В статье рассматривается история «Мосфильм». Творчество этой киностудии знакомо не толь-ко каждому россиянину, но и огромному числу людей во всём мире. Дорога к успеху была не из легких. А к рубежу тысячелетий компания и вовсе подошла на грани полного уничтожения. Счастливый исход истории «Мосфильма» – это ярчайший пример того, как сила воли, любовь к своему делу и целеустремленность человека может совершить невозможное
Мосфильм, Шахназаров, киностудия, история, кино
История киноконцерна «Мосфильм» – неотъемлемая часть культуры нашей страны. Имена великих режиссеров и актеров так же прочно вписаны в наше сознание, как имена правителей, политических деятелей и литературных героев. Более того, часто именно образы, воплощенные актерами в фильмах, помогают нам сформировать представление о литературных героях и исторических персонажах [4].
Начало 2024 года в России ознаменовало грандиозное событие – старейшей киностудии страны «Мосфильм» исполнилось 100 лет.
У истоков студии стоят два крупных российских кинопромышленника 19 века: Александр Алексеевич Ханжонков (1877-1945) и Иосиф Николаевич Ермольев (1889-1962). Созданные ими киноателье, получившие при национализации названия Первая и Третья кинофабрики Госкино, в 1923 году объединяются в одно кинопроизводство, которое и стало прообразом будущего «Мосфильма».
30 января 1924 года на экраны страны вышел первый фильм новой киностудии – полнометражная немая картина «На крыльях ввысь» о конструкторе самолетов инженере Глаголеве. Эта дата и стала официальным днем рождения «Мосфильма».
Первое время название студии неоднократно менялось, и только в 1936 году за ней окончательно закрепилось наименование «Киностудия «Мосфильм».
Уже за первые 10 лет работы здесь были сняты шедевры, далеко пережившие свое время: «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, «Луч смерти» Льва Кулешова, «Тихий Дон» Ольги Преображенской и Ивана Правова, «Государственный чиновник» Ивана Пырьева и многие другие.
С ростом выпуска фильмов маленькая компания уже не справлялась и в 1927 году решением правительства начато строительство нового здания для киностудии. 9 февраля 1931 года состоялось его торжественное открытие.
Специалисты «Мосфильма» тесно сотрудничали с научно-исследо-вательским кинофотоинститутом и конструкторскими бюро киноаппаратуры. Они совершенствовали новые методы и технологии съемок, осваивали новое оборудование. Многие инженеры получили патенты на изобретение и правительственные награды.
В годы Великой Отечественной войны 950 мосфильмовцев ушли добровольцами на фронт, 146 из них не вернулись. Тематика выпускаемых фильмов сменилась на военную, вселяющую боевой дух и уверенность в победе. Работа в студии продолжала кипеть. Многие артисты, оставшиеся в эвакуации, выезжали с концертами на фронт и в госпитали. 685 работников были отмечены медалями и орденами, а сам «Мосфильм» неоднократно награждался преходящим Красным Знаменем, переданным в итоге студии на вечное хранение.
После окончания войны кино отдается ведущая роль в восстановлении и подъеме морального духа страны. Снимаются жизнеутверждающие и светлые картины, а сама киностудия обретает знаковый логотип в виде скульптуры «Рабочего и колхозницы» (Автор Вера Мухина), который до сих пор является её незыблемым символом.
Из-за ужесточившейся цензуры и контроля начало 50-х годов стало одним из самых трудных периодов. Фильмов снимается мало и в основном историко-биографической направленности. Ветер перемен задул после смерти Сталина. Началось воплощение в жизнь проекта «Большой Мосфильм», внедрялись новые технологии, обновилось кинооборудование, расширились производственные мощности, выпуск картин возрос. На первый план в тематике выходит человек, его судьба, переживания, сила духа. Период подарил нам ряд легендарных фильмов, признанных даже за рубежом: «Судьба человека» (Награды кинофестивалей Австралии и Чехословакии), «Попрыгунья» («Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля), «Летят журавли» (Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля), «Баллада о солдате» (Призы Миланского и Лондонского фестиваля).
В период «Оттепели» (60-е годы) выпуск картин составляет не менее 10 в год. Наряду с мэтрами дебютирует немало молодых режиссеров. Тематика и стиль – самые разнообразные. Преобладают фильмы поэтичные, с красивыми образами, наполненные чувствами и светлыми идеалами [1].
70-е годы разворачивают кинематограф к историческим и литературным темам, а также к детскому и юношескому кино. Рождаются такие яркие картины, как «Дядя Ваня» Андрея Кончаловского, «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» Никиты Михалкова, «Зеркало» Андрея Тарковского, «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова и другие.
Эпоха «перестройки» в 80-х годах снимает все запреты в кинематографе. В этом периоде свет увидели такие картины, как: «Чучело» Ролана Быкова, «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх» Карена Шахназарова, «Формула любви» Марка Захарова, «История Аси Клячиной» Андрея Кончаловского, «Тема» Глеба Панфилова, «Любовь и голуби» Владимира Меньшова, «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова, «Кин-дза-дза» Георгия Данелия, «Человек с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой.
Но наряду с полной свободой творчества и высокими темпами роста производства возникли и крайне негативные факторы: появление видеосалонов сильно снизило посещаемость кинотеатров, а наплыв зарубежных фильмов почти полностью переключил на себя внимание зрителей от советского кино. Ну и самым главным минусом стало значительное сокращение государственного финансирования.
В 1990 году Совет Министров СССР издал постановление «О создании киноконцерна» Мосфильм», а в 1991 году государство полностью прекращает его финансовую поддержку. Политический, экономический, социальный и культурный хаос, охвативший страну в девяностых годах, не обошел и «Мосфильм». Нет средств на техническое переоснащение и ремонт павильонов, редеет кадровый состав, режиссеры сами ищут деньги на свои картины, знаменитые актеры соглашаются только на высокооплачиваемые роли. В итоге снимаются в основном только те фильмы, за которые хотят платить спонсоры, приток непрофессионалов провоцирует лавину кинохалтуры, единичные работы истинных мастеров в ней просто теряются.
Руководство того времени принимает решение раздробить студию на самостоятельные подразделения (отдельно звукозапись, обработка пленки и т.д.), в расчете, что отделившись, каждое из них быстро самоокупится и начнет приносить прибыль, но надежды не оправдались. «Мосфильм» держался в основном на крохотные средства от продажи прав на свою фильмотеку. Пустующие площадки облюбовали бизнесмены и криминал. Все, что можно, сдавалось в аренду. В святая святых, подаривших миру бессмертные шедевры, творился бедлам: от розлива «паленой» водки до продажи автозапчастей выходцами с Кавказа. От полного краха «Мосфильм» отделяло стойкое сопротивление акционированию киноконцерна большей частью его правления: Владимир Меньшов, Георгий Данелия, Игорь Таланкин, Владимир Наумов, Сергей Колосов, Вадим Абдрашитов, Валентин Черных, Сергей Соловьев, Абдурахман Мамилов, Станислав Говорухин и Карен Шахназаров. Истинные мосфильмовцы стеной вставали против всех попыток приватизации студии, понимая, что это станет её окончательным уничтожением [3].
К назначению нового генерального директора в 1998 году «Мосфильм» балансировал на краю пропасти. Тогда семью голосами против трех этот пост занял Карен Шахназаров. Наследство ему досталось просто катастрофическое, работа предстояла гигантская, абсолютно любое дело было неотложным. Только благодаря железному характеру, незаурядному уму, любви к своей работе и несгибаемой воле Карена Георгиевича «Мосфильм» не только избежал, казалось бы, неминуемой гибели, но и начал делать сначала робкие, а затем и стремительные шаги к восстановлению.
Первым делом новый руководитель начал возвращать в лоно студии отделенные ранее подразделения и избавляться от заполонивших все и вся алчных частников. Не все было гладко, случались и конфликты, но процесс шел. Воссоединенные цеха начали приносить прибыль, пошли заказы, работа приходила в норму. Возросли доходы и от фильмотеки. Каждая вырученная копеечка вкладывалась в переоснащение и ремонты. В 1999 году полмиллиона долларов было вложено в закупку кинокамер и оборудования в Германии. В 2000-м «Мосфильм» открыл собственные бесплатные курсы для подготовки специалистов. Киноконцерн медленно, но верно возвращался к жизни.
Но на достигнутом Шахназаров останавливаться не собирался, в его планах было поднять «Мосфильм» на мировой уровень. Будучи бессменным руководителем студии с далекого 1998 года и по сей день он твердой рукой неуклонно вел «Мосфильм» к намеченной цели [2].
За свой вековой путь Мосфильм выпустил более 2500 полнометражных кинофильмов, на которых выросло не одно поколение отечественных и зарубежных зрителей. Огромный пласт составляет классика советского кино – от знаковых драм до народных комедий, которые мы знаем наизусть. Примечательно, что фильмы смотрит не только русскоязычная аудитория, такие выводы можно сделать по выбранным языкам субтитров, фильмы пользуются успехом по всему миру и эти иностранные зрители исчисляются десятками миллионов. В тройку лидеров по просмотрам на YouTube - канале «Мосфильма» вошли «Операция Ы и другие приключения Шурика (реж. Леонид Гайдай, 1965) – 86 млн. просмотров, «Девчата» (реж. Юрий Чулюкин, 1962) – 77 млн. просмотров», «Любовь и голуби» (режиссер Владимир Меньшов, 1984) – 76 млн. просмотров. К числу наиболее популярных и востребованных зрителей картин относится и военный фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» (2012) – 59 млн.
С новой экономической моделью развития уже в «нулевых» были полностью реконструированы все помещения, модернизация оборудования стала регулярной, строились новые здания и павильоны, началась ювелирная работа по реставрации фильмотеки. Причем студия не простаивала ни дня, съемки шли регулярно, выпускались новые картины. Благодаря расширениям и обновлениям «Мосфильм» также стал производственной площадкой для многих кинокомпаний и телевидения.
В 2016 году началось строительство четырех новых зданий, согласно масштабному проекту, предложенному Шахназаровым. В 2019 два из них уже были приняты в эксплуатацию – 16-й киносъемочный павильон (2,5 тыс. м2) и «Дом костюма и реквизита» (15 тыс. м2), представляющий собой трехуровневое здание, хранящие около 300 тыс. предметов одежды и около 200 тыс. различного реквизита. Здесь же, в цокольном этаже, размещена огромная коллекция ретроавтомобилей. В 2023 году запустили и вторую пару зданий: 17-й съемочный павильон (самый большой и высокотехнологичный не только в России, но и в Европе) и «Центр Кино» (главный из четырех зрительных залов которого оборудован не имеющей в России аналогов системой кинопоказа) образующие единый комплекс в 11 тыс. м2, с двухуровневым паркингом и благоустроенной территорией. Причем на этот проект, как и на все предыдущие модернизации и реконструкции из госбюджета не было взято ни рубля. Это была настоящая стройка века, увеличившая производственные мощности студии на сорок процентов и поднявшая "Мосфильм" на уровень таких гигантов, как «Warner Bros» и «Universal Pictures» [4].
На сегодняшний день «Мосфильм» по-прежнему рентабелен и, хоть и является государственной структурой, находится на полном самофинансировании и самоокупаемости. Все это благодаря Карену Георгиевичу Шахназарову, проявившему себя не только как гениальный режиссер, но и талантливый руководитель, навсегда вписавший свое имя в историю.
1. История Киноконцерна Мосфильм. -– Текст : электронный – URL: https://artsandculture.google.com/story/jAWBwi308BQA8A?hl=ru (дата обращения: 21.04.2024).
2. История Мосфильма. -– Текст : электронный – URL: – https: // www. mosfilm. ru / about / history/ (дата обращения: 21.04.2024).
3. Мосфильм: полная история нашего кинематографа / Людмила Соколова – Москва: АСТ, 2021 – 320 с.
4. Силкина А. «Мосфильму» – 100 лет: как устроена киностудия и что там можно увидеть. – Текст : электронный – URL: – https: // ria.ru / 20240130 / mosfilm-1923667468.html (дата обращения: 21.04.2024).