энергоснабжающих организаций. [Электронный ресурс]// htpps://www.abok.ru/fo spec/articles.php.nid =206. (дата обращения 11.03.2024 г.).

5. Характеристики провода АERO-Z. Линии с проводом AERO-Z и AAACZ – 8 преимуществ. Технические характеристики и сравнение с проводами АС. [Электронный ресурс] // https://pure-acoustics.ru/kharakteristiki-provoda-aero-z// (дата обращения 11.03.2024 г.).

Войти или Создать
* Забыли пароль?