Teaching a foreign language pursues practical, general educational, educational and developmental goals. The content side consists of speech material, language material, knowledge, skills and abilities. The process of teaching a foreign language implies the compliance with didactic and methodological principles in combination to achieve the best results
cooperative learning technology, communication process, extracurricular environment
Технология обучения в сотрудничестве основывается на содружестве участников педагогического процесса, при котором предполагается распределение всех функций педагогического процесса между учителем и учениками.
Технология обучения в сотрудничестве способствует приобретению учеником знаний. Сотрудничество учит обучающегося трудиться в различных условиях: в большом коллективе, в малой группе, индивидуально.
Важнейшими признаками сотрудничества являются следующие:
- общая цель и стремление к ее достижению;
- высокий уровень организации совместной учебной деятельности участников педагогического процесса, включающей их общие усилия, взаимную ответственность за результаты деятельности, доверие друг к другу;
- гуманистический стиль взаимоотношений между участниками педагогического процесса, включающий доброжелательность, взаимную помощь в случаях затруднений и учебных неудач;
- самостоятельность, инициативность обучающихся, исключающая принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний, пассивное восприятие обучающимися готовой информации.
Описанные признаки позволяют нам сделать вывод о том, что сотрудничество в обучении – это не только и не столько помощь учителя или одного обучающего другому в решении сложных задач, но и самостоятельная коллективная деятельность студентов, включающая постоянные или временные контакты с внеаудиторной средой. Другими словами, сотрудничество – это взаимодействие, скрепленное отношениями взаимного интереса и доверия. Любой обучающийся, осознавая важность своих действий для всего коллектива, меняет свою позицию, стремясь достичь успеха, проявляет инициативу и самостоятельность.
Результатом взаимодействия учителя и студентов в ходе сотрудничества становится определенный стиль педагогического общения – общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью. Между ними складываются отношения партнёрства, под которым понимается взаимосвязь и взаимовлияние учителя и обучающихся, согласованность их речевых поступков.
Применение технологии обучения в сотрудничестве требует от педагога использование таких «орудий», как просьба, совет, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Основная форма учебной деятельности в этом случае – это совместная увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью, живое общение учителя с обучающимися [1].
Обучение в сотрудничестве – это обучение в процессе коммуникации, коммуникации обучающихся друг с другом, обучающихся с учителем, в результате которой и возникает необходимый контакт, в ходе которого обучающиеся могут исполнять разные социальные роли: быть лидером, исполнителем, организатором, докладчиком, экспертом, исследователем.
Обучение в сотрудничестве реализуется в первую очередь через создание условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях. Так, например, объединение обучающихся с разным уровнем учебной мотивации в группы по 3-4 человека и выдача им одного задания с распределением ролей будет способствовать тому, что обучающиеся с низким уровнем учебной мотивации будут тянуться за лидерами группы, осознавая свою значимость в успехе всей группы; они будут стремиться к выяснению у сильных учащихся всех непонятых им вопросов, а сильные обучающиеся в свою очередь – стремиться к тому, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Таким образом, происходит ликвидация пробелов совместными усилиями. Такова общая идея технологии обучения в сотрудничестве.
Существует несколько вариантов обучения в сотрудничестве. Назовем наиболее популярные:
1. Student Team Learning – обучение в команде уделяет особое внимание «групповым целям» (team goals) и успеху всей группы (team success).
2. Jigsaw (пила). Обучающиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
3. Learning Together. Группа обучающихся разбивается на однородные по уровню обученности группы по 3-4 человека.
1. Polat, E. S. Obuchenie v sotrudnichestve na urokah inostrannogo yazyka // IYaSh. - 2000. - № 1. - S. 4-11.