Abstract and keywords
Abstract (English):
The most difficult thing in working with children is working with their parents. The main tasks in this area are to consolidate strength, establish relationships between parents and children, create comfortable conditions for the child in the family, as well as a comprehensive systematic study of the family, the characteristics and conditions of raising a child. The article examines the basic principles and methods that the school relies on in the process of interaction

Keywords:
interaction, teacher, family, school, education
Text
Text (PDF): Read Download

Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для воспитания детей. Дети должны своевременно получать образование и профессиональную подготовку. Родители должны воспитывать детей в духе нравственности, трудолюбия и бережного отношения к общественному достоянию. Также родители должны проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии.

Главными задачами педагогов являются:

- способствовать единению, сплочению семьи;

- устанавливать взаимоотношения родителей и детей;

- создавать комфортные условия для ребенка в семье, а также всесторонне систематически наблюдать за особенностями семейного воспитания ребенка.

Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

Следующие нравственные нормы помогают педагогу избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми:

  • чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
  • активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями;
  • уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
  • повышение авторитета родителей в глазах ребенка;
  • тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям;
  • терпение при поступлении критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Во-первых, семья – это коллектив, у которого есть общая цель. Родительские чувства и любовь ускоряют развитие личности. В данном коллективе общение происходит постоянно.

Во-вторых, семья – это разновозрастной коллектив. Старшие в этом коллективе выступают естественными воспитателями детей. Передача опыта осуществляется от старших поколений к младшим.

В педагогической литературе взаимодействие семьи и образовательной организации определяется как процесс взаимодействия по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания.

На современном этапе развития школьного образования можно выделить несколько стратегий взаимодействия школы и семьи.

Стратегия развития открытого сообщества школы и семьи предполагает организацию открытого взаимодействия, выстраивание длительных взаимоотношений, наращивание практики и опыта устойчивых педагогических традиций.

Стратегия быстрого реагирования направлена на оперативное вмешательство в жизнь ребенка и семьи, оказавшихся в социально опасном положении. Кроме того она характеризуется применением поддерживающих технологий, социальной направленностью деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования.

Стратегия смешанного типа включает элементы первой и второй, а также предполагает реализацию комплексного подхода к решению актуальных проблем развития личности учащегося, его ближайшего окружения [3].

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Взаимодействие может выражаться в разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности и т.д.

Основной целью сотрудничества школы и семьи является создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей. Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:

  1. обеспечение качественного образования учащихся;
  2. развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
  3. формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
  4. подготовка школьников к школьной жизни;
  5. формирование потребности в здоровом образе жизни.

Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей – длительный процесс. Успешность этого процесса зависит от принципов, которые включены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы:

- организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

- организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.

Общей задачей взаимодействия семьи и школы является обеспечение качественного образования, воспитание нравственности и культуры поведения, формирование потребности в здоровом образе жизни, а решению этой задачи способствует комплексный подход:

- формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка;

- необходимость участия в учебно-воспитательном процессе школы;

- формирование психолого-педагогической культуры;

- освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей [4].

Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должно стать доверие. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. Педагог должен обладать развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей [1].

Как показывает опыт, значительная часть родителей ощущает недостаток педагогических знаний, и поэтому нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Квалифицированная педагогическая пропаганда среди родителей помогает осуществлять и совершенствовать семейное воспитание.

Родителей необходимо познакомить с основами педагогики, разъяснить сущность таких принципов, как воспитание в коллективе, в процессе труда, систематичность и последовательность в воспитании детей, а также методику их осуществления в процессе семейного воспитания.

Наиболее распространенными формами пропаганды педагогических знаний являются как массовые формы, такие как: лектории для родителей, вечера вопросов и ответов, дни родителей, дни семейного отдыха; групповые консультации; так и индивидуальные формы – беседы, консультации со специалистами (медиками, психологами, учителями и т.д.) [2].

Устная пропаганда педагогических знаний осуществляется путем бесед, лекций, консультаций. Беседы и консультации могут быть как групповыми, так и индивидуальными. В групповых беседах могут раскрываться общие проблемы семейного воспитания, например, какую помощь оказывать детям в дни экзаменов, как воспитывать усидчивость, формировать внимание. Во время индивидуальных бесед или консультаций родители могут получить разъяснение по многим частным вопросам воспитания детей в семье, с учетом их возрастных, половых, психологических особенностей.

Родительскому комитету принадлежит важная роль во взаимодействии родителей и школы. Родительский комитет должен относиться ответственно к своей деятельности. От работы родительского комитета зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием, и жить дружно, весело, увлеченно.

References

1. Bryuhova, V. M. Partnerstvo sem'i i shkoly / V.M. Bryuhova – M.: Chi-stye prudy, 2007. – (Bibliotechka «Pervogo sentyabrya», seriya «Upravlenie shkoloy». Vyp.4(16)).

2. Derekleeva, N. Planirovanie sotrudnichestva klassnogo rukovodite-lya s roditelyami uchenikov. //Shkol'noe planirovanie. – 2005. № 6. – S.68-108.

3. Geyko, V. A. Rol' sem'i v razvitii shkol'nyh uspehov rebenka. // shko-la – 2009 g. – № 3 – s. 60.

4. Bestuzhev-Lada, I. Chto delat' roditelyam v shkole? // Klassnyy rukovoditel' – 2007 g. – № 1 – s. 94.

Login or Create
* Forgot password?