Рассмотрено понятие эмоционального интеллекта, его компоненты. Приводятся результаты практического исследования, посвященного анализу связи между эмоциональным интеллектом и академической успеваемостью обучающихся высшего учебного заведения
эмоциональный интеллект, самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки
В последние десятилетия вопросы изучения эмоциональной составляющей процесса обучения привлекают все большее внимание исследователей в России и за рубежом. Интерес к проблемам формирования эмоционального интеллекта в высшей школе обусловлен тем, что степень развития данной психологической характеристики личности положительно влияет на мотивацию студентов к обучению, адаптацию в университете и на академические результаты образования.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что учащиеся, обладающие высоким уровнем эмоциональной устойчивости, способностью адекватно воспринимать собственные и чужие переживания и управлять ими, более успешно осваивают профессиональные компетенции и, как правило, бывают хорошими коммуникаторами. Впоследствии такие выпускники становятся востребованными специалистами на рынке труда.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это понятие, которое предполагает не только умение управлять своими эмоциями, но и умение регулировать их, управлять межличностными отношениями, адаптироваться к переменам и принимать решения в повседневной жизни. Основные компоненты эмоционального интеллекта это: осознание собственных эмоций, саморегуляция, эмпатия, социальные навыки [1].
Рассмотрим подробнее данные компоненты.
Развитый эмоциональный интеллект помогает людям лучше понимать свои собственные эмоции, что способствует принятию более аутентичных и соответствующих их потребностям решений. Также эмоциональный интеллект дает лучшее понимание собственных сильных и слабых сторон, что важно для определения учебных потребностей, разработки более эффективных стратегий обучения, преодоления возникающих трудностей.
Эмоциональный интеллект определяет способность к саморегуляции и управлению стрессом, что способствует повышению концентрации во время учебы, снижению тревожности при выполнении экзаменов и тестов и облегчает процесс обучения. Развитый эмоциональный интеллект способствует более адаптивному отношению к неудачам и провалам. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обычно могут быстрее восстанавливаться после неудач и обращать их в уроки для будущих действий [2].
И, конечно, значительное влияние эмоциональный интеллект имеет на социальные навыки, включая эмпатию, умение устанавливать сочувственные взаимоотношения, умение взаимодействовать с другими людьми, и управлять межличностными конфликтами, что в целом можно назвать социальной компетентностью. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обычно лучше справляются с работой в группах, поскольку они обладают способностью понимать и учитывать эмоции других участников, устанавливать позитивные отношения и действовать в интересах всей команды. Высокий уровень эмоционального интеллекта может способствовать процессу установления и поддержания дружеских отношений, а также улучшить качество взаимодействия с другими людьми [3].
Люди с развитым эмоциональным интеллектом обычно лучше понимают свои собственные эмоции, желания и мотивы. Это помогает им лучше определить свои цели, источники мотивации и то, что их вдохновляет, что в свою очередь способствует поддержанию высокого уровня мотивации. Повышение мотивации, управление своей мотивацией способствует формированию настойчивости и трудолюбия в достижении учебных целей [4].
Эти умения могут пригодиться для эффективного взаимодействия с преподавателями, одногруппниками и другими участниками образовательного процесса. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта способствует более эффективному и адаптивному подходу к решению проблем, что в конечном итоге обеспечит более успешное преодоление затруднений. Эти факторы в совокупности могут способствовать повышению общей успеваемости и академических достижений студентов.
Для выявления связи между эмоциональным интеллектом и успехом в образовании обучающихся высшего учебного заведения было проведено практическое исследование. Цель практического исследования: проследить связь между эмоциональным интеллектом и академической успеваемостью обучающихся высшего учебного заведения. Была выдвинута гипотеза: чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем больших успехов в образовании достигают учащиеся высшего учебного заведения.
На базе высшего учебного заведения ФГБОУ ВО «Ангарский государственный технический университет» было проведено тестирование, в котором добровольное участие приняли 20 студентов в возрасте от 18 до 30 лет, 10 мужчин и 10 женщин. Для этого было предложено выполнить онлайн тест эмоционального интеллекта, МЭИ [5]. Тест включает 40 утверждений, нужно оценить, насколько часто применимо каждое утверждение для испытуемого и выставить оценки по пятибалльной шкале. Тестирование производилось респондентами самостоятельно, после чего они предоставили бланки результатов, в которых были определены показатели по четырем шкалам: осознание своих чувств, управление своими чувствами, осознание чувств других, управление чувствами других, а также интегральный показатель эмоционального интеллекта (рис.1).
чел. |
Интегральный показатель ЭИ |
Рисунок 1 – Интегральный показатель эмоционального интеллекта (ЭИ) обучающихся
Для установления связи между эмоциональным интеллектом и академической успеваемостью обучающихся высшего учебного заведения была изучена имеющаяся документация (зачетные книжки студентов), был определен средний аттестационный балл каждого студента (рис. 2).
чел. |
Средний аттестационный балл |
Рисунок 2 – Показатель среднего аттестационного балла обучающихся
Для определения статистической значимости взаимосвязи между интегральным показателем эмоционального (A) интеллекта и средним аттестационным баллом (B) был использован метод корреляции Спирмена.
Было выполнено:
1) ранжирование значений А и В;
2) произведен подсчет разности между рангами А и В (d);
3) возведение каждой разности d в квадрат (d2);
4) подсчитана сумма квадратов;
5) произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
(1)
6) определены критические значения.
Эмпирическое значение критерия Спирмена rs = 0,796 мы сравнили с критическими значениями. Критические значения определили по таблице критических значений: 0,45 (уровень достоверности 0,05) и 0,57 (уровень достоверности 0,01). Эмпирическое значение 0,796 больше критических значений, таким образом, корреляция между средним аттестационным баллом и интегральным показателем эмоционального интеллекта статистически значима.
Выводы по результатам тестирования:
1. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и академической успеваемости у студентов статистически значима.
2. Высокий интегральный показатель эмоционального интеллекта соответствует высокому среднему аттестационному баллу обучающегося.
Гипотеза исследования подтвердилась: чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем больших успехов в образовании достигают обучающиеся высшего учебного заведения.
В результате работы над темой были выполнены все поставленные задачи:
– раскрыты понятие эмоционального интеллекта и его роль в учебном процессе;
– определены основные компоненты эмоционального интеллекта;
– проанализировано влияние эмоционального интеллекта на академическую успеваемость.
В качестве темы для дальнейших исследований можно рассматривать проблему совершенствования эмоционального интеллекта, как в целом, так и его важнейших компонентов: осознания эмоций, управления ими, эмпатии и социальных навыков.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что эмоциональный интеллект играет важную роль в успехе в образовании. Он помогает студентам лучше управлять своими эмоциями, развивать социальные навыки, решать проблемы, проявлять мотивацию и управлять стрессом. Все это способствует более эффективному обучению и достижению лучших результатов в образовании. Студенты с высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют значительно более высокую успеваемость, чем студенты с низким его уровнем. Развитие эмоционального интеллекта в вузах позволяет совершенствовать интеллектуальные и творческие способности студентов, обеспечивая впоследствии их профессиональный успех.
1. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. – М.: БХВ-Петербург, 2017. – 665 c. – Текст: непосредственный.
2. Кетс де Врис Манфред. Мистика лидерства. Развитие эмоционально-го интеллекта / Кетс де Врис Манфред. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 686 c. – Текст: непосредственный.
3. Рождественская, Н.В. Художественное творчество и эмоциональный интеллект / Н.В. Рождественская. – М.: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2019. – 140 c. – Текст: непосредственный.
4. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к изменениям / Коллектив авторов. – М.: Когито-Центр, 2020. – 587 c. – Текст: непосредственный.
5. Манойлова, М. Методика диагностики эмоционального интеллекта / М. Манойлова – Текст: непосредственный // Акмеология. Методологические и методические проблемы. – 2006. – Вып. 11. – С. 139-143.