Россия
В статье рассматривается современная технология – обучение в сотрудничестве. Данная технология позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс. Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде
обучение в сотрудничестве, коммуникативные умения, совместная деятельность
Эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому методологические аспекты педагогического общения являются объектом тщательного изучения. Методологические аспекты изучаются многими психологами и педагогами (Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимняя, В.А. Канн-Калик, А.А. Леонтьев и др.) В психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения (И.Л. Бим, В.А. Бухвалов, Е.И. Пассов и др.).
В наши дни «процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащегося с учебным материалом, а как особым образом организованное общение или особая разновидность общения». Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом. В ходе этого взаимодействия реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на новом для него языке. Итак, процесс обучения иностранному языку предполагает взаимодействие обучающихся (учитель и ученики, и ученики друг с другом). Под взаимодействием понимается, прежде всего, их совместная согласованная деятельность.
Использование современных педагогических технологий является одним из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка. Учителю необходимо создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
Использование технологии в сотрудничестве помогает формировать коммуникативные умения и реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, создавая на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс.
По мнению И.М. Витковской, «сотрудничество – это деятельность, которая осуществляется несколькими людьми «вместе», что также определяет совместную деятельность как сотрудничество» [4, с. 36].
Элементами в структуре сотрудничества являются:
- общая цель как идеально представленный будущий результат, которого стремится достигнуть группа совместно работающих людей (коллективный субъект);
- общий мотив, побуждающий людей работать вместе;
- совместные действия, которые обеспечиваются строгим согласованием и чётким распределением индивидуальных действий;
- общий результат как совокупность индивидуальных вкладов каждого.
«Сотрудничать – работать вместе, принимать участие в общем деле» [1]. Обучение в сотрудничестве – это совместное обучение. Результатом такого обучения является совместная работа обучающихся и коллективное получение новых знаний [2, c. 35]. Данная технология позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс. Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде.
Получение знаний, умений и навыков обучающимися на уровне, исходя из его индивидуальных особенностей, не является главной целью сотрудничества. Главное в сотрудничестве достичь эффекта социализации и формирование коммуникаций между обучающимися. «Дети учатся вместе работать, учиться, творить, быть готовыми прийти друг другу на помощь» [6].
Исходя из анализа научной литературы, можно выделить следующие детерминанты сотрудничества [7]:
- пространственное и временное присутствие;
- единство целей и общей мотивации;
- целенаправленная организация деятельности и управление ей;
- разделение процесса деятельности между участниками и согласованность индивидуальных операций для получения конечного продукта;
- получение единого конечного результата совместной деятельности;
- наличие позитивных межличностных отношений в процессе деятельности.
Особенностями сотрудничества можно считать следующие [5, с. 362]:
1. Любой обучающийся вовлечен в задачу с самого начала процесса получения нового материала в специально организованном активном взаимодействии с учителем и другими учениками.
2. Ситуация взаимодействия – это способ решения продуктивных задач. А также способ организации условий для получения обучающимися способов познавательной деятельности и мыслительных отношений, обеспечивающих становление механизмов самореализации поведения и личности учащихся.
3. В процессе решения продуктивных задач обучающиеся осваивают механизм смыслообразования и целеобразования, чем обеспечивается более эффективное мотивационное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности.
Учебное сотрудничество представляет собой разветвленную сеть взаимодействий: 1) «учитель-ученик (ученики)»; 2) «ученик-ученик» (в парах и тройках); 3) общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе; 4) «учитель-учительский коллектив». Эти линии существуют не изолированно друг от друга: линия «учитель-ученик», как правило, дополняется линией общегруппового взаимодействия, если работа учителя идет с целым классом, или линией «ученик-ученик» при выполнении на уроке тех видов работы, которые требуют объединения учеников в малые группы.
Выделяют следующие основы педагогического сотрудничества:
- стимулирование и направление педагогом познавательных и жизненных интересов обучающихся;
- исключение принуждения как негуманного и не дающего положительного результата средства в учебно-воспитательном процессе;
- замена принуждения желанием;
- уважительное отношение педагога к личности обучающегося; признание его права на ошибку;
- высокая ответственность педагога за свои суждения, оценки, рекомендации, требования, поступки;
- высокая ответственность обучающихся за свою учебную работу, поведение, отношения в коллективе [3].
Использовать технологию в сотрудничестве можно при выполнении различных видов деятельности и при формировании различных коммуникативных навыков: работа с текстом (чтение или чтение с обсуждением), совместное выполнение проектов, дискуссия и диспут, инсценировка и ролевая игра, работа с лексикой, грамматические задания.
Работа в парах может быть представлена в следующих заданиях: выписать и перевести предложения с определенной грамматической структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью и т.д.; соединить пары слов по смыслу; найти, выписать и перевести предложения с определенными словами; сделать частичный перевод предложения; перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.
По какому принципу можно определять учащихся в пары? По мнению Г.А. Цукерман, «слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямому ученику полезно помериться силами с упрямцем. Самых развитых детей «не стоит прикреплять к «слабым», им нужен партнер равной силы» [2].
1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. – Текст: электронный. – URL: http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt (дата обращения: 11.12.2023).
2. Цукерман, Г. А., Елизарова, Н. В., Фрумина, М.И., Чудинова, Е. В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы педагогики 2, 1993. – 35 с.
3. Гальскова, Н. Д. Иностранный язык в школе. М., 1991.
4. Витковская, И. М. Обучение младших школьников в совместной деятельности: учеб.-метод. пособие. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2000. 96 с.
5. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общение и возрастные особенности: учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2000. 432 с.
6. Чекина, О. А. Эффективные педагогические технологии обучения // Электронный журнал «Открытый урок». 2009. URL: https://xn-- i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/ (дата обращения: 12.02.2024).
7. Кобышева, О. А. Совместная деятельность с детьми // Электронный журнал «Открытый урок». 2016. URL: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/ (дата обращения: 12.02.2024).