РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В БЕГЕ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В предлагаемой статье рассмотрены вопросы по развитию двигательной активности студентов в беге на длинные дистанции в учебно-тренировочном процессе, были установлены аэробные процессы, выполняемая нагрузка происходила в зоне умеренной мощности

Ключевые слова:
двигательная активность, бег на длинные дистанции, учебно-тренировочный процесс, аэробный процесс, умеренная мощность
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

 

Развитие и особенности двигательной активности студентов в беге на длинные дистанции занимает особое место в учебно-тренировочном процессе. Это двигательное качество основано на функции аэробной системы, включающей в себя следующие системы организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную. Установлено, что студенты с низким уровнем развития аэробной системы чаще болеют ожирением, гипертонией, атеросклерозом, диабетом.

Целью нашего эксперимента является выявление особенностей развития аэробной выносливости у студентов в беге на длинные дистанции 1000 метров у юношей первого курса.

Отбор студентов по 11 человек в контрольную и экспериментальную группу происходил на учебно-тренировочных занятиях, в подготовительный период, где ребятами были сданы контрольные нормативы в беге на длинные дистанции 500 и 1000 метров. На занятиях были установлены аэробные процессы, которые развертывались к 5-й минуте после работы, при выполняемой нагрузке в зоне умеренной мощности.

Для того, чтобы развивать у студентов обоих экспериментальных групп выносливость, упражнения подбирались продолжительностью более 8 минут. В основу был включен кроссовый бег на дистанцию 3000 метров и прыжковые упражнения. После были запланированы нагрузки в анаэробных условиях, т.к. наибольший эффект в развитии аэробных возможностей дает чередование нагрузок аэробных с анаэробными.

При планировании объема нагрузок и их интенсивности на всех этапах учебно-тренировочного процесса соблюдали принцип постепенности с учетом индивидуального физического развития. Уровень развития выносливости оценивали в беге на время на дистанции 1000 метров. По проведенным результатам контрольная группа занималась по щадящему режиму развития качеств на выносливость, а студенты посильней занимались по программе, где объем и интенсивность занятий превосходила 80% развивающих качеств выносливости. Таким образом, контроль теста на выносливость у юношей контрольной и экспериментальной группы выполнялся на дистанции 500 и 1000 метров.

Проведенный корреляционный анализ показал, что только в экспериментальной группе достоверен тест бега на 1000 метров, т.к. время выполнения упражнения занимает более трех минут.

Проведение предварительных тестов на дистанцию 500 м показало, что у студентов обоих групп выявляется разный уровень выносливости. Поэтому осуществлялся индивидуальный дифференцированный подход, чтобы не возникала возможность работы в другом энергетическом режиме.

Нагрузки необходимо дифференцировать в соответствии с уровнем подготовленности: сильным – большую, слабым – меньшую.

По результатам педагогических наблюдений было выявлено, что если нагрузка для всех студентов одинакова, то слабые отказываются от выполнения упражнения, а сильные студенты бегут быстрее.

Во время выполнения равномерного бега через три минуты выборочно измерялась частота сердечных сокращений у студентов, относящихся к различным группам подготовленности. Было установлено, что у студентов, относящихся к первой (сильной) группе, частота сердечных сокращений составляла 110 - 130 уд/мин., у студентов второй (средней) группы 130 - 150 уд/мин., у студентов третей (слабой) группы 160 - 170 уд/мин.

Для студентов первой группы нагрузка является не развивающей, а для студентов второй и третьей группы интенсивность находилась в зоне большой и максимальной мощности, т.к. подключалась аэробная энергетическая система. Следовательно, все студенты будут бежать с одинаковой скоростью, а нагрузки варьировать по времени. Студенты с разными уровнями подготовленности будут работать в разных режимах, а это недопустимо. Варьировать нагрузку надо с помощью изменения скорости передвижения [2].

В экспериментальной группе осуществлялась индивидуализация нагрузок путем распределения на три группы – сильную, среднюю и слабую. Вариантным фактором для индивидуализации является внешняя интенсивность. При этом ровной была «внутренняя» интенсивность, равная внешней нагрузке. Все студенты получали одинаковую внутреннюю нагрузку и, соответственно, равное тренирующее воздействие на организм.

В экспериментальной группе для выполнения упражнений давалось одно время, но выполнение осуществляли с разной скоростью.

Полученные и зафиксированные в подготовительный период эксперимента результаты свидетельствуют об общей однородности групп.

В конце педагогического эксперимента было проведено повторное исследование выносливости у студентов контрольной и экспериментальной групп.

Для этого использовали тест на длинную дистанцию бега 1000 метров. После эксперимента уровень физической подготовленности студентов второй группы превосходил таковой в контрольной группе.

Полученные результаты в конце эксперимента показали достоверные различия между группами эксперимента по результатам бега на 1000 метров. Показатели в экспериментальной группе были выше на 9,3%, чем в контрольной (Р< 0,05).

В ходе интерпретации результатов исследования была отмечена не только динамика средних величин, но и динамика распределения занимающихся по группам подготовленности.

В начале эксперимента, у юношей контрольной и экспериментальной групп подготовленность была одинаковой, которая характеризовалась бегом на 500 и 1000 метров. Результаты показали, что 60% студентов оказались в третьей группе (слабая), около 30% – во второй группе (средняя), и лишь 10% соответствовали первой группе (сильная).

По окончании эксперимента было выявлено, что в распределении занимающихся по группам подготовленности произошли существенные изменения. Количество юношей, занимающихся в третьей группе подготовленности, сократилось до 10%. Таким образом, в экспериментальной группе большинство занимающихся перешли во вторую группу подготовленности – количество юношей возросло до 70%. Количество студентов в первой (сильной) группе так же увеличилось до 20% от общего числа занимающихся.

По результатам проведенных исследований можно сделать следующий вывод.

На занятиях физической культурой со студентами желательно развивать общую (аэробную) выносливость, в особенности в беге на длинные дистанции. Контрольным упражнением для ее оценки является тест на 500 и 1000 метров.

Как известно, физиологической основой выносливости является высокий уровень аэробных возможностей, т.е. способность выполнять работу за счет энергии окислительных реакций. При этом аэробные возможности обусловлены, как аэробной мощностью, определяемой величиной максимального потребления кислорода (МПК), так и аэробной ёмкостью – суммарной величиной потребления кислорода на всю работу [1].

К сказанному следует добавить, что согласно данным литературы, измерение максимального потребления кислорода (МПК) в последние годы становится не только одним из основных показателей аэробной способности, но и критерием состояния сердечно-сосудистой системы.

Мы рекомендуем на занятиях по физической культуре целенаправленно работать над развитием физических качеств на выносливость и студентам включать в учебно-тренировочный процесс бег на 1000 метров.

По результатам проведенного исследования в качестве резерва в организации учебно-тренировочного процесса, направленного на развитие аэробной выносливости у студентов в беге на длинные дистанции, предложен и апробирован индивидуальный дифференцированный подход к формированию развивающей нагрузки в соответствии с уровнем подготовленности студентов и обеспечивающей одинаковое тренирующее воздействие на организм.

 

Список литературы

1. Волков, В.М. Человек и бег: Медико-биологические основы оздоровительного бега / В.М. Волков, Е.Г. Мильнер. – Москва: Физкультура и спорт, 2007. – 145 с. ; 21 см. – Библиогр.: с. 143–144. – 100 экз. – Текст : непосредственный.

2. Ярошевич, И.Н. Легкая атлетика в учебно-тренировочном процессе студентов технических вузов [Текст] : учеб. пособие / И.Н. Ярошевич, Б.Ф. Кондратьев, С.П. Медведев. – Ангарск : АГТА, 2011. – 84 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?