Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу гражданской идентичности в России и за рубежом. В центре внимания находятся этнокультурные и гражданские идентичности, их взаимосвязь и значимость для социальной солидарности

Ключевые слова:
гражданская идентичность, этнокультурная идентичность, социальная солидарность, образовательный процесс
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Современные условия общественного развития в России генерируют множество противоречий, что приводит к размыванию устойчивых форм идентичности и формированию новых условий для гражданственности и национальной идентичности россиян. Необходимы новые формы консолидации граждан, а основой социальной солидарности служат новые стратегии развития этих идентичностей.

Научные исследования, включая работы Н. В. Дергуновой, И. В. Кожанова, И. Г. Томаревой и П. А. Баева, подчеркивают актуальность изучения этнокультурной и гражданской идентичности в современном обществе.

Дергунова. Н. В. в статье «Динамика этнокультурной и гражданской идентичности выпускников российских вузов за рубежом» рассматривает влияние образовательного процесса на формирование идентичности среди россиян, обучающихся за границей. Исследование направлено на выявление изменений в восприятии этнокультурной и гражданской идентичности, подчеркивая, как образовательный опыт может изменить отношение к своей культуре и стране [2].

Кожанов И.В. в работе «Зарубежный опыт формирования гражданской идентичности личности» анализирует международные подходы к формированию гражданской идентичности, подчеркивает значимость инклюзивных образовательных программ и активного участия граждан в общественной жизни, что может служить основой для формирования сильной гражданской идентичности [3].

Томарева И.Г. в статье «Особенности гражданской идентичности в современной России» акцентирует внимание на современных вызовах и тенденциях в области гражданской идентичности. Исследование предлагает системный подход к пониманию гражданской идентичности, учитывая социокультурные изменения и уникальные исторические условия, воздействующие на современное российское общество [4].

Баев П.А. в статье «Гражданская и национальная идентичность россиян» исследует взаимосвязь между гражданской и национальной идентичностью в контексте общих тенденций в России. Оценивается, как экономические, политические и культурные факторы влияют на восприятие гражданами своей роли в обществе и нации [1].

Так, благодаря исследованиям этих ученых становится ясно, что гражданская идентичность и этнокультурные аспекты имеют критическое значение для понимания динамики социального поведения и интеграции граждан в современном российском обществе.

Идентичность представляет собой самовосприятие человека и его отождествление с определенной группой, обладающей уникальными чертами и ценностями. Нация определяется как этническая общность, сформированная через социокультурные, исторические и экономические условия на определенной территории, с общим языком и менталитетом. Основой национальной идентичности является общее национальное самосознание, что способствует общественному воспроизводству [1].

Гражданственность, в свою очередь, относится к ощущению себя гражданином страны, несущим ответственность за происходящее вокруг. Гражданская идентичность опирается на условия и формы государства, в то время как национальная идентичность основывается на ментальных и социокультурных кодах.

Одним из главных индикаторов этнической идентичности в России выступают язык, культура, обычаи, родная земля и историческое прошлое. Язык национальности занимает лидирующее место (75 %), за ним следуют культурные ценности и традиции (47-63 %), а также природа и историческое наследие (49 %). Значительная часть россиян считает, что основой величия страны должна быть развитая экономика и высокий уровень благосостояния (60 %). Однако, вопреки этому, наблюдается постоянная миграция молодежи, выезжающей на учебу или работу за границу, что вызывает интерес к сохранению своей этнокультурной идентичности и культурной привязанности к России [4].

Германия остается одной из наиболее привлекательных стран для российской молодежи, что подчеркивает необходимость изучения способов осознания и сохранения этнокультурной идентичности мигрантов. Исследования показывают, что эмиграция влияет на мотивацию молодежи и их отношение к культурной идентичности. Те, кто планирует постоянное пребывание за границей, чаще стремятся сохранить свою культурную принадлежность, в отличие от тех, кто воспринимает выезд как временное явление [3].

Для достижения единства гражданской и национальной идентичности важно учитывать три ключевых аспекта: общее прошлое, совместные переживания настоящего и конструирование общего будущего. Общая историческая память, будь то победы или поражения, а также совместные переживания трудностей формируют идентичность в условиях вызовов. Как отмечает историк, история – это не просто набор фактов, а то, во что люди хотят верить, что укрепляет идентичность и оправдывает текущие условия жизни [1].

Совместное конструирование будущего, поддерживаемое всеми гражданами, является важным элементом формирования устойчивой идентичности. Если видение светлого будущего отсутствует, то и идентичности не будет. При наличии этого видения его форма будет зависеть от масштабов принятия национальной и гражданской идентичности различными социальными группами.

Единство гражданской и национальной идентичности будет срабатывать если выделенные условия будут работать системно, а не разрозненно – будут встраиваться в общую государственную идеологию, направленную на развитие патриотизма и государственности.

Отсутствие или слабая реализация любой из этих составляющих фиксирует размывание и ослабление значимости и воздействия государственной и национальной идентичности представителей той или иной социальной группы и в конечном счете разрушению государства изнутри, затяжному государственному и национальному кризису, а то и буквальному распаду государства (как это уже было в нашей стране в 90-е годы ХХ века). Соединение же этих трех основ государственной и национальной идентичности приводит к стабильному раз витию любого государства, так как они помогают поддерживать внутреннюю целостность и солидарности общества [2].

Гражданская идентичность формируется под влиянием культуры, которая включает менталитет, убеждения и ценности народа. Культура играет ключевую роль в организации общества, однако не все люди способны понимать и уважать чужие культуры. Специалисты во области межкультурной коммуникации должны осознавать свою гражданскую идентичность, что позволяет им успешно взаимодействовать с культурными различиями.

Определение гражданской идентичности связано с коммуникативным поведением в различных социокультурных средах. Осознание своей идентичности помогает человеку сохранить свою культуру и язык при жизни в чужой стране, избегая ассимиляции и поддерживая межкультурный диалог.

Существует необходимость формирования ценностного отношения к гражданской идентичности, особенно среди молодежи. Гражданственность, как важное качество личности, включает уважение к власти, любовь к Родине и активное участие в общественной жизни. Гражданская идентичность направлена на развитие гражданской компетентности, позволяющей эффективно реализовать права и обязанности в демократическом обществе.

В российском контексте, современные требования к гражданской идентичности развиваются с учетом уважения к родному языку, нравственности и правам человека. Эти аспекты оказывают влияние на формирование межкультурного общения.

Несмотря на советский опыт гражданского воспитания, в современных условиях вопросы формирования гражданской идентичности оставляют пространство для исследования, особенно в сравнении с зарубежной практикой.

Исследования показывают, что в США, Канаде, Австралии и Великобритании внедрены различные подходы к гражданскому образованию. Например, в США оно акцентируется на понимании отношений с другими нациями и роли граждан в поддержании демократии. В Канаде гражданское образование охватывает политическое, социоэкономическое и культурное направления, а в Австралии – политическое, экономическое, идеологическое и культурное [3].

Однако, основным результатом образования в этих странах остается развитие независимых членов общества, которые принимают ответственность за свои действия и участвуют в жизни сообщества. Общими ценностями становятся уважение к мнениям других, участие в гражданских делах и соблюдение законов.

За рубежом активно используется проблемное обучение, способствующее развитию критического мышления и гражданской позиции учащихся. Например, в США центры по развитию характера и гражданственности внедряют программы, которые не только вовлекают студентов, но и родителей, способствуя формированию демократических ценностей [4].

Мультикультурное образование также занимает важное место в формировании гражданской идентичности. Оно пронизывает весь учебный план и устраняет ощущение периферийности у учеников из разных этносов, поддерживая их культурную идентификацию и участие в сообществе.

Таким образом, гражданская идентичность формируется на основе общих исторических, культурных и языковых традиций, создавая чувство принадлежности к нации. Язык, как основной маркер идентичности, способен объединять людей и отражает их культурные особенности. Изучение зарубежного опыта формирования гражданской идентичности может стать важным шагом для развития эффективных образовательных программ в России, направленных на консолидацию общества и развитие гражданского сознания.

 

Список литературы

1. Баев, П. А. Гражданская и национальная идентичность россиян // Социология. 2023. №4. – Текст: электронный. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-i-natsionalnaya-identichnost-rossiyan (дата посещения: 25.10.24).

2. Дергунова, Н. В. Динамика этнокультурной и гражданской идентичности выпускников российских вузов за рубежом / Н. В. Дергунова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2015. – № 6(36). – С. 76-80. – DOIhttps://doi.org/10.15688/jvolsu4.2015.6.9. – EDNVNTRLD.

3. Кожанов, И. В. Зарубежный опыт формирования гражданской идентичности личности // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. – Текст: электронный. – URL: https: // cyberlenin-ka.ru /article/n/zarubezhnyy-opyt-formirovaniya-grazhdanskoy-identichnosti-lichnosti (дата посещения: 25.10.24).

4. Томарева, И. Г. Особенности гражданской идентичности в современной России. // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 188-191. – Текст: электронный. – URL: https: // top-technologies.ru /ru / article / view?id (дата посещения: 25.10.24).

Войти или Создать
* Забыли пароль?