В статье рассмотрены история развития и современное состояние сервисов рассрочки (BNPL-сервисов) в России. Автором рассмотрена процедура оформления покупок с использованием BNPL-систем. На основе анализа заинтересованных участников таких отношений, автором обобщены возможности и ограничения применения BNPL-сервисов
BNPL-сервис, провайдер BNPL, сервис рассрочки, коммерческий банк, небанковские структуры, банковский регулятор
BNPL-сервисы – это технология, позволяющая покупателям разделить оплату за товар на несколько частей и выплатить их без переплаты в течение небольшого периода. С английского эта аббревиатура расшифровывается как «buy now, pay later», то есть «покупай сейчас, плати потом».
Изначально BNPL-сервисы появились в Европе и США. Один из старейших BNPL-сервисов был запущен в Швеции. Шведская BNPL-платформа Klarna существует уже более 20 лет. А наибольшую популярность BNPL приобрели в Австралии: на континенте 50% онлайн-покупок совершаются с помощью «платежей частями».
На сегодняшний момент в Китае крупнейший в мире рынок BNPL с объемом свыше $100 млрд. Рост рынка обусловлен ростом популярности онлайн-торговли и наличием ряда крупных и хорошо зарекомендовавших себя поставщиков BNPL-услуг (Alipay, WeChat Pay). В США второй по величине рынок BNPL с объемом свыше $50 млрд. Рост рынка обусловлен растущим внедрением BNPL-сервисов флагманскими ритейлерами и поставщиками финансовых услуг (Amazon, PayPal). Европейский рынок BNPL также быстро растет, достигая объема рынка свыше $20 млрд. Рост рынка обусловлен растущей популярностью онлайн-торговли и наличием ряда хорошо зарекомендовавших себя поставщиков BNPL-услуг (Klarna, Afterpay).
На российский рынок BNPL-сервисы пришли в 2021 году. Первыми российскими сервисами рассрочки считаются «Долями» от Тинькофф-банка и «Сплит» от Яндекса. Позже к ним присоединились Сбербанк («Плати частями»), Альфа-банк («Подели»), Центр финансовых технологий (PayStep), Ozon («Ozon Рассрочка»).
Размер российского рынка BNPL по итогам 2023 года оценивается в 180 млрд. руб. По оценке экспертов, на конец первого квартала 2024 года объем рынка BNPL составляет порядка 30-40 млрд. руб. Ожидается, что рынок рассрочки вырастет в текущем году еще на 40-50% и достигнет отметки в 42-60 млрд. руб. Аналитики агентства Moody's еще более оптимистичны и прогнозируют рост рынка BNPL в России на 70% в 2024 году [1].
Процедура оформления BNPL рассрочки с точки зрения покупателя выглядит так:
- покупатель покупает товар и выбирает оплату через BNPL;
- система делит оплату на равные части (иногда первая часть может быть больше);
- покупатель вводит необходимые для идентификации данные (ФИО, номер телефона, данные своей карты, иногда адрес электронной почты);
- система подтверждает операцию, делит сумму на части (как правило на 4 платежа), снимает с покупателя первоначальный взнос за покупку;
- далее система списывает с указанной карты оставшиеся 3 части по графику (как правило, платеж осуществляется раз в 2 недели).
Проанализируем, какие преимущества дает использование BNPL сервисов и в чем заключаются их недостатки для участников торговых отношений и других заинтересованных лиц:
Таблица 1
Анализ сервисов рассрочки (BNPL) для участников отношений
Заинтересованные лица |
Преимущества/возможности |
Недостатки/ограничения |
1 |
2 |
3 |
Покупатель |
1. Быстрое получение покупаемого товара в выбранной торговой точке (принятие решения о подтверждении рассрочки занимает не более 3-5 минут). 2. Минимальное количество необходимых для оформления документов (паспортные данные, номер телефона и электронная почта). 3. Не нужно ехать в банк и подписывать кредитный договор. 4. Нет переплаты за товар, оплата возможна с карты любого банка без комиссии за перевод. 5. Товар можно вернуть в магазин по стандартным правилам. 6. BNPL услуга не является кредитом, поэтому может быть предоставлена даже при негативной кредитной истории. |
1. Ограниченная сумма для оформления (для каждого потребителя она рассчитывается индивидуально, обычно в диапазоне от 1 000 до 30 000 руб.). 2. Обязательный первоначальный взнос. 3. Период оплаты – каждые 2 недели, что может не совпадать с периодом поступления доходов на карту. 4. Практически невозможно изменить условия предоставления услуги (сумма оплаты, периодичность внесения платежей, максимальный срок) после оформления услуги. |
Торговая организация |
1. Увеличение объема продаж за счет импульсивных покупок, увеличение среднего чека. 2. Деньги за реализованный товар поступают на счет торговой организации сразу за вычетом комиссии по операции (4-6 %). 3. Сервис подходит и для интернет-магазинов, которые, как правило, не продают товар в кредит. |
1. За предоставление услуги провайдер BNPL берет комиссию, что уменьшает доход торговой организации. 2. Может использоваться для товаров ограниченной ценовой категории (как правило до 30 000 руб.). |
1. Получает комиссию за операцию от продавца товара за стандартный период (2 месяца) предоставления услуги (4-6 %). 2. Есть возможность увеличения срока предоставления услуги до 6 месяцев с получением комиссии от покупателя за период, превышающий 2 месяца. 3. Получают высокий процент комиссии (штраф) за просрочку оплаты покупателем (порядка 7% от суммы). |
1. BNPL сервис не учитывает закредитованность покупателя, поэтому есть высокий риск невозврата денежных средств. 2. Ограниченная партнерская сеть юридических лиц, участвующих в предоставлении BNPL сервиса покупателям. 3. BNPL сервис может быть предоставлен только покупателям с 18 лет. |
|
Коммерческие банки |
1. Есть возможность расширить кредитный портфель банка путем предоставления BNPL услуг. |
1. Риск снижения объемов потребительских кредитов из-за конкуренции с сервисами рассрочки, предоставляемыми небанковскими структурами. 2. Процент оплаты BNPL услуг торговой организацией ниже, чем оплата клиентом процентов по потребительскому кредиту. |
Банковский регулятор (ЦБ РФ) |
1. BNPL сервис создает конкуренцию, поэтому может сокращать ставки по потребительским кредитам в коммерческих банках. |
1. Предоставление услуг BNPL возможно не только банками, но и небанковскими учреждениями, что усложняет контроль ЦБ РФ за этими операциями. 2. BNPL операции не являются кредитом, не отражаются в бюро кредитных историй, поэтому не отражают реальную закредитованность населения государства. 3. На клиента не распространяется действие ФЗ 353 «О потребительском кредите (займе)», поэтому он может не владеть информацией о полной стоимости услуги и санкций за несвоевременное |
В настоящее время имеется серьезная проблема BNPL рассрочки – это направление абсолютно никак не регулируется.
Данный вопрос поднимался еще год назад [2], когда кабинету министров и ЦБ РФ президентом было поручено в срок до 1 июня 2024 года выработать «механизмы защиты прав граждан и предоставления им гарантий» при использовании беспроцентной рассрочки.
Пока концепция только разрабатывается, обсуждается возможность ввести для BNPL нормы, сходные с действующими в потребительском кредитовании, для защиты как заемщиков, так и кредиторов. Причем Банк России намерен ввести разное регулирование для двух моделей рассрочки – платной и бесплатной.
Платная рассрочка, по сути, является потребкредитом, поэтому регулирование здесь должно быть аналогичным потребительскому кредитованию. Предоставлять такую рассрочку также должны профессиональные кредиторы – банковские учреждения, а информацию о ее оформлении сервисы обязаны передавать в бюро кредитных историй.
Вторая модель – бесплатная рассрочка. Здесь обсуждается возможность предоставления такой услуги специализированными операторами рассрочки, информация о которых будет размещаться в специально созданном реестре. В таком случае для них будут установлены требования, обеспечивающие защиту прав потребителей. Для сервисов бесплатной рассрочки ЦБ РФ допускает дополнительное регулирование в виде лимита на сумму покупок, превышение которой обяжет BNPL-сервис передавать информацию о клиенте в бюро кредитных историй.
Отсутствие регулирования не даёт возможности Банку России получать обязательную отчётность от участников рынка, из-за чего сложно оценить его объём и давать прогнозы.
Помимо этого, формирование правового поля вокруг BNPL-сервиса даст возможность защиты прав пользователей сервиса, сократит риск их излишней закредитованности и возможности получения полной информации о параметрах кредита.
1. Подели и плати. Как развивается российский рынок «платежей по частям». – Текст: электронный // Сетевое издание «Коммерсантъ». – 26.06.2024. – URL: https:// www.kommersant.ru/doc/6791083 (дата обращения: 04.11.2024).
2. Перечень поручений В.В. Путина по итогам совещания с членами Правительства от 8.11.2023 г. – Текст: электронный // Официальное интернет-представительство президента России. – URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/72936 (дата обращения: 04.11.2024).