Развитие социального предпринимательства является новым вектором в развитии малого бизнеса в России. Социальное предпринимательство играет важную роль и решает социальную напряженность на территории муниципальных образований. Для динамичного развития данного сектора формируются меры поддержки, которые стимулируют развитие социального предпринимательства. В работе рассмотрен вопрос инструментов поддержки социального предпринимательства в Российской Федерации
социальное предпринимательство, меры государственной поддержки социального предпринимательства, категории субъектов малого и среднего предпринимательства
Социальное предпринимательство – новое для нашей страны явление, набирающее популярность. Только за 2022 год количество социальных предприятий в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства выросло почти на 30%.
Социальным предпринимательством признается деятельность малых и средних предприятий, которая направлена на достижение общественно полезных целей и способствует решению социальных проблем граждан и общества. Условия, при которых предприятие признается социальным, перечислены в статье 24.1 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].
Успешность реализации социального проекта напрямую зависит от желания помочь нуждающимся, а также от профессиональной оценки потребностей аудитории и соблюдения инновационного подхода.
Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определено понятие «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». Порядок признания субъекта малого и среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядок формирования перечня субъектов МСП, имеющих статус социального предприятия, утверждены приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2019 г. № 773.
Субъект малого и среднего предпринимательства относится к социальному предприятию, если подходит к одной из 4 категорий, представленных в законе.
В РФ существует ряд мер поддержки, стимулирующих развитие социального предпринимательства, – это финансовая, гарантийная, имущественная, образовательная поддержка, налоговые льготы.
В качестве меры финансовой поддержки выделяются гранты социальным предприятиям. Гранты предоставляются в размере до 500 тыс. рублей (в Арктической зоне до 1 млн. рублей) на конкурсной основе. Софинансирование составляет не менее 25% на реализацию проекта в сфере социального предпринимательства. На получение гранта может претендовать социальное предприятие, включенное в реестр социальных предпринимателей региона и прошедшее обучение в сфере социального предпринимательства.
Для социальных предпринимателей, подтвердивших статус «социального предприятия», предусмотрены льготные займы до 5 млн. руб. на срок до 3 лет из региональных государственных фондов микрофинансирования.
Для социальных предприятий ставки по таким займам составляют не более размера ключевой ставки ЦБ.
Условия предоставления микрозайма:
- отсутствие просроченной задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет более 50 тыс. рублей в течение 30 дней до заключения договора;
- отсутствие на дату подачи заявки задолженности перед персоналом по заработной плате более трёх месяцев;
- не применяются процедуры банкротства / отзыва лицензии.
Гарантийная поддержка заключается в том, что корпорация малого и среднего предпринимательства и региональные гарантийные организации предоставляют независимые гарантии и поручительства для обеспечения кредитов и займов субъектов малого среднего предпринимательства при недостаточности залога.
Гарантийная поддержка предоставляется для обеспечения договоров кредита или займа, которые субъекты малого и среднего бизнеса получают для инвестиций, пополнения оборотных средств (включая рефинансирование) или участия в закупках, а также договоров лизинга и другим.
Имущественная поддержка для социальных предпринимателей реализуется в следующих форматах:
- аренда государственного / муниципального имущества, в том числе помещений, с пониженной арендной платой;
- преимущественное право выкупа арендуемого объекта;
- аренда рабочих мест в коворкинге на льготных условиях.
Меры поддержки социального предпринимательства помимо Федерального закона №209-ФЗ могут устанавливаться также в иных нормативных правовых актах: федеральных, региональных или местных. В ряде регионов РФ установлена пониженная налоговая ставка на УСН.
Образовательная поддержка социальных предпринимателей осуществляется образовательными программами по ведению предпринимательской деятельности в сфере социального предпринимательства. Данные программы реализуются в каждом регионе. Также поддержка может осуществляться иными организациями, занимающимися развитием социального предпринимательства: «АО «Корпорация МСП», Фонд «Наше будущее» и др.
Таким образом, развитие социального предпринимательства в России в настоящее время находится в существенной зависимости от государства, крупного бизнеса, частных фондов. В исследовании, выполненном по заказу Фонда «Наше будущее», «Социальное предпринимательство в России: перспективы развития» названы главные проблемы развития социального предпринимательства – «недостаточность поддержки со стороны государства и бизнеса» (в т.ч. финансовой), «отсутствие импакт-инвесторов», «отсутствие устойчивой клиентской базы» [2]. При этом качество оказываемых социальными предприятиями услуг и производимых ими товаров, а также их «соответствие потребностям общества» были оценены довольно высоко.
Также наблюдается значительный рост социальных предпринимателей, что подтверждается ежегодным включением данной категории в реестр социальных предпринимателей каждого региона.
Совершенствование мер государственной поддержки субъектов социального предпринимательства продолжается. Категории субъектов социальных предпринимателей расширяются.
Агентством стратегических инициатив разработан региональный социальный стандарт, который представляет собой комплекс современных управленческих практик и решений для повышения качества и доступности услуг в социальной сфере в субъектах РФ [3].
Цель Стандарта – создание условий и формирование инфраструктуры для реализации практик и решений, направленных на повышение качества и доступности услуг в социальной сфере в субъектах РФ.
Задачи Стандарта:
- сформировать у представителей органов власти и организаций комплексное согласованное видение социальной сферы в регионе и приоритеты её развития на основе запросов граждан;
- провести реинжиниринг процессов оказания услуг, в том числе выстраивание и развитие в регионах системы межведомственного и межсекторного взаимодействия на основе технологии сервис-дизайна;
- внедрить единую методологию оценки качества услуг в социальной сфере на основе обратной связи от граждан.
Подводя итог, можно сделать вывод, что процесс развития социального сектора в регионах продолжается, и совершенствуются механизмы поддержки данного сектора.
1. Российская Федерация. Законы О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федерал. закон № 209-ФЗ: [принят Государственной думой 06 июля 2007 года: одобрен Советом Федера-ции 11 июля 2007 года]. – Текст: электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 18.04.2024).
2. Социальное предпринимательство в России: перспективы развития: аналитический отчет по результатам исследования. – Текст: электронный // ЦИРКОН, Social Business Group, 2021. – URL: https://www.zircon.ru/upload/iblock/a9b/sotsialnoe-predprinimatelstvo-v-rossii-perspektivy-razvitiya.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
3. Региональный социальный стандарт. – Текст: электронный // Агентство стратегических альтернатив. – URL: https://filesice.asi.ru/iblock/946/946d0385e1f6780979bcdbb98fff7b95/Regionalnyy-sotsialnyy-standart.pdf (дата обращения: 25.04.2024).