СТРЕСС У ПОДРОСТКОВ И СТУДЕНТОВ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматривается проблема стресса у подростков и студентов, его особенности и способы преодоления. Авторы подчеркивают важность понимания и поддержки со стороны окружающих, чтобы помочь подросткам успешно преодолевать стресс и развивать свои ментальные навыки для сохранения психического благополучия

Ключевые слова:
стресс, подростки, студенты, половые различия проявлений стресса, профилактика и преодоление стресса
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В наши дни стресс является неотъемлемой частью жизни современного человека, и оказывает значительное влияние на его физическое и психическое здоровье. В связи с этим особенно важно обращать внимание на стресс в различных возрастных группах, включая подростковый период. Подростковый возраст сопряжен с большим количеством изменений и вызовов, которые могут стать источником стресса для молодых людей. Процессы физиологического и психологического развития, формирование личности, обучение в школе, взаимоотношения с окружающими – все это может вызывать у подростков чувство дискомфорта, беспокойства и тревожности.

Подростки сталкиваются с разными стрессовыми ситуациями, такими как личные конфликты, проблемы с учебой, социальная изоляция, а также влияние современных технологий и социальных медиа. Неумение справляться с такими вызовами может привести к серьезным последствиям для психического и физического здоровья подростков. Поэтому исследование механизмов возникновения стресса у подростков, его влияния на их жизнь и способы преодоления является актуальной задачей современной науки. Понимание особенностей стресса в подростковом возрасте позволит разработать эффективные программы и методики по предотвращению и управлению стрессом у молодежи, способствуя их психологическому благополучию и формированию стрессоустойчивости для успешной адаптации в современном мире.

Среди подростков можно отдельно выделить такую социальную группу, как студенты. Студенческий стресс является не менее распространенным явлением, однако несколько отличается от общего понятия подросткового стресса. Различие состоит в том, что, помимо вышеупомянутых факторов, стресс возникает также из-за нехватки времени, большого объема учебной нагрузки, требований университета, конфликтов с преподавателями или одногруппниками, а также из-за страха провалить экзамены или не соответствовать ожиданиям окружающих относительно учебных успехов.

Также в студенческие годы особо остро встает проблема финансовой независимости, связанная с необходимостью студента сепарироваться от родителей на фоне учебной загруженности, вынуждая совмещать учебу и работу и, как следствие, крайне негативно влияя на способность студента справляться со стрессом в этих областях деятельности. Отчасти это связано с устоявшимися традициями представителей старшего поколения, которые не совпадают с действительностью. В число таких традиций входят следующие устои:

Завышенные ожидания в учебной деятельности. Завышение ожиданий со стороны родителей в учебной деятельности может иметь негативные последствия для студента. Родители могут стремиться к тому, чтобы их ребенок достиг высоких результатов, но слишком большое давление может привести к стрессу, тревожности и даже к снижению мотивации.

Волнение родителей по поводу поиска работы может быть обусловлено их беспокойством о будущем своего ребенка и желанием его успешной карьеры. Однако, студент может испытывать стресс и дополнительное давление из-за постоянных намеков и требований родителей.

В прошлом жилье часто было связано с владением собственным домом или квартирой. Сегодня, с изменением экономической ситуации и увеличением стоимости жилья, многие люди предпочитают арендовать жилье или жить в совместном жилье. Родители, которые выросли в эпоху, когда владение собственным жильем было нормой, могут не понимать или не принимать эти изменения.

Давление родителей на студента по поводу создания семьи может возникать из-за различных причин, например, из-за общественных представлений о том, что создание семьи – важный этап в жизни каждого человека, или из-за желания родителей иметь внуков как продолжение рода. Необходимо помнить, что решение о создании семьи – личное дело каждого человека, и оно должно быть принято на основе собственных желаний и готовности.

Важно помнить, что устаревшие понятия родителей могут быть результатом их собственного опыта и воспитания, а также отражать социальные и культурные изменения, которые произошли за их жизнь. Важно обсуждать эти различия и находить компромиссы, чтобы уважать и понимать друг друга.

Влияние студенческого стресса на психическое и физическое здоровье студентов может быть серьезным. Постоянное напряжение и тревога могут привести к развитию депрессии, тревожности, нарушениям сна, проблемам с пищевым поведением, а также к ухудшению иммунной системы и общему падению физического самочувствия. Влияние стресса также может сказываться на учебной успеваемости студентов, а также на их отношениях с окружающими и качестве жизни.

Не стоит забывать, что социальные группы разделяются не только по видам деятельности подростков, но и по половым признакам. Стресс может проявляться у мальчиков и девочек по-разному, и на это могут влиять различные факторы. Например, мальчики могут чаще испытывать физические симптомы стресса, такие как головные боли или боли в животе, в то время как девочки могут чаще испытывать эмоциональные симптомы, такие как тревога или депрессия. Однако, это не означает, что все мальчики и девочки будут испытывать стресс одинаково. Каждый человек уникален, и его реакция на стресс может зависеть от множества факторов, таких как генетика, окружающая среда, индивидуальные особенности и т.д. Также стоит отметить, что различия в стрессе у мальчиков и девочек могут быть связаны с социальными и культурными нормами. Например, мальчики могут испытывать большее давление, чтобы быть успешными в спорте или учебе, в то время как девочки могут испытывать большее давление, чтобы быть красивыми и популярными. В целом, важно понимать, что стресс может проявляться у всех людей по-разному, и это не зависит только от пола. Однако, знание о возможных различиях в проявлении стресса у мальчиков и девочек может помочь нам лучше понимать и помогать подросткам, которые испытывают стресс.

Так как современные технологии (смартфоны, социальные сети, игры и другие) стали неотъемлемой частью жизни подростков, использование этих технологий также может вызывать стресс у подростков.

Рассмотрим некоторые из причин, по которым технологии могут вызывать стресс у подростков. Постоянное подключение к социальным сетям и онлайн-коммуникациям может вызывать чувство тревоги и беспокойства, особенно если подростки постоянно сравнивают себя с другими. Игры и другие формы развлечений на мобильных устройствах могут вызывать зависимость и отвлекать от других важных аспектов жизни, таких как учеба или общение с друзьями и семьей. Постоянное использование технологий может привести к недостатку физической активности и проблемам со здоровьем, таким как проблемы со сном, боли в спине и другие. Некоторые подростки могут использовать технологии для «кибербуллинга» или других форм насилия, что может вызывать стресс и негативные эмоции у жертв. Использование технологий может привести к потере времени и неэффективности, что может вызывать стресс и неудовлетворенность.

Чтобы помочь подросткам справиться со стрессом, связанным с использованием технологий, можно предложить следующие рекомендации:

1. Установить ограничения на использование технологий, например, ограничить время, проводимое в социальных сетях или играх.

2. Поощрять физическую активность и другие формы развлечений, которые не связаны с использованием технологий.

3. Обучать подростков навыкам управления стрессом и эмоциональной регуляции.

4. Общаться с подростками о том, как они используют технологии и какие проблемы они могут испытывать.

5. Поддерживать здоровый баланс между использованием технологий и другими аспектами жизни, такими как учеба, общение с друзьями и семьей, физическая активность и отдых.

Важно помнить, что использование технологий может быть полезным и приятным для подростков, но важно также осознавать возможные негативные последствия и принимать меры для их предотвращения.

Для того, чтобы справиться со студенческим стрессом, студентам важно научиться эффективно управлять своим временем, развивать навыки саморегуляции и стрессоустойчивости, заботиться о своем физическом и психическом здоровье, а также обращаться за помощью к специалистам в случае необходимости. Важно также устанавливать баланс между учебой, работой, отдыхом и социальной жизнью, чтобы избежать перегрузки и избыточного стресса.

Рассмотрим поподробнее несколько способов преодоления стресса у студентов. Физические упражнения помогают снизить уровень стресса и улучшить настроение. Регулярные занятия спортом или даже простая прогулка на свежем воздухе могут помочь снять напряжение и улучшить общее состояние.

Правильное питание также играет важную роль в преодолении стресса. Употребление здоровой пищи, богатой витаминами и минералами, помогает поддерживать организм в хорошей форме и уменьшает вероятность возникновения стресса.

Поддержка со стороны друзей и близких также может помочь студентам преодолеть стресс. Общение с людьми, которые понимают и поддерживают, может помочь снять напряжение и улучшить настроение.

Организация времени и планирование задач могут помочь студентам лучше справляться со стрессом. Разделение задач на более мелкие части и установление приоритетов может помочь снизить уровень стресса.

Научно доказано, что смех снижает уровень стресса благодаря увеличению притока кислорода в организме на 22% [1].

Профилактика стресса у подростков имеет большое значение для их эмоционального благополучия. Важным аспектом в этом контексте является заблаговременная реакция на потенциальные стрессовые ситуации, что позволяет предупредить возможные негативные последствия. Одним из эффективных способов профилактики стресса у подростков, по данным исследований, является тренинг стрессоустойчивости. Такие занятия позволяют им научиться справляться со стрессом, развивать навыки саморегуляции и эмоциональной стабильности. Благодаря тренингу стрессоустойчивости подростки могут эффективно преодолевать жизненные трудности, укреплять свою психическую устойчивость и поддерживать психологическое здоровье.

Формирование стрессоустойчивости можно разделить на три этапа: диагностический, аналитический и формирующий, где основной целью диагностического этапа является получение информации об индивидуальных особенностях подростка (консультация с родителями субъекта), аналитический этап отвечает за анализ результатов и разработку комплекса рекомендаций (создание условий, подходящий для развития стрессоустойчивости), формирующий этап предполагает организацию методологической работы с родителями и педагогами (целевые тренинги, направленные на осознанную проработку проблем) [2]. Следовательно, ранняя профилактика стресса с использованием тренинга стрессоустойчивости играет важную роль в обеспечении психологического благополучия подростков.

Итак, стресс является неотъемлемой частью жизни подростков и студентов, и может оказывать серьезное воздействие на их физическое и психическое здоровье. Проблемы с учебой, социальные взаимоотношения, ожидания окружающих – все это может стать причинами стресса. Однако, несмотря на это, существует множество методов борьбы с ним.

Важно научиться управлять своим стрессом, не допускать его негативных последствий и заботиться о своем психическом и физическом здоровье. Занятия спортом, психологическая поддержка, регулярный отдых и планирование времени – все это может помочь в борьбе со стрессом. Стресс не должен стать препятствием на пути к успеху и счастью, ведь умение эффективно бороться с ним – это важный навык, который пригодится во всех сферах жизни.

Список литературы

1. Laughter Helps Blood Vessels Function Better // University of Maryland Medical Center. – Текст: электронный // Newswise. – URL: https://www.sciencedaily.com/releases /2005/03/050310 100458.htm (дата обращения 17.04.2024).

2. Тихомирова Т.С. Формирование стрессоустойчивости подростков: метод. пособие / Т.С. Тихомирова. – М.: СИП РИА, 2003. – 87 с.; 21 см. – Библиогр.: с. 69-71. – ISBN 5-89354-202-9. – Текст: непосредственный.

Войти или Создать
* Забыли пароль?