Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современный литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Они характеризуются особенностями со стороны лексического состава и грамматической структуры, так как рассчитаны на разные виды восприятия – слуховое и зрительное. В статье рассматриваются особенности устной речи

Ключевые слова:
устная речь, монолог, диалог, неподготовленная речь, спонтанность
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Поскольку человек является существом общественным, то развитие его сознания невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.

Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. Иногда в ситуациях эмоционального возбуждения фаза планирования речевой деятельности практически отсутствует. В таких случаях говорят: «Сначала сказал, а потом подумал».

В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие. В реализации речевого действия выделяются следующие фазы:

1. Подготовка высказывания. Началом акта речевой деятельности является потребность вступления в общение.

2. Структурирование высказывания – выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматическое оформления.

3. Переход от внутренней речи к внешней. То есть происходит звуковое оформление высказывания [1].

Устная речь – это речь, произносимая в процессе говорения.

Устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий выступает перед аудиторией. Контакт с ней позволяет видеть результаты своей речи. В нужный момент говорящий может перестроиться по ходу выступления, привлечь дополнительные факты и т.д. Для устной речи характерна импровизация.

Устная речь может быть подготовленной и неподготовленной. Подготовленная устная речь – это продуманность, четкая структурная организация.

Рассмотрим некоторые специфические особенности неподготовленной устной речи:

- обилие незаконченных синтаксических построений: «Ну вообще…созерца-ние… я могу и для друзей рисовать»;

- самоперебивы: «В России ещё много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере»;

- повторы: «Я бы… я бы… хотел сказать больше»;

- конструкции с именительной темой: «Этот мальчишка / он меня каждое утро будит»);

- подхваты: «- Мы тебя приглашаем…, - завтра в театр» [2].

В речи говорящего встречаются разного рода ошибки. Также в речи говорящего можно услышать много пауз, слов-заменителей типа «ну..., может быть, гм».

Все эти особенности, о которых говорилось выше, не являются речевыми ошибками. Они не мешают пониманию содержания речи.

Устная разговорная речь оказывает влияние на все стили речи. В устной речи присутствуют фразеологизмы, пословицы, эмоционально окрашенные слова.

Одним из наиболее существенных недостатков устной речи – это её прерывистость. Прерывистость заключается в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей.

Также к недостаткам устной речи можно отнести её нерасчленённость (интонационная и грамматическая). То есть фразы следуют одна за другой без пауз. В устной речи нет логических ударений и грамматически предложения оформлены не чётко. Грамматико-интонационная нерасчленённость сказывается на логике речи. В речи присутствует нечеткий порядок следования мыслей. Также содержание текста в речи делается расплывчатым, неопределённым [3].

Устная речь дополняется невербальными средствами. Она может быть не совсем правильной, скомканной, сжатой. Какие-то слова и даже целые фразы могут упускаться без искажения смысла – о сохранении его позаботятся мимика, интонация, жесты. Достаточно сказать: «Туда!» и кивнуть в нужную сторону, и собеседник поймёт, куда ему надо идти. Даже молчать можно очень выразительно;

В устной речи применяется интонация, которая является средством смыслового выделения частей высказывания.

В зависимости от количества участников в общении мы можем говорить о диалоге и монологе.

Диалог (от греч. Dialogos – разговор, беседа) – вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией. Диалогическая речь – это разговор. В разговоре участвуют не менее двух собеседников. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих. Мимика, жесты, интонация и тембр голоса помогают собеседникам воздействовать друг на друга. В диалогической речи нет необходимости формировать связные и развернутые высказывания. Реплики участников диалога чередуются в определённой последовательности. Каждая последующая реплика является ответом на предыдущую, что помогает поддерживать логическую связь и понимание в разговоре. Основная цель диалога – достижение взаимного понимания. Участники стараются выразить свои мысли и идеи таким образом, чтобы другие могли их понять. Это способствует развитию навыков эффективной коммуникации [5].

Главной чертой диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. В диалогической речи собеседники всегда знают, о чем идет речь. Собеседникам нет необходимости разворачивать мысль и высказывание. Диалогической речи свойственна фразеология и разговорная лексика, обрывистость, недоговоренность, краткость; кратковременное предварительное обдумывание; простые и сложные бессоюзные предложения [4].

Рассмотрим особенности диалогической речи:

- Мотивированность. Человек (ребенок или взрослый), который начинает диалог, всегда имеет причины, чтобы заговорить. При этом диалог возможен только в том случае, если вторая сторона (собеседник) также будет заинтересована в этом разговоре.

- Адресованность. Это основное отличие от монолога. Говорящий всегда обращается к конкретному собеседнику, рассказывая именно ему о том, что родители купили ему новую игрушку, на выходных они поедут на дачу и т.д.

- Эмоциональная окрашенность. Во время диалога собеседники активно жестикулируют, разговор усиливается интонацией, мимикой.

- Ситуативность. Первая фраза из диалога не возникает из ниоткуда. Именно текущие обстоятельства и обстановка побуждают людей к началу разговора.

- Реактивность. В диалоге участвует минимум 2 человека, при этом реакция собеседника может перевести разговор в другое русло.

Монологическая речь имеет более сложное синтаксическое построение. Монологическую речь в основном можно встретить в таких сферах как ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуации обучения (речь учителя в классе, преподавателя в вузе).

Монологическая речьсовсем другое проявление устной речи. Здесь происходит относительно долгое последовательное изложение некоей системы мыслей, знаний одним лицом. Чтение лекции перед многочисленной аудиторией (когда отсутствует непосредственный контакт между лектором и слушателями) является характерным примером. Или монолог актера, который не прерываем ни репликами партнеров, ни, разумеется, вопросами зрителей. Монологическая речь тоже подразумевает общение, но это общение носит уже совсем другой характер. Например, для монолога неприемлемо неправильное построение фраз. Кроме того, возникают особые требования к темпу речи, громкости ее звучания, внятности. Содержательный аспект монолога должен сочетаться с его выразительностью, что достигается и языковыми средствами, и мимикой, и жестами, и интонациями голоса.

Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта. Монолог представляет собой сложное синтаксическое целое. В структурном отношении монолог не связан с речью собеседника. Монологическая речь – это речь одного человека. Говорящий в течение длительного времени излагает свои мысли.

В монологической речи последовательность и доказательность обеспечивают связность мысли. Монологическая речь имеет правильное грамматическое оформление. В монологической речи присутствует выразительность голосовых средств.

У монологической речи наиболее сложное строение. Выражается мысль одного человека. Следовательно, высказывание должно быть полным, развернутым. В монологе необходима внутренняя подготовка. Монологическая речь предполагает более длительное предварительное обдумывание высказывания. Мимика, жесты и интонация также являются важными неречевыми средствами.

Законченность, развернутость высказывания, логическая завершенность, литературная лексика, синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов) характерны для монологической речи.

Особую разновидность монолога представляет собой внутренний монолог, в котором имитируется эмоционально-мыслительная деятельность человека в ее непосредственном протекании («поток сознания»). Соответственно в этом типе монолога часто употребляются прерывистые, незаконченные фразы. Внешне эти фразы не связанны друг с другом синтаксическим построением.

По цели высказывания монологи можно классифицировать на информационные, убеждающие и побуждающие.

Информационный монолог служит для передачи информации (лекции, доклады, рапорты, сообщения и пр.).

Убеждающий монолог подразумевает ответную реакцию и эмоционален по содержанию.

Побуждающий монолог призывает к какому-либо действию (призывы, приказы, протесты) [4].

В отличие от диалога, в монологе отсутствует немедленная реакция или взаимодействие с другими людьми. Говорящий может свободно выражать свои мысли и чувства, не ожидая ответа или комментариев от слушателей.

При монологической речи говорящий должен уметь устанавливать контакт с аудиторией. Говорящему следует следить за содержанием своей речи и за ее внешним построением, и за реакцией слушателей.

Список литературы

1. Гойхман, О.Я., Надеина, Т. М. Речевая коммуникация. М.: ИНФРА-М, 2001, С. 10-11.

2. Земская, Е. А. Устная речь. // Русский язык. Энциклопедия, М.: БРЭ-Дрофа, 1997, с. 582-583.

3. Бубнова, Г. И., Гарбовский, Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. М., 1991.

4. Ладыженская, Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Флинта, 1998;

5. Максимов, В. И. Русский язык и культура речи, М.: Гардарики, 2004.

Войти или Создать
* Забыли пароль?