Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Разработана модель анализа влияния расходов по обычной деятельности на показатели эффективности гостиничного бизнеса, отличающаяся тем, что в нее введен показатель оценки качества управления – удельный вес прибыли от продаж, «снимаемой» с одного рубля затрат на оплату труда

Ключевые слова:
гостиничный бизнес, анализ, расходы, эффективность, качество управления, модель
Текст

Состав и структура расходов гостиничного бизнеса в открытом доступе раскрывается только в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (далее – Пояснения) и только у субъектов, ведущих учет по полной форме. Проблема в том, что не все из них представляют эту форму в Ресурс БФО. В разделе 6 указанных Пояснений раскрываются затраты на производство по элементам затрат. Группировка затрат по элементам призвана дать ответ на вопрос: что затрачено на оказание гостиничных услуг в отчетном периоде. Актуальность определяется тем, что информация по элементам затрат, имеющаяся в открытом доступе, недостаточно используется субъектами гостиничного бизнеса (ГБ) для управления расходами и проведения сравнительного анализа с ближайшими конкурентами.

Цель исследования: предложить и апробировать методику экспресс-анализа расходов ГБ по обычным видам деятельности по элементам.

Задачи исследования: выполнить анализ имеющейся в Ресурсе БФО в открытом доступе структуры расходов по элементам; дополнить анализ по элементам расходов ключевыми показателями, отражающими влияние расходов на эффективность бизнеса и характеризующими «качество управления» расходами на оплату труда в ГБ.

Объект исследования – субъекты ГБ, формирующие отчетность в полной форме, предмет исследования – методология формирования информации, необходимой для анализа расходов, возникающих при оказании гостиничных услуг.

В качестве информационной базы исследования и формирования аналитических показателей, характеризующих расходы, нами выбран гостиничный бизнес в целом по России. На сайте VTESTFIRM.ru по виду деятельности: 55.10 «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания» нами сформирована база «Рейтинг организаций России по выручке – 50 организаций за 2023 год [1]. Для целей исследования нами отобраны 10 первых и 10 последних в рейтинге из 50 ведущих организаций ГБ. Названия отобранных организаций и ИНН позволили нам сформировать из ресурса БФО необходимую базу по отчетности: Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах и Пояснениях к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (далее – Пояснения) [2]. Выявлено, что Пояснения представлены только девятью организациями из 20 отобранных нами организаций, что составляет 45%. На основе информации, полученной из Пояснений, нами сформирована финансовая модель расчета структуры расходов по каждой из исследуемых организаций и ее средней величины, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1

Модель расчета структуры и средней величины структуры расходов в ГБ России в 2023 году

Организация и структура расходов

Материальные затраты

Расходы на оплату труда и соц. отчисления

Амортизация

Прочие расходы

Итого расходы

1 НАО "Красная поляна"

1 458 316

1 984 280

2 334 988

5 596 120

11 373 704

Структура расходов, %

12,82

17,45

20,53

49,20

100,00

2 НАО "Центр "Омега"

209 518

1 529 844

449 015

734 984

2 923 361

Структура расходов, %

7,17

52,33

15,36

25,14

100,00

3 АО "Лотте Рус"

488 937

624 630

548 825

1 739 685

3 402 077

Структура расходов, %

14,37

18,36

16,13

51,14

100,00

4 ООО "Хотэл Менеджмент Компани"

355 866

579 715

78 057

914 310

1 927 948

Структура расходов, %

18,46

30,07

4,05

47,42

100,00

5 АО ВПТК "Меркурий"

140 486

191 045

38 233

496 849

866 613

Структура расходов, %

16,21

22,05

4,41

57,33

100,00

6 ООО "Славянская гостиница и деловой центр"

454 497

690 465

47 796

63 323

1 256 081

Структура расходов, %

36,18

54,97

3,81

5,04

100,00

7 ООО "Моспромстрой отель Менеджмент"

161 392

265 852

176 975

287 467

891 686

Структура расходов, %

18,10

29,81

19,85

32,24

100,00

8 ООО "Алтай Резорт"

252 630

264 813

201 458

533 881

1 252 782

Структура расходов, %

20,17

21,14

16,08

42,62

100,00

9 АО гостиница Советская

305 349

153 707

48 547

230 007

737 610

Структура расходов, %

41,40

20,84

6,58

31,18

100,00

Среднее арифметическое удельных весов в структуре расходов, %

20,54

29,67

11,87

37,92

100,00

 

Примечание:

под номерами 1 – 4 представлены организации из первой десятки по рейтингу, 5 – 9 - из последней десятки по рейтингу;

под номерами 1, 2 – Краснодарский край; 3, 4, 5, 6, 7 – Москва; 8 – Республика Алтай, 9 – Санкт-Петербург.

Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают «прочие расходы» – до 57,33%. При этом отмечается очень большой разброс показателей: от 5,04% до 57,33%. Что подтверждает необходимость детального исследования этих расходов. В составе прочих расходов отражаются: аренда и ремонт зданий и другого имущества, почтовые расходы, затраты на связь, охрану, пожарную безопасность, обслуживание кассовой техники, оплата услуг банков, процентные платежи по кредитам, расходы на рекламу и маркетинг и т.п.

Вторые по значимости – это расходы на оплату труда, включая социальные отчисления: наибольшее значение 54,97%. При этом также отмечается значительный разброс показателей от 17,45% до 54,97%.

Предложенная модель может быть использована для анализа динамики исследуемых показателей в различных отчетных периодах любой конкретной организации, а также для сравнительного анализа с ближайшими конкурентами.

Чтобы оценить влияние расходов на эффективность бизнеса необходимо их сумму сопоставить с выручкой и прибылью от продаж. Кроме того, учитывая значительный удельный вес расходов на оплату труда с социальными отчислениями, предлагается оценить отдачу с каждого рубля затрат на оплату труда. Для решения этих задач нами разработана финансовая модель, которая представлена в таблице 2.

Предложено рассчитывать показатель «Рентабельность продаж по прибыли от продаж» в качестве классического подхода к оценке эффективности бизнеса. Для оценки эффективности управления расходами на оплату труда в ГБ мы предлагаем рассчитывать два частных нестандартных показателя: удельный вес расходов на оплату труда с социальными отчислениями в выручке от продаж и «отдача от рубля заработной платы – прибыль от продаж, приходящаяся на 1 рубль затрат на оплату труда с отчислениями».

 

Таблица 2

 

Расчет показателей эффективности ГБ и частных показателей эффективности управления ГБ в России 2023г.

 

Организация

Выручка

Прибыль (убыток) от продаж

Рентабельность продаж, %

Итого расходы на оплату труда и соц. отчисления

Итого расходы по обычным видам деятельности

Уд. вес расходов в выручке, %

Уд. вес расходов на оплату труда в выручке, %

Уд. вес прибыли от продаж, «снимаемой» с 1 рубля расходов на оплату труда, %

НАО "Красная поляна"

11 066 478

-307 226

-2,78

1 984 280

11 373 704

102,78

17,93

-15,48

НАО "Центр "Омега"

5 408 208

2 484 847

45,95

1 529 844

2 923 361

54,05

28,29

162,42

АО "Лотте Рус"

4 396 447

994 370

22,62

624 630

3 402 077

77,38

14,21

159,19

ООО "Хотэл Менеджмент Компани"

2 827 051

899 103

31,80

579 715

1 927 948

68,20

20,51

155,09

АО ВПТК "Меркурий"

1 474 571

607 958

41,23

191 045

866 613

58,77

12,96

318,23

ООО "Славянская гостиница и деловой центр"

1 419 592

163 511

11,52

690 465

1 256 081

88,48

48,64

23,68

ООО "Моспромстрой отель Менеджмент"

1 408 185

516 499

36,68

265 852

891 686

63,32

18,88

194,28

ООО "Алтай Резорт"

1 329 804

77 022

5,79

264 813

1 252 782

94,21

19,91

29,09

АО гостиница «Советская»

1 281 283

543 673

42,43

153 707

737 610

57,57

12,00

353,71

 

 

 

Если сопоставить наиболее высокие уровни рентабельности продаж 45,95% и 42,93% с удельным весом расходов на оплату труда в выручке соответственно 28,29% и 12,00%, деятельность управленческого персонала эффективнее, с нашей точки зрения, в АО гостиница «Советская», на втором месте – НАО "Центр "Омега".

Но мы предлагаем в качестве основного показателя оценки эффективности деятельности управленческого персонала – «Удельный вес прибыли от продаж, «снимаемой» с 1 рубля расходов на оплату труда». В нашем случае наивысшие значения 353,71% и 318,23% и с ними необходимо сопоставить наиболее высокие уровни рентабельности продаж 42,43% и 41,23%. Деятельность управленческого персонала эффективнее, в АО гостиница «Советская», на втором месте – АО ВПТК "Меркурий", на третьем – НАО "Центр "Омега".

В целом, подтверждена целесообразность детального анализа затрат на оплату труда, которые в среднем составляют 29,67% в расходах по обычной деятельности и «забирают» из выручки от 12,00% до 48,64%, при этом отдача от этих затрат колеблется от (-15,48%) до 353,71%.

В результате исследования нами получено подтверждение о значительном «разбросе» в структуре расходов ГБ и, соответственно, достаточно сложном управлении величиной расходов.

По-нашему мнению, наибольшая сложность в управлении расходами объясняется различным составом номерного фонда, так одноместные номера более затратные, но при этом предполагается, что они должны быть и более рентабельными.

Кроме того, большинство затрат (около 70%) носят условно-постоянный характер, т.е. прямо не зависят от фактического объема предоставленных услуг.

Значительное влияние на величину расходов оказывает и регион, в котором осуществляется деятельность ГБ (климатические особенности), и фактор сезонности и местоположение бизнеса, в частности, имеющиеся или потенциально развивающиеся туристические потоки, все это в целом влияет на наполняемость номерного фонда.

При управлении расходами в ГБ необходимо учитывать особенности влияния на прибыль, как расходов, так и загрузки номерного фонда.

Усиление конкуренции часто приводит к тому, что гостиницы, желая привлечь гостей для повышения загрузки, предлагают значительные скидки, в итоге средняя цена на номер падает, и, соответственно, снижается доход на номер. (RevPAR, средний доход на номер, рассчитывается как частное от деления выручки от продажи номеров на количество действующих номеров в гостинице за соответствующий отрезок времени).

В большей степени на уровень прибыли влияет уровень загрузки номерного фонда и уровень цен, чем воздействие на величину прибыли изменений в результате экономии по отдельным статьям затрат. Но не всегда снижение тарифа на услуги проживания компенсируется ростом загрузки.

Именно поэтому необходим системный подход к анализу расходов в ГБ с учетом взаимосвязи и взаимовлияния на них загрузки номерного фонда.

Задачи исследования выполнены. Проведен анализ имеющейся в Ресурсе БФО в открытом доступе структуры расходов по элементам и выявлены наиболее значимые элементы расходов, требующих контроля со стороны менеджмента ГБ.

В результате предложена и апробирована модель оценки ключевых показателей, отражающих влияние расходов на эффективность гостиничного бизнеса. Ключевые показатели сформированы на основе информационной базы Ресурса БФО, по девяти организациям из 50 ведущих в России.

В модель введен частный показатель, отражающий, по-нашему мнению, эффективность управления расходами на оплату труда с социальными отчислениями в гостиничном бизнесе – «Удельный вес прибыли от продаж, «снимаемой» с одного рубля расходов на оплату труда».

Проведенное в модели сопоставление данного показателя с показателем «Прибыль от продаж» позволило подтвердить обоснованность введения нами частного показателя, характеризующего качество управления расходами на оплату труда в ГБ.

Предложенная модель, по сути, может быть использована для оценки и контроля динамики ключевых и частных показателей эффективности деятельности отдельно взятой организации, и для оценки конкурентоспособности по сравнению с ближайшими конкурентами, но уже в пределах сопоставимых масштабов деятельности.

Ограничения модели в том, что она исследует элементы расходов, не отражая, где эти расходы осуществлялись. Но она предоставляет «ключевые» моменты для углубления исследования, которое предполагает использование закрытых данных управленческого учета исследуемого предприятия, являющихся коммерческой тайной.

Список литературы

1. Проект сравнительного анализа финансового состояния российских организаций [Электронный ресурс].  URL:https://www.testfirm.ru (24.04.2024).

2. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности [Электронный ресурс]. - URL: https://bo.nalog.ru(24.04.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?