Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Своевременная выдача средств индивидуальной защиты является обязательным этапом обеспечения безопасности работников в различных отраслях хозяйственной и иной деятельности. Для обеспечения функционирования процесса по обеспечению работников СИЗ в процессе их трудовой деятельности необходимо опираться на требования актуальных нормативно-правовых документов по охране труда. В настоящее время в рамках осуществления реформы надзорной деятельности, внедрен риск-ориентированный подход к выдаче средств индивидуальной защиты. В статье приведен анализ изменений основных НПД в части обеспечения средствами индивидуальной защиты, а также рассмотрен подход к управлению профессиональными рисками, посредством обеспечения работников СИЗ с учетом выполняемых работ, вредных и опасных факторов на рабочих местах

Ключевые слова:
охрана труда, средства индивидуальной защиты, личная карточка учета выдачи СИЗ, дежурные СИЗ, управление рисками, профессиональные риски, риск – ориентированный подход
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В соответствии с требованиями трудового законодательства РФ, одной из основных функций системы управления охраной труда в организации, является своевременное обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). До вступления в действие с 1 сентября 2023 года приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 № 766н, при обеспечении работников СИЗ использовали порядкасемидесяти типовых отраслевых норм (ТОН) бесплатной выдачи сертифицированных СИЗ. Всего в отраслевых нормах упоминается более 350 видов средств индивидуальной защиты. Ранее сформированная система обеспечения СИЗ имеет ряд недостатков (рис. 1).

Министерством труда совместно с экспертными организациями в области разработки и обеспечения СИЗ, с учётом установленных недостатков типовых отраслевых норм, разработан новый риск-ориентированный подход (РОП) к порядку обеспечения работников СИЗ. Одним из условий нового подхода является обеспечение средствами защиты работника, исходя из существующих профессиональных рисков на рабочем месте при осуществлении трудовой функции.

В зависимости от выявленных рисков в каждой профессии и на каждом конкретном рабочем месте, осуществляется подбор определенных СИЗ. Кроме того, введено понятие Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств (ЕТН) [1].

 

 

Рисунок 1 - Недостатки системы обеспечения СИЗ, на основе ТОН

 

При установлении потребности СИЗ необходимо учитывать результаты специальной оценки условий труда (СОУТ) и оценки профессиональных рисков [2]. Для ЕТН установлен переходный период. До 31.12.2024 г. работодатели могут использовать, ранее изданные типовые нормы, но к 1 января 2025 года все работодатели обязаны перейти на единые типовые нормы выдачи СИЗ.

Поскольку новый подход к выдаче СИЗ основывается на выявленных на рабочих местах опасностях и профессиональных рисках, то это позволяет перейти от предоставления СИЗ на основании наименования профессии на адресный, то есть, когда защита определяется на основании индивидуальных особенностей работника, конкретных условий труда, вида выполняемых работ и используемого оборудования и инструментов.

Данный подход кроме организации комплексной и эффективной защиты работника от вредных факторов, также позволит оптимизировать работодателям затраты на приобретение СИЗ. В новых правилах содержатся нормы, регулирующие права и обязанности работника и работодателя по СИЗ, определены правила хранения, пользования, выдачи СИЗ и смывающих средств. Среди основных обязанностей работодателя следует выделить следующие:

  • в организации необходимо разработать на основании ЕТН с учетом результатов специальной оценки условий труда, ОПР и мнения профсоюза свои нормы бесплатной выдачи СИЗ;
  • разработать порядок обеспечения СИЗ с учетом особенностей структурного управления организации;
  • информировать работников о положенных им средств защиты и смывающих средствах;
  • проводить обучение о правилах эксплуатации и использовании СИЗ с закреплением практических навыков;
  • осуществлять контроль правильности применения СИЗ;
  • обеспечить хранение согласно требованиям эксплуатационной документации;
  • обеспечить своевременный уход по рекомендациям изготовителей СИЗ.

Одним из обязательных условий допуска к самостоятельной работе работников, регулярно использующих средства индивидуальной защиты при воздействии вредных и опасных факторов (например, при работах на высоте, в ограниченных и замкнутых пространствах и т.п.) является обучение по использованию и применению средств индивидуальной защиты. Данное требование регламентировано 4 пунктом Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденного постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464 [3]. Утвержденного законодательством перечня СИЗ, по которым необходимо проводить обучение, нет. Работодатель определяет самостоятельно, при использовании каких СИЗ требуется обучение. Можно включить в данный перечень СИЗ, которые относятся к средствам защиты второго класса риска. Как и где обучать сотрудников решает работодатель.

В тех случаях, когда СИЗ не требуют от работников практических навыков, работодатель может ознакомить со способами проверки работоспособности и исправности СИЗ при проведении инструктажа по охране труда на рабочем месте.

Работники обязаны своевременно сообщать об изменении антропометрических параметрах, использовать выданные СИЗ по назначению, соблюдать правила эксплуатации СИЗ, своевременно проводить осмотр, оценку исправности средств защиты, проверять комплектность и пригодность к использованию, информировать руководителя о порче, выходе из строя, потере целостности СИЗ.

Согласно ТК РФ, финансовые затраты и организационные вопросы по функционированию процесса обеспечения СИЗ работодатель берет на себя. Также документ вводит ряд новых форм: нормы выдачи СИЗ; личную карточку учета выдачи СИЗ; карточку учета выдачи дежурных СИЗ [4].

По правилам №290н работодатель обеспечивал работников СИЗ, руководствуясь типовыми нормами, сквозными нормами выдачи СИЗ, а также нормами выдачи СИЗ для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ [5, 6]. В новых правилах, согласно пункту 11 работодатель может при необходимости осуществить замену нескольких СИЗ на одно, но с учетом обеспечения аналогичной или улучшенной защиты от вредных и/или опасных факторов и опасностей, а также особых температурных условий или загрязнений. При этом улучшенная защита СИЗ может быть достигнута за счет расширения номенклатуры или увеличения количества выдаваемых СИЗ, либо за счет выдачи СИЗ, обеспечивающих более широкий спектр защитных свойств. Например, в случае, если необходимо обеспечить работника защитными очками и средствами защиты органов слуха, то данные СИЗ можно заменить на каску, оснащенную равноценной защитой органов слуха и глаз.

Нередко при выполнении работ складывается ситуации, когда необходимо обеспечить работника одними и теми же СИЗ, но с разными свойствами. Например, при опасности падения из-за скользких, обледенелых, мокрых поверхностей, необходимо выдавать обувь специальную для защиты от скольжения, а при опасности удара работника или падения на работника предмета, тяжелого инструмента или груза, упавшего при перемещении или подъеме – обувь специальную для защиты от механических воздействий (ударов в носочной части, проколов, порезов). Поэтому необходимо работника обеспечить обувью, которая одновременно выполняет и ту и другую защитную функцию.

Нововведением в области выдачи дежурных средств индивидуальной защиты (ДСЗ) является обязанность работодателя фиксировать выдачу и сдачу ДСЗ в карточке учета выдачи дежурных СИЗ. Обязательным требованием с 1 сентября 2023г. является издание приказа о назначении уполномоченных лиц за выдачу и учет дежурных СИЗ. Ответственныйопределяет, каким работникам или иным лицам ДСЗ могут потребоваться на непродолжительное время.

Дежурные средства защиты выдают: при выполнении разовых или нечасто повторяющихся работ; руководителям, специалистам, мастерам и другим лицам, которые в рамках осуществления производственного контроля периодически обязаны посещать производственные площадки; инспекторам трудовой инспекции, командированным лицам, практикантам. Дежурные СИЗ должны иметь либо сертификат, либо декларацию о соответствии требованиям безопасности.

Сроки носки ДСЗ нормативными документами не установлены. Как правило, сроки устанавливают локальными нормативными актами организации, учитывая характер выполняемой работы. Необходимо учитывать, что сроки носки ДСЗ не должны быть меньше, чем сроки носки специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых в индивидуальное пользование.

ДСЗ для однократного использования выдаются перед рабочей сменой в количестве, соответствующем числу занятых на данном рабочем месте (СИЗ органов слуха, подшлемники, СИЗ защиты органов дыхания и т.п). При увольнении работника, СИЗ необходимо вернуть. Если СИЗ возвращены до истечения их нормативных сроков годности и прошли мероприятия по уходу, то они могут быть переведены в дежурные СИЗ, при условии целостности и сохранности их защитных свойств. За исключением тех СИЗ, которые не могут эксплуатироваться другими работниками по санитарно-гигиеническим требованиям (белье, обувь специальная, головные уборы). Работодатель принимает решение и определяет порядок перевода ранее эксплуатировавшихся СИЗ в дежурные.

Согласно новым правилам, понятие «смывающие и обезвреживающие средства защиты» заменяется на «дерматологические» (ДСИЗ). ДСИЗ и смывающие средства используются для обеспечения защиты от загрязнений, воздействия агрессивных рабочих материалов, веществ и сред. К ним относятся кремы, эмульсии, гели и спреи.

Работники, выполняющие работы по договору подряда, на которых имеются вредные и опасные факторы, также на работах в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, должны быть обеспечены СИЗ за счет средств работодателя сторонней организации в соответствии с нормами с учётом специфики производственной деятельности работодателя, на территории которого проводятся работы. Также работодателем сторонней организации осуществляется иная деятельность в области обеспечения СИЗ: мероприятия по уходу и ремонту. Информацию для подбора СИЗ по запросу предоставляет работодатель, на территории которого проводятся работы.

В отдельных случаях, когда выдача и возврат СИЗ невозможны в силу соблюдения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению радиационной, биологической и химической безопасности, возможно обеспечение работников СИЗ сторонних организаций работодателем, на территории которого проводятся работы, за счет средств работодателя сторонней организации.

В случаях, когда организация осуществляет выдачу СИЗ в большом объёме, либо выдаются СИЗ с пометкой «до износа» (например, для выдачи рукавиц, перчаток, очков для защиты) и необходимо постоянно осуществлять замену, то целесообразно вести электронный вариант учёта выдачи СИЗ. В личной карточке указывается дата выдачи, наименование, количество, срок службы выданных СИЗ.

В случае если СИЗ используются по договору аренды, то за работником закрепляется индивидуальный комплект СИЗ с индивидуальной маркировкой, которая идентифицирует работника. Сведения о выдаче взятых в аренду СИЗ также заносятся в личную карточку работника.

Личная карточка позволяет организовать правильно учёт СИЗ, а также ответить на возможные вопросы контролирующих органов о наличии и использовании СИЗ в организации.

Определены обязательные требования по ведению личных карточек:

  • при выдаче или замене СИЗ личная карточка учёта необходимо обновлять;
  • правильность заполнения и обновления личной карточки учёта СИЗ контролируется работодателем;
  • все работники, которые используют СИЗ в процессе работы, должны иметь личную карточку учёта.

Частота обновления личной карточки учёта СИЗ во многом зависит от сложности работы, использования индивидуальных защитных средств и времени их эксплуатации.

При заполнении личных карточек в электронном виде, их ведение на бумажном носителе не требуется. ЛК должна быть всегда в доступе для работника. Кроме того, личные карточки должны предъявляться по требованию должностных лиц, осуществляющих в рамках должностных функций, производственный контроль по охране труда. Электронная личная карточка учёта выдачи СИЗ должна обязательно содержать идентификацию работника, который получил СИЗ [5]. Электронный учёт выдачи СИЗ позволяет сэкономить временные затраты, контролирует обеспеченность СИЗ на каждого работника в единой системе баз данных и организует эффективную работу по выдаче СИЗ.

При переходе на единые типовые нормы выдачи СИЗ работодатели могут столкнуться с определенными трудностями. Средства защиты должны быть выданы с учетом профессии (должности) и идентифицированными опасностями. Не допускается осуществлять обеспечение работников СИЗ только согласно должности и без учета опасностей. В реальности специалисты по охране труда сталкиваются с проблемой, как правильно определить СИЗ с учетом опасностей и рисков, так как нет общей практики применения ЕТН. Это может привести к неоправданным затратам на приобретение СИЗ.

Оценка профессиональных рисков на местах должна быть выполнена с учетом тех опасностей, которые регламентированы в ЕТН, но в отличие от специальной оценки условий труда, единого алгоритма оценки профессиональных рисков законодательно не определено. Работодатель самостоятельно определяет подходы к определению опасностей и оценке риска, используя рекомендации Министерства труда. Вследствие этого, могут возникнуть расхождения в реестрах опасностей, которые составляет работодатель с перечнем опасностей из ЕТН.

Чтобы избежать вышеуказанных проблем, необходимо пересмотреть в организациях реестр опасностей и привести их названия в соответствии с ЕТН. Иначе, возникнут сложности с определением тех СИЗ, которые должны быть выданы с учетом опасных факторов и рисков. Министерство труда, эксперты в области охраны труда рекомендует не дожидаться 1 января 2025 года, когда применение ЕТН станет обязательным для всех организаций и уже сейчас внимательно изучить нормативные документы и привести в соответствие оценку профессиональных рисков, разработку мероприятий по улучшению условий труда с обеспечением СИЗ.

Алгоритм перехода на риск-ориентированный подход обеспечения работников СИЗ может включать в себя следующие этапы:

Этап 1. Выявление производственных факторов в рамках специальной оценки условий труда. Периодичность проведения СОУТ на незадекларированных рабочих местах один раз в пять лет. По результатам СОУТ конкретному рабочему месту присваивается класс или подкласс трудовых условий.

Этап 2. Идентификация опасностей с последующим проведением оценки профессиональных рисков на рабочих местах.

Этап 3. Обеспечение работников СИЗ. Третий этап по переходу к риск-ориентированному подходу включает непосредственно разработку норм выдачи СИЗ на основании единых типовых норм с учётом новых Правил. Организует выдачу, хранение, уход и замену СИЗ, для этого нужно разработать ЛНА, в котором прописывается порядок обеспечения работников СИЗ. На данном этапе стоит обратить внимание определению (при необходимости) на классы и эксплуатационные уровни защиты СИЗ. Также в завершении этого этапа согласно ст. 214 ТК РФ необходимо обучить персонал правилам применения СИЗ [7].

Этап 4. Мониторинг опасностейи уровней профессиональных рисков на рабочих местах, а также проводимых для их снижений мероприятий. Мониторинг позволяет оценить эффективность внедренных мер по исключению и снижению профрисков. Если были выявлены новые факторы опасности, которые требуют дополнительных СИЗ, то работодатель обязан актуализировать нормы и обеспечить выдачу новых СИЗ.

Из выполненного анализа следует, что переход на риск ориентированный подход обеспечения СИЗ невозможен без своевременной оценки профессиональных рисков. Основная цель ОПР заключается в разработке превентивных мер для предотвращения несчастных случаев на производстве, что способствует улучшению условий труда. Чтобы провести качественную оценку рисков необходимо использовать результаты СОУТ для выявления опасностей и дальнейшего формирования перечня, и реестра опасностей, соответственно, этапы перехода взаимосвязаны.

Рассматриваемый подход выдачи СИЗ с учетом риска акцентирует внимание на осуществлении трудового процесса работника, а не на наименовании профессии. Отдается приоритет выявлению опасностей и рисков, присущих конкретному рабочему месту при выполнении определенных трудовых функций. Последовательное прохождение всех этих этапов позволит планомерно перейти на риск - ориентированный подход к выдаче СИЗ работникам в соответствии с едиными типовыми нормами на основе трудовых функции работника, материалов и фактических условий трудовой деятельности.

Список литературы

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 767н от 29.10.2021г. «Об утверждении Единых Типовых норм выдачи СИЗ и смывающих средств».

2. Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

3. Постановление Правительства РФ от 24.12.2021г. № 2464 «Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»

4. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 №766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами».

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 290н от 1.06.2009 г. «Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».

6. Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021г.№773н «Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного Перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда».

7. Федеральный закон от 2.07.2021 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».

Войти или Создать
* Забыли пароль?