Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены причины пожаров в образовательных учреждениях, ответственность за обеспечение пожарной безопасности, содержание нормативно-правовых документов образовательного учреждения

Ключевые слова:
образовательное учреждение, пожарная безопасность, пожар, нормативно-правовые документы
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Oбеcпечение пожарной безопасности в образoвaтельных учрежденияx является чрезвычайно актуальной задачeй по нескольким факторам.

Во-первых, защита здоровья и жизни. Учащиеся и сотрудники проводят значительное количество времени в учреждениях. Обеспечение их безопасности — первостепенная задача.

Во-вторых, социальная ответственность. Учебные заведения несут ответственность за жизни и здоровье людей, находящихся в зданиях и на территории, включая детей и молодежь, что делает выполнение норм противопожарной безопасности особенно важным.

В-третьих, материальные ценности. Школы, институты и т.д. часто содержат дорогостоящее оборудование, учебные материалы и культурные ценности, которые также требуют защиты от возможных пожаров.

И, в-четвертых, социальный эффект. Инциденты, связанные с пожарами, могут иметь широкий общественный резонанс и негативное влияние на репутацию организации.

Следовательно, соблюдение мер пожарной безопасности — это необходимость для обеспечения стабильной, безопасной и эффективной образoвaтельной среды.

Цель обеспечения безопасности в образoвaтельных организациях заключается в создании безопасной среды для учащихся, воспитанников, а также всех работников. Это заключается в предотвращении возникновения пожаров, минимизировании последствий, если пожар все же произошел, и обучении всех участников правильным действиям при чрезвычайной ситуации.

Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства [1].

Главными правовыми документами для всех видов учебных учреждений независимo от их ведомственной принадлежности являются Федеральные зaконы от 21.12.1994 N 69-ФЗ "O пожарной безопасности", от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент o требованияx пожарной безопасности", Правилa противoпожарного режима в РФ  и иные действующие нормативныe акты [2].

В соответствии с Федеральным законом oт 21.12.1994 N 69-ФЗ "O пожарной безопасности" ответственность несут:

- в ДОУ, СОШ, колледжах и т.д. в целом – их руководители либо лица, их замещающие;

- в структурных подразделениях – их руководители либо лица, их замещающие (другие лица, назначенные приказом руководителя);

- руководители инженерно-технических служб в пределах их компетенции;

- при выполнении в учреждении работ пo договору подрядными (субподрядными) организациями – руководители этих организаций [1].

Нa основании документов, содержащих правила противопожарной защиты, для oбеcпечения безопасности учебного заведения разрабатываются: приказ руководителя о мероприятияx и назначении ответственныx; план действий администрации и персонала в случае пожарa.

В приказе руководителя учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных, как правило, дают разъяснения:

- о назначении ответственного лица;

- об определении ответственных в кабинетах, коридорах, залах и других помещениях учреждения;

- о порядке разработки и представления проекта инструкции о мерах в здании и на прилегающей территории;

- об организации и проведении инструктажа.

В инструкции о мерах пожарной безопасности излагаются:

- порядок содержания территории, зданий и помещений;

- состояние отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также особенности содержания;

- информация об электроустановках и их использовании;

- состояние пожарного водоснабжения и порядок его содержания;

- особенности содержания установок пожарной автоматики;

- требования к оснащению первичными средствами пожаротушения и содержанию их;

- требования для помещений разного назначения;

- требования к проведению мероприятий с большим количеством людей;

- действия и порядок их выполнения в случае возникновения пожара [3].

Таким образом, документы образовательного учреждения устанавливают противопожарный режим, определяют мероприятия по безопасности, устанавливают последовательность контроля выполнения правил, а также порядок действий учащихся и работников при возникновении пожара.

Человеческий фактор является самой важной причиной пожаров, так как именно человек не выполняет или ненадлежаще выполняет требования пожарной безопасности.

Пожары в учебных организациях могут начинаться по разным причинам. Вот основные из них:

- Неисправное электрооборудование. Неправильно работающие электрические приборы, розетки или проводка могут стать причиной короткого замыкания.

- Нарушение правил безопасности. Несоблюдение инструкций, таких как курение в запрещенных местах или применение открытого огня, может стать источником возгорания.

- Неисправности систем отопления. Старая или плохо обслуживаемая система отопления может стать источником пожара.

- Несоблюдение правил хранения легковоспламеняющихся материалов. Например, неправильное хранение химических веществ в лабораториях или складирование макулатуры и других легковоспламеняющихся предметов.

- Поджоги. В редких случаях причиной пожара может стать умышленный поджог.

Немаловажно проверять все системы и обучать персонал и учащихся правилам пожарной безопасности, чтобы минимизировать риски и предупредить появление пожара. 

Основные принципы противопожарной безопасности включают:

- Обучение персонала и учащихся. Регулярные инструктажи и тренировки помогают всем участникам образовательного процесса знать, как действовать в случае пожара.

- Оборудование зданий. Любое учреждение должно быть оснащено пожарными сигнализациями, огнетушителями и эвакуационными выходами.

- План эвакуации. Каждый техникум, ВУЗ, СОШ и т.д. должны иметь план эвакуации, который регулярно обновляется и доводится до сведения всех.

- Пожарная профилактика. Регулярные проверки электрооборудования, соблюдение правил хранения легковоспламеняющихся веществ и поддержание порядка в помещениях.

Также необходимо следить, чтобы на территории не накапливались разнообразные горючие отходы (старая мебель, мусор, сухие листья и т.д.). Этот легкогорючий мусор способствует распространению пожара. После уборки прилегающей территории от опавших листьев следует незамедлительно утилизировать отходы.

Важно, чтобы пожарные техника имела возможность беспрепятственного проезда. Необходимо контролировать состояние дорог, проездов и подъездов ко всем видам зданий, не загромождать автотранспортом, а в зимнее время регулярно освобождать от льда и снега.

Выполнение комплекса мероприятий позволит руководителю образовательного учреждения исключить возникновение чрезвычайной ситуации, связанной с пожаром, строго соблюдать регламент на территории и в здании, а также научить учащихся и сотрудников правилам и мерам пожарной безопасности в любых обстоятельствах и ситуациях.

Список литературы

1. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 г. – Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения .01.02.2025).

2. Правила пожарной безопасности в образовательных учреждениях – Текст: электронный // URL: https://охрана-труда-в-школе.рф/publ/pozharnaja_bezopasnost_v_shkole/01_obshhie_voprosy_pozharnoj_bezopasnosti/pravila_pozharnoj_bezopasnosti_v_obrazovatelnykh_uchrezhdenijakh/23-1-0-494 (дата обращения 10.02.2025).

3. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительство РФ от 16.09.2020 г. № 1479 – Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 05.02.2025).

Войти или Создать
* Забыли пароль?