student
Russian Federation
The article analyzes the state policy of the Russian Federation in the field of support and development of IT specialists. Key areas are considered, including the reform of the educational system, tax incentives, social support measures, import substitution programs and the development of digital infrastructure. Particular attention is paid to initiatives for personnel training (the projects «Code of the Future», «Digital Professions»), the fight against the outflow of specialists abroad, as well as strengthening cybersecurity. The author highlights the main challenges, such as dependence on for-eign technologies, bureaucratic barriers and a shortage of qualified personnel, and suggests promising ways to overcome them. The article is relevant for understanding Russia's strategies for achieving technological sovereignty in the context of global sanctions and digital transformation
State policy of Russia, IT specialists, digital economy, technological sovereignty, import substitution, cybersecurity, educational initiatives, tax incentives, brain drain, digital infrastructure, startups, artificial intelligence, digital professions
В условиях глобальных технологических вызовов и санкционного давления Россия активно развивает ИТ-отрасль, уделяя особое внимание подготовке и поддержке специалистов в этой сфере. ИТ-кадры становятся ключевым элементом в достижении технологического суверенитета, импортозамещения и цифровизации экономики. Государственная политика направлена на формирование благоприятных условий для их образования, трудовой мотивации и социальной поддержки, а также на развитие отечественных технологических решений. Рассмотрим основные направления этой политики.
Одним из важнейших аспектов является образовательная подготовка будущих специалистов. Государство создает многоуровневую систему обучения, начиная со школьного образования и заканчивая дополнительными программами для профессионалов. Согласно статье Министерства просвещения России от 05.04.2022 года в российских школах введены уроки программирования в рамках предмета «Информатика», начиная с 7-го класса [1]. В ряде пилотных регионов, таких как Москва и Татарстан, запущены проекты по изучению искусственного интеллекта и анализа больших данных. Также программа «Код будущего», утвержденая Минцифры России в 2022 году, дает возможность ученикам старших классов бесплатно изучать языки программирования на онлайн-платформах. По результатам реализации этой программы до конца 2025 года завершат обучение 75 тыс. слушателей [2].
Высшее образование также претерпевает значительные изменения. С 2022 года в университетах появились «цифровые кафедры», получившие грантовую поддержку в рамках программы «Приоритет 2030» [3]. На март 2025 года в основной трек программы «Приоритет 2030» отобраны 100 университетов из 41 региона страны. 22 университета получили статус кандидатов в основном треке «Приоритета» и будут реализовывать свои программы самостоятельно за счет собственных средств и привлеченного финансирования. В течение этого срока вуз имеет возможность подать заявку на получение гранта. Кроме основного трека, программа «Приоритет 2030» включает в себя творческий трек (по нему были отобраны 5 университетов Министерства культуры) и дальневосточный (в него вошли 14 вузов ДФО). Таким образом, поддержку в рамках программы в этом году получат 119 университетов. В текущем периоде программа «Приоритет-2030» сфокусирована на достижении технологического лидерства как одной из национальных целей развития России. Каждый вуз-участник включал в свою программу развития до трех стратегических технологических проектов, планируемых к реализации до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Благодаря укреплению связи с реальным сектором экономики в 2021-2024 гг. более чем в два раза – с 3 200 до 7 100 – выросло и количество научно-технологических проектов, реализованных участниками «Приоритета 2030» [4].
Дополнительное образование играет немаловажную роль в формировании профессиональных кадров. Проект «Цифровые профессии», реализуемый с 2022 года [5][6], позволяет гражданам получать скидки на курсы по Data Science, веб-разработке и тестированию программного обеспечения. Также «Академия искусственного интеллекта» от Сбера предоставляет бесплатное обучение и стажировки в компании.
Помимо образовательных инициатив, государство внедряет меры экономического стимулирования, направленные на удержание специалистов внутри страны. Федеральный закон № 67-ФЗ от 26 марта 2022 года предусматривает налоговые послабления для ИТ-компаний, включая снижение страховых взносов и нулевую ставку НДС при выполнении ими ряда условий. Также предусмотрены льготы для самих специалистов: освобождение от НДФЛ для работников с зарплатой до 150 тысяч рублей в месяц, льготная ипотека под 5% и отсрочка от армии для выпускников ИТ-направлений.
Однако, несмотря на эти меры, сохраняется проблема утечки кадров за рубеж. Для борьбы с этим явлением создана база данных ключевых специалистов – так называемая «Красная книга ИТ-кадров», разработанная Минцифры РФ в 2023 году. Также действует программа «Цифровые резиденты», которая дает иностранным специалистам возможность получения упрощенного гражданства при трудоустройстве в российские компании (Федеральный закон № 115-ФЗ от 25 июля 2022 года) [7].
Помимо кадровых вопросов, государство делает акцент на развитие отечественных технологических решений и снижение зависимости от зарубежного программного обеспечения. Фонд «Сколково» и программа «Цифровая экономика» (Федеральный проект, утвержденный Правительством РФ в 2018 году) [5] выделяют значительные средства на поддержку ИТ-стартапов, ориентированных на искусственный интеллект, интернет вещей и блокчейн. Разрабатываются аналоги зарубежных программных продуктов, а каталог «Российское ПО», указы Президента Российской Федерации от 30.03.2022 г. № 166 и от 01.05.2022 г. № 250 обязывают государственные учреждения использовать отечественные решения [8][9].
Не менее важной задачей является обеспечение кибербезопасности и развитие цифровой инфраструктуры. В условиях роста числа кибератак разработаны образовательные проекты, такие как Национальная киберолимпиада и курсы по информационной безопасности в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». С 2019 года действует закон о «суверенном Рунете» (Федеральный закон № 90-ФЗ от 1 мая 2019 года), позволяющий обеспечить автономную работу российской интернет-инфраструктуры в случае внешних санкций. Кроме того, государство активно развивает облачные платформы для госучреждений и расширяет сети 5G (нацпрограмма «Цифровая экономика») [12].
Несмотря на существующие сложности в геополитической обстановке, Россия активно работает над укреплением своих позиций на мировом ИТ-рынке. В рамках сотрудничества с государствами СНГ и БРИКС реализуются различные образовательные и технологические инициативы, о чем свидетельствует совместная резолюция БРИКС, принятая 22 сентября 2023 года. Российские университеты также открывают свои филиалы за пределами страны, что способствует расширению их влияния. Кроме того, участие в международных форумах, таких как Рабочая группа по цифровой экономике БРИКС, предоставляет возможность внедрять собственные стандарты в таких ключевых областях, как искусственный интеллект и блокчейн.
Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, отрасль сталкивается с рядом серьезных вызовов, которые требуют внимания и решения. Одной из наиболее острых проблем является отток квалифицированных кадров за границу, что негативно сказывается на развитии сектора. Кроме того, зависимость от иностранных технологий остается на высоком уровне: значительная доля программного обеспечения, разработанного в России, по-прежнему опирается на зарубежные библиотеки и компоненты (по данным отчета РАЭК за 2023 год). В добавок к этому, бюрократические преграды и сложные процедуры сертификации существенно замедляют процесс внедрения новых инновационных решений в отрасли.
Для успешного преодоления указанных проблем необходим комплексный и многогранный подход. Важными шагами на пути к достижению цифрового суверенитета могут стать развитие региональных ИТ-кластеров, активное сотрудничество с рынками Азии и Ближнего Востока, а также внедрение технологий искусственного интеллекта в сферу государственного управления. Успех в этой области будет зависеть от эффективного взаимодействия между государственными структурами, бизнесом и образовательными учреждениями. Кроме того, ключевую роль сыграет способность всех участников быстро адаптироваться к новым вызовам, возникающим в условиях стремительно меняющегося технологического ландшафта.
1. V shkolah Rossii prohodyat uroki informatiki po gosudarstvennym cifrovym servisam. – Tekst: elektronnyy // Ministerstvo Prosvescheniya Rossiyskoy Federacii. – URL: https://edu.gov.ru/press/4947/v-shkolah-rossii-prohodyat-uroki-informatiki-po-gosudarstvennym-cifrovym-servisam/ (data obrascheniya: 01.04.2025).
2. Kod buduschego. II. – Tekst: elektronnyy // Pasport proekta. Mincifry. – URL: https://digital.gov.ru/activity/it-obrazovanie/kod-budushhego-ii (data obrascheniya: 01.04.2025).
3. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. O merah po realizacii programmy strategicheskogo akademicheskogo liderstva «Prioritet-2030»: postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 13.05.2021 g. № 729: tekst s izmeneniyami i dopolneniyami na 29 noyabrya 2023 goda. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384628/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (data obrascheniya: 10.04.2025).
4. 100 universitetov iz 41 regiona strany otobrany v osnovnoy trek programmy «Prioritet-2030». – Tekst: elektronnyy // Oficial'nyy sayt Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federacii. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/96562/ (data ob-rascheniya: 01.04.2025).
5. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta RF ot 10.05.2018 g. № 204: tekst s izmeneniyami i dopolneniyami na 21 iyulya 2020 g. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (data obrascheniya: 10.04.2025).
6. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda: ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2024 № 309. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (data obrascheniya: 10.04.2025).
7. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossiyskoy Federacii: federal'nyy zakon ot 25.07.2002 № 115-FZ: tekst s izmeneniyami i dopolneniyami na 28 dekabrya 2024: [prinyat Gosudarstvennoy dumoy 21 iyunya 2002 goda: odobren Sovetom Federacii 10 iyulya 2002goda]. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (data obrascheniya: 10.04.2025).
8. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. O merah po obespecheniyu tehnologicheskoy nezavisimosti i bezopasnosti kriticheskoy informacionnoy infrastruktury Rossiyskoy Federacii: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federa-cii ot 30.03.2022 g. № 166: tekst s izmeneniyami i dopolneniyami na 7 aprelya 2025 g. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413177/ (data obrascheniya: 10.04.2025).
9. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. O dopolnitel'nyh merah po obespecheniyu informacionnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 01.05.2022 g. № 250: tekst s izmeneniyami i dopolneniyami na 13 iyunya 2024 g. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416198/ (data obrascheniya: 10.04.2025).
10. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O svyazi» i Federal'nyy zakon «Ob informacii, informacionnyh tehnologiyah i o zaschite informacii»: federal'nyy zakon ot 01.05.2019 № 90-FZ: [prinyat Gosudarstvennoy dumoy 16 aprelya 2019 goda: odobren Sove-tom Federacii 22 aprelya 2019 goda]. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323815/ (data obrascheniya: 10.04.2025).