Россия
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Главными задачами в этом направлении являются установление взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка. В статье рассматриваются основные принципы и методы, на которые опирается школа в процессе взаимодействия с родителями
взаимодействие, учитель, семья, школа, образование
Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для воспитания детей. Дети должны своевременно получать образование и профессиональную подготовку. Родители должны воспитывать детей в духе нравственности, трудолюбия и бережного отношения к общественному достоянию. Также родители должны проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии.
Главными задачами педагогов являются:
- способствовать единению, сплочению семьи;
- устанавливать взаимоотношения родителей и детей;
- создавать комфортные условия для ребенка в семье, а также всесторонне систематически наблюдать за особенностями семейного воспитания ребенка.
Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.
Следующие нравственные нормы помогают педагогу избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми:
- чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
- активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями;
- уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
- повышение авторитета родителей в глазах ребенка;
- тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям;
- терпение при поступлении критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.
Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Во-первых, семья – это коллектив, у которого есть общая цель. Родительские чувства и любовь ускоряют развитие личности. В данном коллективе общение происходит постоянно.
Во-вторых, семья – это разновозрастной коллектив. Старшие в этом коллективе выступают естественными воспитателями детей. Передача опыта осуществляется от старших поколений к младшим.
В педагогической литературе взаимодействие семьи и образовательной организации определяется как процесс взаимодействия по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания.
На современном этапе развития школьного образования можно выделить несколько стратегий взаимодействия школы и семьи.
Стратегия развития открытого сообщества школы и семьи предполагает организацию открытого взаимодействия, выстраивание длительных взаимоотношений, наращивание практики и опыта устойчивых педагогических традиций.
Стратегия быстрого реагирования направлена на оперативное вмешательство в жизнь ребенка и семьи, оказавшихся в социально опасном положении. Кроме того она характеризуется применением поддерживающих технологий, социальной направленностью деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования.
Стратегия смешанного типа включает элементы первой и второй, а также предполагает реализацию комплексного подхода к решению актуальных проблем развития личности учащегося, его ближайшего окружения [3].
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Взаимодействие может выражаться в разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности и т.д.
Основной целью сотрудничества школы и семьи является создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей. Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:
- обеспечение качественного образования учащихся;
- развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
- формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
- подготовка школьников к школьной жизни;
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей – длительный процесс. Успешность этого процесса зависит от принципов, которые включены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы:
- организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
- организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.
Общей задачей взаимодействия семьи и школы является обеспечение качественного образования, воспитание нравственности и культуры поведения, формирование потребности в здоровом образе жизни, а решению этой задачи способствует комплексный подход:
- формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка;
- необходимость участия в учебно-воспитательном процессе школы;
- формирование психолого-педагогической культуры;
- освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей [4].
Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должно стать доверие. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. Педагог должен обладать развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей [1].
Как показывает опыт, значительная часть родителей ощущает недостаток педагогических знаний, и поэтому нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Квалифицированная педагогическая пропаганда среди родителей помогает осуществлять и совершенствовать семейное воспитание.
Родителей необходимо познакомить с основами педагогики, разъяснить сущность таких принципов, как воспитание в коллективе, в процессе труда, систематичность и последовательность в воспитании детей, а также методику их осуществления в процессе семейного воспитания.
Наиболее распространенными формами пропаганды педагогических знаний являются как массовые формы, такие как: лектории для родителей, вечера вопросов и ответов, дни родителей, дни семейного отдыха; групповые консультации; так и индивидуальные формы – беседы, консультации со специалистами (медиками, психологами, учителями и т.д.) [2].
Устная пропаганда педагогических знаний осуществляется путем бесед, лекций, консультаций. Беседы и консультации могут быть как групповыми, так и индивидуальными. В групповых беседах могут раскрываться общие проблемы семейного воспитания, например, какую помощь оказывать детям в дни экзаменов, как воспитывать усидчивость, формировать внимание. Во время индивидуальных бесед или консультаций родители могут получить разъяснение по многим частным вопросам воспитания детей в семье, с учетом их возрастных, половых, психологических особенностей.
Родительскому комитету принадлежит важная роль во взаимодействии родителей и школы. Родительский комитет должен относиться ответственно к своей деятельности. От работы родительского комитета зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием, и жить дружно, весело, увлеченно.
1. Брюхова, В. М. Партнёрство семьи и школы / В.М. Брюхова – М.: Чи-стые пруды, 2007. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып.4(16)).
2. Дереклеева, Н. Планирование сотрудничества классного руководите-ля с родителями учеников. //Школьное планирование. – 2005. № 6. – С.68-108.
3. Гейко, В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. // шко-ла – 2009 г. – № 3 – с. 60.
4. Бестужев-Лада, И. Что делать родителям в школе? // Классный руководитель – 2007 г. – № 1 – с. 94.