В данной статье рассматриваются прилагательные, необходимые для описания людей, предметов, явлений. Автор предлагает ряд упражнений, при помощи которых можно легко и быстро запомнить английские слова и тем самым расширить словарный запас
прилагательные, упражнения, словарный запас, английский язык
Очень важно для обучающихся расширять свой словарный запас. Практика показывает, что учащимся намного легче назвать предмет, явление или человека, чем описать его признаки. Именно прилагательные отражают наши эмоции и отношения к предмету, характеризуют предмет. Всего в английском языке насчитывается более 3000 самых употребляемых слов [6]. Часто на уроках английского языка я прошу детей в течение ограниченного времени записать по группам (существительные, прилагательные или глаголы) слова, которые у них ассоциируются с определенным понятием, темой, например, my family, travelling и всегда группа прилагательных бывает самой малочисленной. Известно, что присутствие прилагательных делает речь более выразительной, красочной, поэтому знать прилагательные в английском языке необходимо.
Как и в русском языке, имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета или явления (или качества человека). Фактически, прилагательное – это слово, которое разъясняет существительное, описывает размер, форму, цвет, происхождение или материал, из которого изготовлен предмет (It’s a big, round, old, brown, English, wooden, lovely, broken, coffee table – это большой (размер), круглый (форма), старый (возраст), коричневый (цвет), английский ( происхождение), деревянный (материал), красивый (мнение), сломанный (наблюдение), кофейный (предназначение) стол. Но в отличие от русского языка, прилагательные в английском предложении располагаются в определенном порядке. Прилагательные отвечают на вопросы какой, чей, которые не изменяются ни по падежу, ни по роду, ни по числу [1].
В английском языке есть сложные прилагательные, состоящие из двух слов, например, red- hot- раскаленный, snow- white – белоснежный. Приставки -un, -in, -il, -im отрицательные, например, unknown – неизвестный, incomplete – неполный, illegal – нелегальный, immoral – аморальный.
Все упражнения и задания можно разделить на несколько групп. Первая группа – прилагательные отрабатываются на уровне словосочетаний.
На доске написаны три прилагательных. Надо назвать предметы, которые можно охарактеризовать сразу всеми этими прилагательным. Например, expensive, heavy, important (a car, a washing machine, a TV set), fast, dangerous, beautiful (a motorbike, a tiger, a train). Учащимся нравится в группах записать свои «тройки» прилагательных и соответствующие им существительные. Затем учащиеся предлагают подобрать существительные к этим прилагательным и сравнивают их с теми, которые записаны у них.
Учащимся предлагается составить пары слов. На доске записаны слова в два столбика:
a funny cat
a dirty dog
a smart woman
a little girl
a hot morning
a black T-shirt
Учащимся необходимо подобрать к словам подходящее окружение:
1) Существительное, которое необходимо «окружить» сочетающимися с ним прилагательными: river – slow, fast, long, cold, warm, dark, quiet.
2) Прилагательное, которое нужно «окружить» сочетающимися с ним существительных: cold – day, food, war, river, weather, hand, greeting.
В следующем упражнении необходимо распределите слова по категориям:
- round – square. Затем учитель диктует слова: ball, moon, sun, book door pancake. big – small: elephant, mouse, house, flower, egg, pencil, sea and mountain.
- sad – happy: smile, tears, laugh, celebration, cheerful, joke, depressing, pleasure.
- good – bad: immoral, naughty, faulty, perfect, excellent, virtuous.
Следующее упражнение – подобрать синонимы к словам: a rich man, an unhappy situation, a funny story, a well-dressed person, a soft voice, an untied room, a badly-behaved child; a naughty child, a wealthy man, an amusing story, a sad situation, a quiet voice, a messy room, a smart person. Далее учащимся предлагается подобрать антонимы к фразам: dark hair, a dark room, a single person, a sweet apple, a strong man, rich food; blond hair / fair hair, a rich man, a sour apple, f married person, a light room/ bright room.
Во вторую группу упражнений входят задания, в которых учащиеся используют прилагательные в предложениях. Например, опишите соседскую собачку. Для этого упражнения учитель помещает на доску фото собачки и представляет ее учащимся.
My neighbour’s dog is an angry dog. На доске пишется слово angry и под буквой «а» пишет в столбик все оставшиеся буквы алфавита. Далее учитель спрашивает: «Что вы можете сказать об этой собачке?» Учащиеся могут предлагать свои примеры с любыми прилагательными, а учитель записывает прилагательные рядом с буквой алфавита, на которую они начинаются. Например, My sister’s dog is beautiful (kind, black, good) на оставшиеся после игры буквы надо ребятам поработать дома со словарем и найти подходящие слова.
В следующем упражнении учащимся необходимо изобразить прилагательное с помощью мимики, а другие должны отгадать его:
Are you anxious / lazy/ bored / hungry thirsty / surprised?
Подари комплимент. Комплименты делают людей добрее, и атмосферу в классе дружелюбней. Можно говорить комплименты по поводу внешности, одежды, способностей, используя прилагательные: Olga, you look wonderful today! Alex, you are very strong! Dima, your report in History was wonderful!
Также отрабатываем прилагательные с помощью любого текста на английском языке в соответствии с возрастом детей. Все прилагательные меняем на слово, например, nice. Ученикам необходимо поменять это прилагательное на другое прилагательное, подходящее по смыслу и ни разу не повториться. Затем выбирается самый выразительный текст и оценивается.
К третьей группе заданий относятся упражнения и задания, позволяющие учащимся использовать прилагательные в расширенных высказываниях и разнообразных ситуациях. Так, например, выскажи свое мнение. Учитель просит назвать несколько любимых животных, школьных предметов, певцов, артистов, видов спорта, городов и почему они им нравятся. Учащиеся высказывают свое мнение, употребляя прилагательные в нулевой, сравнительной и превосходной степени сравнения.
Работа с прилагательными бывает интересной, когда учитель использует картинки: рекламные издания, в которых изображены различные марки машин, предметы одежды, Олимпийские игры и т. д. Интересно проходят уроки, где один ученик описывает вслух какую-нибудь картинку, а второй воспроизводит картинку на доске, не видя оригинала, это же может выполнять группа учеников [2].
Угадай предмет. Сначала учитель описывает предмет, а ученики должны угадать, о чем одет речь. Учитель употребляет как можно больше прилагательных. Затем ребята в тетради описывают свой предмет. Можно дать следующий план в качестве опоры: It’s (color / size /shape). It’ used (purpose). It belongs to (owner).
Придумать ассоциации. Учащимся предлагается записать словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного, которые ассоциируются у них с предложенными понятиями и ситуациями. Так, например:
- A scary story (strange noises, a dark night, a terrible scream);
- A birthday party (informal clothes, delicious food, a decorated room, loud music, funny surprise);
- An unsuccessful visit to the cinema (a long queue, expensive tickets, uncomfortable seats, noisy neighbours, a boring film).
После этого учащиеся должны составить небольшой рассказ по этим ситуациям с использованием предложенных ими словосочетаний.
Степени сравнения прилагательных – необходимое знание для сравнения людей, предметов и явлений. Сравнительная степень образуется:
1) посредством добавления суффикса –er для односложных и некоторых двусложных прилагательных;
2) посредством добавления –more для многосложных прилагательных;
3) если в прилагательном три слога, и оно заканчивается на –у, то степени сравнения будут образовываться с помощью суффиксов [3].
Превосходная степень образуется:
1) посредством прибавления суффикса - тest для односложных и некоторых двусложных прилагательных;
2) посредством добавления most для многосложных прилагательных;
3) если в прилагательном три слога и оно заканчивается на –у, то степени сравнения будут образовываться с помощью суффиксов. Остальные прилагательные, имеющие другие окончания, образуют степени сравнения с помощью more and the most.
Например: old (старый) – older (старше) – oldest (самый старший); beautiful (красивый) – more beautiful (красивее) – the most beautiful (самый красивый); easy (легкий) – easier (легче) the easiest (самый легкий).
Некоторые прилагательные образуют степени сравнения особым способом, это – исключения good (хороший) – better (лучше) – the best (лучше всех) bad (плохой) – worse (хуже) – the worst (самый плохой, хуже всех) little(маленький) – less (меньше) – the least (самый маленький, меньше всего) many, much (много) more (больше) – the most (больше всего).
Для отработки степеней сравнения прилагательных хорошо подходят различные викторины и интересные факты, которые можно найти, например, в «Книге рекордов Гиннеса». Например, The biggest hamburger ever weighed 2.5 tons and was made in 1989 in the USA. The biggest Barbie doll collection belongs to Tony Mattia from England. He has 1125 dolls. He changes the dolls’ costumes once a month and regularly brushes their hair [5].
Таким образом, прилагательные помогают учащимся обогатить словарный запас, активно использовать их в письменной и устной речи.
1. Аракин, В. Д. История английского языка / В. Д. Аракин. М. 2005 г.
2. Дегтярев, О. В. Загадочные прилагательные / О. В Дектярев. Литера, 2014.
3. Грант Р. Английский язык. Тео-рия и практика. Имя прилагательное / Р. Грант. М. 2022.
4. Википедия – Текст: электронный. – URL: https: Wikipedia, org.native-english.ru (дата посещения: 01.11.2024).
5. Guinnes World Records 2000 – Текст: электронный. – URL:https: // openli-brary.org/books/OL24208900M/Guinness_world_records_2000 (дата посещения: 01.11.2024).
6. Collins Dictionary. – Random House, New York, 1999.