В статье рассмотрены законодательные основы стратегического планирования на уровне муниципальных образований. Выявлены и охарактеризованы особенности муниципального стратегического планирования. Приведены примеры практики стратегического планирования в Ангарском городском муниципальном образовании
стратегическое планирование, муниципальное стратегическое планирование, муниципальное образование
Институт муниципального стратегического планирования в Российском законодательстве обладает рядом особенностей, которые предопределяют многие специфические черты и проблемы муниципального стратегического планирования.
Прежде всего отметим, что муниципалитеты в России занимались разработкой документов стратегического планирования уже с конца 1990-х годов, но правовые основания для этой деятельности до 2014 года были неочевидными. Только в 2014 году Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определил перечень документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне муниципального образования и полномочия органов местного самоуправления в данном процессе. К таким документам относятся:
1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;
2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;
4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;
5) муниципальные программы.
Среди полномочий органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования выделяют:
1) определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
2) разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;
3) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления [1].
В настоящее время данный нормативный акт пока является единственным законом, регулирующим разработку стратегий на муниципальном уровне и устанавливает только общие требования к перечню документов и полномочиям участников. Как видим, законодательство позволяет самостоятельно на местном уровне определять и подходы к формулированию целевых ориентиров, и организационные схемы разработки и реализации документов, и методы мониторинга и оценки их реализации, а также множество иных аспектов планировочного процесса. Таким образом, значительную самостоятельность местных органов власти можно отметить как особенность стратегического муниципального планирования.
Данное положение также подтверждается тем, что сегодня в федеральном законодательстве отсутствуют общие методические рекомендации по организации стратегического планирования на местном уровне. В этих условиях муниципалитеты самостоятельно разрабатывают рекомендации. Так, в Ангарском городском округе (далее – АГО) действует постановление Администрации АГО от 29.07.2015 г. № 640-па «Об утверждении Порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Ангарского городского округа и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ангарского городского округа» и распоряжение Администрации АГО от 15.07.2015 г. № 39-ра «Об утверждении Плана подготовки документов стратегического планирования Ангарского городского округа».
Рассмотрим особенности, с нашей точки зрения, являющиеся основными для обоснования специфики муниципального стратегического планирования.
Помимо ранее отмеченной самостоятельности органов местного самоуправления во многих вопросах стратегического планирования, как видим из установленного законодателями перечня документов, на местном уровне можно выделить подсистемы бюджетного планирования и социально-экономического планирования. Соответственно, взаимосвязь между подсистемами выражается в том, что в рамках одной подсистемы устанавливаются ограничения либо задаются параметры, которые необходимо учитывать в рамках другой подсистемы.
Следовательно, муниципальное стратегическое планирование является комплексным. Отметим, что необходимость координации стратегического управления и мер бюджетной политики была закреплена Указом Президента РФ от 8 ноября 2021 года № 633 «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [2].
Немаловажным аспектом в процессе является участие в нем всех социальных групп населения: предпринимателей, представителей науки, молодежи, пенсионеров. Субъектом муниципального стратегического планирования выступает все местное сообщество, следовательно, органам власти на местах необходимо усиливать самостоятельный (совместно с местным сообществом) поиск приоритетов, направлений и инструментов развития. Тем самым решается одна из задач стратегического планирования – выстраивание отношений между общественностью, бизнесом и государством. В Стратегии социально-экономического развития Ангарского городского округа на период 2017-2030 гг., утвержденной решением Думы АГО 05.07.2016 г. № 196-20 01рД, указано, что стратегические цели и основные задачи развития Ангарского городского округа определены исходя из объективных внутренних и внешних условий и учитывая мнение граждан и организаций, представляющих интересы различных слоев местного сообщества [3].
Важной задачей стратегического планирования на муниципальном уровне является на основе анализа реальной ситуации в муниципалитете определить его приоритетные направления, которые приведут к достижению главной цели. Для этого необходим качественный анализ текущего состояния муниципалитета. При этом, выбор методов анализа муниципалитета возлагается на органы местного самоуправления.
В Ангарском городском округе с целью выявления основных сильных и слабых конкурентных позиций территории, установления взаимосвязей этих позиций, их систематизации, определения возможностей Ангарского городского округа и существующих для него внешних угроз использовалась методика SWOT-анализа, который проводился в разрезе ведущих отраслей, сфер и направлений экономического и социального развития Ангарского городского округа. Оценка конкурентной привлекательности территории была основана на методике Гринчель Б.М. путем оценки влияния ряда факторов, таких как: экономическое развитие, качество жизни и развитие человеческого потенциала [3].
Анализ текущего состояния муниципалитета необходим, в том числе, с целью определения собственных ресурсов для достижения стратегических целей. Особенностью является тот факт, что в стратегии содержится оценка необходимых для ее реализации финансовых ресурсов, представленная, как правило, только в части источников финансирования, но не в виде конкретных расчетов. Статьей 7 Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» установлен принцип ресурсной обеспеченности, из которого как раз следует необходимость определения источников финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования [1].
Резюмируя вышесказанное, перечислим выявленные особенности муниципального стратегического планирования: самостоятельность органов местного самоуправления в планировочном процессе, включая выбор методов анализа и целевых ориентиров; комплексность планирования по причине необходимости учета взаимозависимых параметров бюджетной и социально-экономической сферы муниципалитета; широкий перечень субъектов муниципального стратегического планирования (научное и местное сообщество), который определяет всесторонний охват интересов при составлении стратегий развития.
Таким образом, стратегическое планирование на муниципальном уровне является не только важной, но и весьма сложной задачей, так как требует решения целого ряда проблем с учетом вышеперечисленных особенностей данного процесса.
1. Российская Федерация. Законы. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ. – Текст: электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 30.04.2024).
2. Российская Федерация. Законы. Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации: указ Президента РФ от 8 ноября 2021 года № 633. – Текст: электронный. – URL: https://base.garant.ru/403015816/ (дата обращения: 02.05.2024).
3. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ангарского городского округа на период 2017-2030 годов: решение Думы АГО 05.07.2016 г. № 196-20 01рД. – Текст: электронный. – URL: https://angarsk-adm.ru/ekonomika/strategiya-razvitiya/ (дата обращения: 01.05.2024).
4. Стратегическое планирование на местном уровне: монография. – Текст: электронный. – URL: https://www.urbaneconomics.ru/sites/default/ files/stratplanirovanie.pdf (дата обращения: 02.05.2024).