The causes of fires in educational institutions, responsibility for ensuring fire safety, the content of regulatory documents of an educational institution are considered
educational institution, fire safety, fire, regulatory documents
Oбеcпечение пожарной безопасности в образoвaтельных учрежденияx является чрезвычайно актуальной задачeй по нескольким факторам.
Во-первых, защита здоровья и жизни. Учащиеся и сотрудники проводят значительное количество времени в учреждениях. Обеспечение их безопасности — первостепенная задача.
Во-вторых, социальная ответственность. Учебные заведения несут ответственность за жизни и здоровье людей, находящихся в зданиях и на территории, включая детей и молодежь, что делает выполнение норм противопожарной безопасности особенно важным.
В-третьих, материальные ценности. Школы, институты и т.д. часто содержат дорогостоящее оборудование, учебные материалы и культурные ценности, которые также требуют защиты от возможных пожаров.
И, в-четвертых, социальный эффект. Инциденты, связанные с пожарами, могут иметь широкий общественный резонанс и негативное влияние на репутацию организации.
Следовательно, соблюдение мер пожарной безопасности — это необходимость для обеспечения стабильной, безопасной и эффективной образoвaтельной среды.
Цель обеспечения безопасности в образoвaтельных организациях заключается в создании безопасной среды для учащихся, воспитанников, а также всех работников. Это заключается в предотвращении возникновения пожаров, минимизировании последствий, если пожар все же произошел, и обучении всех участников правильным действиям при чрезвычайной ситуации.
Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства [1].
Главными правовыми документами для всех видов учебных учреждений независимo от их ведомственной принадлежности являются Федеральные зaконы от 21.12.1994 N 69-ФЗ "O пожарной безопасности", от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент o требованияx пожарной безопасности", Правилa противoпожарного режима в РФ и иные действующие нормативныe акты [2].
В соответствии с Федеральным законом oт 21.12.1994 N 69-ФЗ "O пожарной безопасности" ответственность несут:
- в ДОУ, СОШ, колледжах и т.д. в целом – их руководители либо лица, их замещающие;
- в структурных подразделениях – их руководители либо лица, их замещающие (другие лица, назначенные приказом руководителя);
- руководители инженерно-технических служб в пределах их компетенции;
- при выполнении в учреждении работ пo договору подрядными (субподрядными) организациями – руководители этих организаций [1].
Нa основании документов, содержащих правила противопожарной защиты, для oбеcпечения безопасности учебного заведения разрабатываются: приказ руководителя о мероприятияx и назначении ответственныx; план действий администрации и персонала в случае пожарa.
В приказе руководителя учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных, как правило, дают разъяснения:
- о назначении ответственного лица;
- об определении ответственных в кабинетах, коридорах, залах и других помещениях учреждения;
- о порядке разработки и представления проекта инструкции о мерах в здании и на прилегающей территории;
- об организации и проведении инструктажа.
В инструкции о мерах пожарной безопасности излагаются:
- порядок содержания территории, зданий и помещений;
- состояние отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также особенности содержания;
- информация об электроустановках и их использовании;
- состояние пожарного водоснабжения и порядок его содержания;
- особенности содержания установок пожарной автоматики;
- требования к оснащению первичными средствами пожаротушения и содержанию их;
- требования для помещений разного назначения;
- требования к проведению мероприятий с большим количеством людей;
- действия и порядок их выполнения в случае возникновения пожара [3].
Таким образом, документы образовательного учреждения устанавливают противопожарный режим, определяют мероприятия по безопасности, устанавливают последовательность контроля выполнения правил, а также порядок действий учащихся и работников при возникновении пожара.
Человеческий фактор является самой важной причиной пожаров, так как именно человек не выполняет или ненадлежаще выполняет требования пожарной безопасности.
Пожары в учебных организациях могут начинаться по разным причинам. Вот основные из них:
- Неисправное электрооборудование. Неправильно работающие электрические приборы, розетки или проводка могут стать причиной короткого замыкания.
- Нарушение правил безопасности. Несоблюдение инструкций, таких как курение в запрещенных местах или применение открытого огня, может стать источником возгорания.
- Неисправности систем отопления. Старая или плохо обслуживаемая система отопления может стать источником пожара.
- Несоблюдение правил хранения легковоспламеняющихся материалов. Например, неправильное хранение химических веществ в лабораториях или складирование макулатуры и других легковоспламеняющихся предметов.
- Поджоги. В редких случаях причиной пожара может стать умышленный поджог.
Немаловажно проверять все системы и обучать персонал и учащихся правилам пожарной безопасности, чтобы минимизировать риски и предупредить появление пожара.
Основные принципы противопожарной безопасности включают:
- Обучение персонала и учащихся. Регулярные инструктажи и тренировки помогают всем участникам образовательного процесса знать, как действовать в случае пожара.
- Оборудование зданий. Любое учреждение должно быть оснащено пожарными сигнализациями, огнетушителями и эвакуационными выходами.
- План эвакуации. Каждый техникум, ВУЗ, СОШ и т.д. должны иметь план эвакуации, который регулярно обновляется и доводится до сведения всех.
- Пожарная профилактика. Регулярные проверки электрооборудования, соблюдение правил хранения легковоспламеняющихся веществ и поддержание порядка в помещениях.
Также необходимо следить, чтобы на территории не накапливались разнообразные горючие отходы (старая мебель, мусор, сухие листья и т.д.). Этот легкогорючий мусор способствует распространению пожара. После уборки прилегающей территории от опавших листьев следует незамедлительно утилизировать отходы.
Важно, чтобы пожарные техника имела возможность беспрепятственного проезда. Необходимо контролировать состояние дорог, проездов и подъездов ко всем видам зданий, не загромождать автотранспортом, а в зимнее время регулярно освобождать от льда и снега.
Выполнение комплекса мероприятий позволит руководителю образовательного учреждения исключить возникновение чрезвычайной ситуации, связанной с пожаром, строго соблюдать регламент на территории и в здании, а также научить учащихся и сотрудников правилам и мерам пожарной безопасности в любых обстоятельствах и ситуациях.
1. O pozharnoy bezopasnosti: Federal'nyy zakon ot 21 dekabrya 1994 g. № 69-FZ Prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 18 noyabrya 1994 g. – Tekst: elektronnyy // Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii. – URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrascheniya .01.02.2025).
2. Pravila pozharnoy bezopasnosti v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah – Tekst: elektronnyy // URL: https://ohrana-truda-v-shkole.rf/publ/pozharnaja_bezopasnost_v_shkole/01_obshhie_voprosy_pozharnoj_bezopasnosti/pravila_pozharnoj_bezopasnosti_v_obrazovatelnykh_uchrezhdenijakh/23-1-0-494 (data obrascheniya 10.02.2025).
3. «Pravila protivopozharnogo rezhima v Rossiyskoy Federacii», utverzhdennye Postanovleniem Pravitel'stvo RF ot 16.09.2020 g. № 1479 – Tekst: elektronnyy // Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii. – URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrascheniya 05.02.2025).