ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОБЛЮДЕНИЮ СКОРОСТНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен концептуальный метод индекса соответствия ограничениям скорости, который оценивает уровень соблюдения водителями установленных скоростных режимов. Описаны формулы для расчета и оценено влияние различных факторов на его значение

Ключевые слова:
скоростное ограничение, интеллектуальные системы управления, система интеллектуальной адаптации скорости, безопасность дорожного движения, индекса соответствия ограничениям скорости
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Превышение скорости является одной из главных причин дорожно-транспортных происшествий и существенно влияет на их тяжесть и последствия. По статистике, примерно треть всех смертей на дорогах связана с превышением скорости [1-2]. Многочисленные научные исследования подтверждают, что даже незначительное снижение скорости может привести к значительному уменьшению числа ДТП [1-4]. Ученые всего мира проводили исследования, направленные на изучение взаимосвязи между травмами или смертельными исходами в результате дорожно-транспортных происшествий и изменениями в скорости движения транспортных средствСнижение скорости на 1 км/ч может уменьшить количество пострадавших примерно на 3% [3]. Таким образом, ограничение скоростного режима на участках улично-дорожной сети (УДС) становится распространённым и эффективным методом повышения безопасности дорожного движения, позволяющим не только сократить количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с превышением скорости, но и снизить тяжесть последствий и число смертельных случаев. Внедрение инновационных технологий становится необходимым шагом в решении этой проблемы. Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) могут значительно снизить количество нарушений скоростного режима и улучшить безопасность на дорогах [4-6].

Система интеллектуальной адаптации скорости (ИАС) – это один из элементов ИТС, который используется для контроля скорости движения. ИАС использует глобальную систему позиционирования (GPS) и цифровые карты для определения местоположения транспортного средства и определяет допустимое или рекомендуемое ограничение скорости на участке УДС. В контексте этой системы рассмотрим применение концептуального метода – индекса соответствия ограничениям скорости (Speed Limit Compliance Index, SLCI) [3]. Он нацелен на повышение эффективности работы консультативной системы, адаптирующей скорость транспортных средств в соответствии с установленными ограничениями. Таким образом, интеграция ИАС с индексом SLCI может существенно улучшить управление дорожным движением и повысить безопасность на дорогах, обеспечивая точный контроль соблюдения скоростных режимов.

SLCI – это метрика, которая оценивает уровень соблюдения водителями установленных ограничений скорости. Индекс выражается в процентах и рассчитывается на основе данных о фактической скорости транспортных средств в сравнении с установленными ограничениями. Для формирования формулы SLCI предполагается, что начальный балл для водителей составляет 1, что соответствует 100% соблюдению правил и навыкам безопасного вождения в отношении ограничений скорости. В случае наличия нарушений водитель теряет баллы, которые обозначаются как «штрафная оценка» или «α». Если нарушений нет, штрафная оценка равна нулю, и общий балл остается на уровне 1. На рисунке 1 представлена концепция определения SLCI для участка УДС [3].

 

 

Рисунок 1 – Отображение параметров SLCI для участка УДС

 

Обозначения к рисунку 1: VLi – ограничение скорости, Vi – максимальная скорость движения во время каждого случая превышения (где Vi > VLi), ti – продолжительность временного периода превышения скорости, n – количество нарушений скорости до точки (эталона), в которой рассчитывается индекс, m – общее расстояние от начала пути до эталона, включая пройденное расстояние при движении со скоростью, равной или ниже ограничения, а также долю расстояния, проезжаемого с превышением ограничения скорости, в соответствии с уравнением:

m=D-i=1ntiVi-VLi,                                                    (1)

где D – общее расстояние от начальной до контрольной точки, км.

Связи между параметрами для определения индекса соответствия ограничениям скорости выражаются по формулам:

αVi2,                                                           (2)

αti,                                                             (3)

α1VLi,                                                           (4)

αn,                                                              (5)

α1m.                                                              (6)

Штрафная оценка α с учетом приведенных связей между параметрами может быть определена, как:

α=i=1nti(Vi-VLi)2/VLim  .                                                  (7)

Штрафная оценка α состоит из двух компонентов: сумма нарушений находится в числителе, а контроллер – в знаменателе, который уменьшает влияние нарушений. С каждым нарушением числитель увеличивается, тогда как соблюдение ограничений скорости способствует росту знаменателя, что, в свою очередь, снижает штрафной балл и мотивирует водителей использовать систему ИАС для соблюдения ограничений. Контроллер в знаменателе дроби штрафного балла включает в себя ограничение скорости на дороге и общее расстояние от начальной точки до контрольной точки, где рассчитывается SLCI, за исключением части расстояния, пройденного с превышением ограничения скорости [3, 7, 8].

Основное влияние на SLCI оказывает общее расстояние, которое водители проезжают сверх установленного ограничения скорости, и это связано с прошедшим временем и количеством нарушений. Увеличение скорости имеет экспоненциальную связь с риском аварий, и даже незначительное превышение скорости значительно увеличивает этот риск. Более того, вероятность аварии с травмой пропорциональна квадрату скорости, что объясняется соображениями кинетической энергии. Учитывая это, для усиления эффекта от нарушений скоростного режима величина превышения скорости возводится в квадрат. Это означает, что даже небольшое превышение скорости значительно увеличивает штрафные баллы. Однако любое увеличение штрафного балла приводит к снижению SLCI, то есть в формуле (7) время и скорость нарушения имеют отрицательную связь с индексом. Поэтому, чтобы учесть этот аспект, в формулу для расчета расстояния с превышением скорости вводится безопасная скорость (ограничение скорости на дороге) вместо фактической.

С развитием технологий информационно-управляющих систем появились новые возможности для снижения числа аварий, среди которых интеллектуальная адаптация скорости – одно из наиболее востребованных решений. Этот подход в сочетании с индексом соответствия ограничениям скорости (SLCI) может значительно повысить безопасность и эффективность дорожного движения. Исследования показывают, что использование интеллектуальных систем для адаптации скорости и мониторинга соблюдения скоростных ограничений помогает снизить риск и серьёзность последствий дорожно-транспортных происшествий, а также улучшает взаимодействие водителей с другими участниками дорожного движения.

Список литературы

1. Асламова, В.С. Сопоставительный анализ показателей травматизма на автодорогах Иркутской области в 2022-2023 гг / В. С. Асламова, А. А. Асламов, А. А. Шуткин. – Текст: непосредственный // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2024. – № 4 (84). – С. 54-66.

2. Бахирев, И.А. Оценка условий движения на городских улицах / И. А. Бахирев, А. Ю. Михайлов. – Текст: непосредственный // Градостроительство. – 2015. – № 4 (38). – С. 63-68.

3. Ghadiri, S.M. Speed Limit Compliance Index (SLCI): A conceptual method to enhance the efficiency of the advisory intelligent speed adaptation system / S. M. Ghadiri, R. Torkan, A. F. M. Sadullah // Journal of Advanced Transportation. – Vol-ume 2022. – 10 p.

4. Полтавская, Ю.О. Развитие интеллектуальных транспортных систем с целью повышения функционирования транспортной сети / Ю.О. Полтавская. – Текст: непосредственный // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2019. – Т. 1. – С. 202-203.

5. Лебедева, О.А. Повышение эффективности работы транспортной сети посредством применения интеллектуальных систем / О. А. Лебедева. – Текст: непосредственный // Вестник Ангарского государственного технического университета. – 2018. – № 12. – С. 189-191.

6. Лебедева, О.А. Транспортное планирование и интеграция гистехнологий / О.А. Лебедева, А.А. Джавахадзе. – Текст: непосредственный // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2021. № 15. С. 145-149.

7. Пиров, Ж.Т. Влияние распределения транспортных потоков на скорость сообщения на сегментах городских улиц с регулируемым движением / Ж. Т. Пиров, А. Ю. Михайлов. – Текст: непосредственный // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 2. – С. 115-124.

8. Ветрогон, А.А. Транспортное моделирование как инструмент для эффективного решения задач в области управления транспортными потоками / А. А. Ветрогон, М. Н. Крипак. – Текст: непосредственный // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2018. – № 3 (59). – С. 82-91.

Войти или Создать
* Забыли пароль?