Рассмотрены особенности работы бурильно-крановых машин и условия труда машиниста на примере энергетического предприятия Иркутской области
бурильно-крановая машина, условия труда, безопасность
Самоходные бурильно-крановые машины (БКМ) широко применяются во всех видах строительства при устройстве свайных оснований зданий и сооружений, колодцев, опор мостов, трубопроводов, линий электроснабжения, ограждений, а также при обустройстве дорог, посадке зеленых насаждений. Они представляют собой совместно действующее бурильное и специальное крановое оборудование, смонтированное на шасси автомобилей и тракторов, привод которого осуществляется от двигателя базовой машины или самостоятельной силовой установки. Бурильным оборудованием проходят вертикальные и наклонные скважины в талых и сезонно промерзающих грунтах благодаря способу механического вращательного бурения, а специальным крановым - устанавливают в пробуренные скважины всевозможные опоры, блоки колодезных облицовок и другие элементы. Лопастной бур – это основной тип бурильного инструмента. Наличие подачи бура на забой, регулируемой гидравликой, и автоматического регулирования скорости вращения бура позволяет выбрать наиболее оптимальный и быстрый режим бурения грунта [1,2]. Достоинством механических машин является простота в обслуживании, высокая прочность и недорогие запасные части. Недостатки бура - шум и вибрация.
На исследуемом объекте применяется бурильно-крановая машина БКМ-317-01 (рис. 1), предназначена для бурения скважин в грунтах до IV категории по СНиП IV-2-82 «Правила разработки и применения элементных сметных норм на строительные конструкции и работы» (при отсутствии валунов, плывунов и линз) и установки в них опор при строительстве линий электропередач и связи [3]. Эксплуатация машины допускается в районах с умеренным климатом в интервале температур окружающего воздуха от – 40°С до + 40°С.
Рисунок 1 – Машина бурильно-крановая БКМ-317-01
Машина состоит из базового автомобиля (1) и бурильно-кранового оборудования (2). Бурильно-крановое оборудование шарнирно закреплено на кронштейнах специальной рамы и может поворачиваться в продольно-вертикальной плоскости машины гидроцилиндром при установке оборудования в транспортное и рабочее положение. В транспортном положении бурильное оборудование укладывается на опорную стойку [1].
Бурильно-крановое оборудование включает бурильную мачту с оголовком, штангу с бурильным инструментом в виде лопастного бура с забурником и резцами, гидравлический механизм подачи бурильного инструмента на забой и извлечения его из скважины, вращатель штанги и однобарабанную червячную реверсивную лебедку для установки опор в пробуренную скважину. Бурильно-крановая машина по принципу действия является машиной механического бурения циклического действия с гидромеханическим приводом исполнительных механизмов. Наличие трансмиссии с большим диапазоном скоростей вращения в сочетании с бесступенчатым регулированием поступательной подачи бурильного инструмента обеспечивает выбор рационального режима бурения в зависимости от прочности и структуры разрабатываемого грунта [2].
Бурильно-крановые машины классифицируют по следующим основным признакам:
- по типу базовой машины: на автомобильные и тракторные;
- по принципу действия бурильного оборудования: цикличного и непрерывного действия;
- по типу привода бурильного и кранового оборудования: с механическим, гидравлическим и смешанным (гидромеханическим) приводом;
- по виду исполнения бурильно-кранового оборудования: совмещенное (бурильное и крановое оборудование смонтированы на одной мачте) и раздельное (бурильное оборудование смонтировано на мачте, крановое на стреле);
- по возможности поворота рабочего оборудования в плане: неповоротные и поворотные;
- по расположению рабочего оборудования на базовом шасси: с задним боковым расположением у неповоротных машин, на поворотной платформе - у поворотных.
Главный параметр бурильно-крановых машин - максимальная глубина разбуриваемой скважины. К основным параметрам относятся: диаметр бурения (скважины), угол бурения (угол наклона оси скважины к горизонту), грузоподъемность кранового оборудования. В качестве сменного бурильного инструмента бурильно-крановых машин используются лопастные, кольцевые и шнековые буры, закрепляемые на конце бурильной штанги, которой сообщается крутящий момент и усилие подачи [2].
В соответствии с общими требованиями безопасности к управлению бурильно-крановой машиной допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие профессиональное или среднетехническое образование, прошедшие обучение безопасным методам и приёмам работ на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности.
Машинист БКМ во время работы должен проходить:
- целевой инструктаж перед проведением работ;
- повторные инструктажи не реже одного раза в месяц;
- очередную проверку знаний один раз в год;
- внеплановый инструктаж или внеочередную проверку знаний в соответствии с правилами организации работы с персоналом на предприятиях и в учреждениях энергетического производства [4].
Машинист БКМ обязан:
- выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную руководителем, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
- применять безопасные приемы выполнения работ;
- уметь оказывать первую помощь пострадавшим.
- не выполнять распоряжений, если они противоречат правилам безопасности труда;
- не допускать присутствия на рабочем месте посторонних лиц;
- содержать рабочее место и оборудование в течение рабочего дня в чистоте и порядке;
- применять в процессе работы оборудование и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и производственных инструкций;
- быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований охраны труда;
- обеспечивать на своём рабочем месте сохранность средств защиты, инструмента, приспособлений, средств пожаротушения и документации по охране труда.
Машинист БКМ обязан соблюдать действующие на предприятии правила внутреннего трудового распорядка и графики работы, которыми предусматриваются: время начала и окончания работы (смены), перерывы для отдыха и питания, порядок предоставления дней отдыха, чередование смен и другие вопросы использования рабочего времени [5].
В целях выявления вредных производственных факторов проведены измерения и оценка всех воздействующих факторов производственной среды и трудового процесса на машиниста. Место проведения оценки - кабина транспортного средства (кабина т/с) и платформа бурильно-крановой установки (платформа БКУ).
В результате специальной оценки условий труда было выявлено, что в процессе трудовой деятельности на машиниста БКМ 5 разряда действуют опасные и вредные производственные факторы, такие как: производственный шум, вибрация, химический фактор и тяжесть трудового процесса. Итоговая оценка условий труда представлена в таблице 1.
Таблица 1– Итоговая оценка условий труда машиниста бурильно-крановой машины
Наименование факторов производственной среды и трудового процесса |
Класс (подкласс) условий труда |
Химический |
2 |
Шум |
3.1 |
Вибрация общая |
2 |
Вибрация локальная |
2 |
Тяжесть трудового процесса |
2 |
Напряженность трудового процесса |
2 |
Итоговый класс (подкласс) условий труда |
3.1 |
Таким образом, ведущим вредным фактором на рабочем месте машиниста 5 разряда является производственный шум, источник которого бурильно-крановое оборудование.
Результаты оценки рисков различных уровней опасностей, рассчитанные матричным методом представлены в таблице 2.
Применение матричного метода, заключающегося в качественной оценке показателей вероятности возникновения опасных событий и тяжести их последствий, которые позволяют провести оценку уровня профессиональных рисков на рабочем месте с наименьшими временными и финансовыми затратами.
Рекомендуется применять для оценки рисков на любом уровне: организации в целом, на уровне отдела, а также для конкретного оборудования, процесса или профессии.
Таблица 2 – Наименование опасности и уровни риска
№ п/п |
Наименование опасности |
Последствия |
Низкий уровень риска |
||
1 |
2 |
3 |
1 |
Дорожно-транспортное происшествие, неисправность автотранспорта |
Возгорание автотранспорта: термические ожоги, повреждение имущества предприятия |
2 |
Воздействие вибрации, возникающей при управлении автотранспортом |
Вибрационная болезнь |
3 |
Острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях обрабатываемых материалов, заготовок, слесарного и электроинструмента |
Микротравмы: порез, ссадина, ушиб, мелкая рана |
4 |
Затягивание (конечностей, частей одежды) в подвижные части оборудования |
Травмы различной степени тяжести |
5 |
Контакт с маслами, с топливом
|
Попадание на слизистую оболочку глаз: ухудшение или потеря зрения. Попадание на кожу: воспалительный процесс, появление аллергических реакций |
Промасливание одежды: возгорание, получение термических ожогов |
||
6 |
Контакт с токоведущими частями, которые могут находиться под напряжением из-за неисправного состояния изоляции (косвенный контакт) |
Поражение током: электротравма |
7 |
Падение на твёрдую поверхность из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или проскальзывании |
Травмы различной степени тяжести |
8 |
Перенапряжение зрительного нерва |
Заболевания органов зрения |
9 |
Перенапряжение опорно-двигательного аппарата |
Заболевания опорно-двигательного аппарата |
10 |
Падение с высоты |
Травмы различной степени тяжести |
11 |
Климатические условия |
Переохлаждение, обморожение, тепловой удар, быстрая утомляемость и снижение работоспособности |
Средний уровень риска |
||
12 |
Падение с высоты |
Травмы различной степени тяжести |
13 |
Укусы насекомых, животных, пресмыкающихся |
Травмы различной степени тяжести, возникновение аллергических реакций, анафилактический шок |
14 |
Дорожно-транспортное происшествие
|
Травмы различной степени тяжести |
Летальный исход |
||
15 |
Повышенный уровень шума, возникающий при работе автотранспорта |
Снижение слуха, быстрая утомляемость и снижение работоспособности |
Высокий уровень риска |
||
16 |
Дорожно-транспортное происшествие
|
Травмы различной степени тяжести |
Летальный исход |
Таблица 3 – Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам
№ п/п |
Виды гарантии и компенсаций |
Фактическое наличие |
Необходимость в установлении компенсации |
1 |
Повышенная оплата труда работника |
да |
да |
2 |
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск |
да |
нет |
3 |
Сокращенная продолжительность рабочего дня |
нет |
нет |
4 |
Молоко или другие равноценные пищевые продукты |
нет |
нет |
5 |
Лечебно-профилактическое питание |
нет |
нет |
6 |
Право на досрочное назначение страховой пенсии |
нет |
нет |
7 |
Проведение медицинских осмотров |
да |
да |
|
|
|
|
На основе проведенных исследований условий труда и оценки профессиональных рисков на рабочем месте машинисту БКМ 5 разряда положены гарантии и компенсации, представленные в таблице 3 [6].
Таким образом, ведущим вредным фактором на рабочем месте машиниста 5 разряда является производственный шум. На основе полученных данных предлагаем приобрести противошумные наушники с креплением к каске РОСОМЗ СОМЗ-25 ЯМАЛ 60250, что позволит улучшить условия труда на рабочем месте и снизить профессиональный риск.
1. Руководство по эксплуатации автомобиля ГАЗ-33081-390210 РЭ второе издание ООО «Автозавод «ГАЗ» 2005. 107 с.– Текст: непосредственный.
2. Руководство по эксплуатации машины бурильно-крановой (БКМ-317)48101-0000010-01РЭ – 2008. 39 с. – Текст: непосредственный.
3. СНиП IV-2-82 «Правила разработки и применения элементных сметных норм на строительные конструкции и работы». Текст: электронный//https://docs.cntd.ru/document/1200000734 (дата обращения: 10.10.24).
4. Инструкция по охране труда для машиниста бурильно-крановой самоход-ной машины ИОТ №006-2023. 2023. 20 с. – Текст: непосредственный.
5. Должностная инструкция «Машиниста бурильно-крановой самоходной машины службы механизации и автотранспорта Усольского производственного под-разделения». 2012. 5с.– Текст: непосредственный.
6. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024). Текст: электронный// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 12.10 2024).