В статье рассматриваются вопросы развития креативного мышления и вопросы формирования системности знаний в процессе обучения. Опираясь на работы психологов, были выделены три уровня системности знаний: элементарный, промежуточный и высокий
системность знаний, элементарный уровень системности знаний, промежуточный уровень, высокий уровень, креативное мышление
Современная школа XXI века шагнула далеко вперед по сравнению с прошлым веком. Если в начале 60-х годов телевидение бурно развивалось и, в каждом доме появился телевизор, то сегодня никого не удивляет, что почти у каждого школьника есть современные планшеты, мобильные телефоны, айпады и другие гаджеты. По словам Л. Мастермана, современное общество насыщено средствами массовой информации, а высокий уровень потребления медиа невозможен без критического и вдумчивого отношения [6, с. 2].
Критическое понимание медиа, на наш взгляд, неразрывно связано с более эффективным усвоением знаний и умений, направленных на интеграцию в мировое информационное пространство.
Современный процесс обучения ставит перед обучающимися и гораздо более глубокие и сложные задачи по сравнению с их сверстниками 15-20 лет назад. Традиционное обучение было направлено на усвоение готовых знаний, требующих, прежде всего, усидчивости, прилежания, памяти. Объем информации, идущий с экранов телевизоров, печатных изданий был под контролем. Говорили и показывали только то, что тщательно проверялось и подавалось как единственно верное и приемлемое. Умение точно воспроизводить информацию считалось главным критерием в оценке знаний.
Сегодня информационное общество требует от своих граждан неумения воспроизводить полученные знания, а умения глубоко анализировать, критически оценивать, творчески интерпретировать и применять эти знания.
Прежде чем мы перейдем к вопросу о развитии креативного мышления на уроках иностранного языка, остановимся на понятии мышления и креативного мышления.
В специальной литературе мышление (от английского слов thinking) означает «психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека» [5, 4, 2].
Мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).
По мере накопления научных знаний все более возрастает роль системности знаний в преобразующей деятельности человека. Необходимость формирования системности знаний у обучающихся вытекает из теории познания, которая утверждает, что ни одно явление в природе не может быть понято, если его рассматривать в изолированном виде, вне связи с окружающими явлениями материального вида.
Системность, как особая форма упорядочения приобретаемых в ходе обучения знаний, может быть глубоко осмыслена в свете учения выдающихся ученых-физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной системе. Согласно этому учению, деятельность человеческого мышления может подчинять себе все новые связи, включать или исключать их, перерабатывать под тем или иным углом зрения. [3].
И.П. Павлова писал, что «системность есть одно из средств приспособления» и «что только на основе постепенности и тренировки возможно образование сложных условных рефлексов, помогающих наиболее правильно и более легко соотноситься с окружающими условиями» [3, с. 382].
Вопросы формирования системности знаний в процессе обучения глубоко раскрыты в трудах психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского и других [1, 2].
До сих пор мы опираемся на положения Л.С. Выготского об основных параметрах, по которым следует судить об изменениях мыслительной деятельности: а) мера и качество обобщенности понятий; б) степень их абстрагированности; в) степень их включения в систему, или, «системность Системность знаний, по нашему мнению, это связь мыслительных операций с мыслительной деятельностью, результат овладения обучающимся системой рациональных приемов мышления, что в свою очередь, позволяет обучающимся самостоятельно, без какой-либо помощи со стороны, последовательно устанавливать многосторонние связи и отношения между явлениями разного характера и порядка как внутри предмета, так и между предметами, концентрируя внимание на главном, существенном в рассматриваемом объекте, явлении и выделяя общие принципы, ведущие идеи и закономерности.
Однако понимание системности знаний этим не исчерпывается. Системность знаний является важнейшим средством формирования системы знаний, умений и навыков, системы в организации познавательной деятельности обучающихся. Подтверждение этому находим у С.Л. Рубинштейна [4].
При рассмотрении уровней системности знаний необходимо различать два момента: а) уровень системности знаний, характеризующий развивающую сторону мыслительной деятельности обучающегося, и б) уровень системности знаний, который может иметь место по отношению познаваемого объекта в каждый данный момент.
Л.С. Выготский говорит о существовании двух уровней умственного развития ребенка [2]. Согласно этому положению, у ребенка необходимо выделить уровень актуального развития и зону «ближайшего развития». Уровень актуального развития означает наличный уровень подготовленности обучающегося, характеризующийся тем, какие задания он может выполнить самостоятельно. Зона «ближайшего развития» означает то, что ребенок не может выполнять самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью со стороны.
Исходя из этих положений, условно можно выделить три уровня системности знаний: элементарный, промежуточный и высокий.
Элементарный уровень системности знаний означает, что обучающиеся владеют основными мыслительными операциями. Обучающиеся имеют возможность действовать самостоятельно лишь в пределах однотипной ситуации, пользуясь образцом, данным учителем или учебником.
Владение основными мыслительными операциями и использование образца позволяют школьнику самостоятельно осмысливать внутреннюю структуру изучаемого материала, иначе говоря, обучающийся может анализировать предмет своего изучения.
Однако, находясь в полной зависимости от образца, или инструкции, данной учителем или учебником, мышление ученика не способно открывать существенно новые знания. Таким образом, для данного уровня характерен узкий перенос, что ведет к формированию черт репродуктивной познавательной деятельности. Обучающийся констатирует, фиксирует, запоминает и воспроизводит знания в устной или письменной форме.
Действуя в рамках репродуктивной познавательной деятельности преобразующего воспроизведения, обучающиеся умеют связно излагать прочитанный или прослушанный рассказ, развивать некоторые детали рассказа, используя свои знания из других источников, могут последовательно излагать знания-факты и делать обобщения и выводы. Промежуточный уровень системности знаний характеризуется тем, что обучающиеся осознают не только содержание того, что усваивают в ходе обучения, но и свой путь познания, ход его развития.
Овладев целостной системой мыслительных операций, обучающиеся приобретают целый ряд важнейших умений, ведущих к открытию существенно новых знаний. На данном уровне обучающиеся не всегда способны сами, без помощи со стороны, спланировать этапы исследования объекта изучения, то есть увидеть проблему, построить самостоятельно найденное доказательство, сделать выводы из фактов, высказать предположение. Роль учителя в данной ситуации заключается в том, чтобы помочь обучающемуся увидеть сложность задачи, ее объем и разделить сложную задачу на ряд этапов. Далее обучающиеся должны овладеть умением соотносить между собой этапы исследования.
Высокий уровень системности знаний определяется тем, что обучающиеся приобретают умение связывать между собой творческие интеллектуальные умения в единую систему. Это ведет к тому, что у обучающихся создается в голове система знаний, навыков, умений, система в организации их познавательной деятельности.
Обучающиеся, используя систему творческих умений постоянно и систематически без указаний учителя, открывают не только существенно новые знания. Они превращают новые знания в инструмент познания, они способны открывать новые способы добывания этих знаний.
Творческие задания являются важным средством формирования данного уровня системности знаний у учащихся. Они должны учить обучающихся актуализировать и переносить усвоенные знания и способы деятельности на решение нового круга проблем, находить принципиально новые и оригинальные способы деятельности, гипотезы и планы поиска решения творческих проблем.
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Акад. пед. наук СССР /Б.Г. Ананьев - Москва: Педагогика, 1980. – 229 с.
2. Выготский, Л.С. Психологические исследования / Л. С. Выготский. – Москва: АПН РСФСР, 1956.
3. Павлов, И.П. Павловские среды, т.2. АПН СССР, 1949, с.382.
4. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн – Москва: АПН СССР, 1958.
5. Тарасова, Л.Е. Общая психология: конспект лекций / Л.Е. Тарасова – Москва: Издательство: «Высшее образование», 2008
6. Masterman, L. Teaching the Media/ L. Masterman – London, 1985.