The use of new information technologies allows the teacher and students not only to check the level of acquired knowledge, but also to demonstrate this knowledge. When teaching a foreign language with the help of technical teaching aids, students join the global cultural and educational space, which undoubtedly increases their motivation to master a foreign language. The article deals with the advantages of technical aids in teaching foreign languages
information technologies, technical teaching aids, visualization of educational material
Технические средства обучения значительно облегчают усвоение иностранного языка посредством прослушивания звукозаписей, просмотра кино- и видеофильмов, использования персональных компьютеров. Кроме того, ТСО могут обучать учащихся с помощью, специально созданной для этих целей аппаратуры без участия учителя. Последний, в свою очередь, лишь осуществляет контроль за работой аппаратуры и ее программой.
Опыт обучения иностранному языку в школе показывает, что успеваемость обучающихся, качество усвоения учебного предмета при умелом, разумном, научно-обоснованном использовании на занятиях ТСО резко повышается при одновременном сокращении времени, отведенном для этих целей.
Благодаря ТСО учащиеся тренируются не только в рецептивной и репродуктивной иноязычной речи, но и в продуктивной иноязычной речи, которую преподаватели и методисты обычно называют спонтанной или неподготовленной. ТСО, используемые в учебном процессе при изучении иностранного языка, являются не только надежными тренажерами, но и богатыми источниками информации.
Необходимо также отметить, что визуализация учебного материала, воздействуя на эмоциональные сферы, способствует более глубокому усвоению языкового материала. Сочетание зрительного образа, текста и звукового ряда предоставляет большие возможности для комплексного развития навыков речевой деятельности учащегося на иностранном языке. Этот процесс приобретает интерактивный характер благодаря возможности двусторонней связи, диалога с компьютером, когда обучаемый и компьютер могут задавать друг другу вопросы, получать на них ответы, когда компьютер может давать корректирующие подсказки и к нему можно обратиться за помощью.
Технические средства обучения – это качественно новое орудие труда учителя. Выделим некоторые преимущества ТСО.
Во-первых, они способствуют решению проблемы массовости в обучении (телевидение позволяет преподавателю осуществлять такие виды деятельности, как объяснение и показ и, в какой-то степени, управление вниманием обучающихся), но они исключают возможность обратной связи, т.е. передачи учителю информации об уровне обученности обучающихся.
Во-вторых, ТСО помогают индивидуализировать обучение.
В-третьих, ТСО обеспечивают стопроцентную активность обучающихся. При работе с ними все обучающиеся находятся при деле, а не ждут своей очереди, как происходит в обычных условиях при обучении иностранному языку.
В-четвертых, ТСО дают возможность организовать самостоятельную работу обучающихся при формировании навыков и умений устной речи. Индивидуальные задания при работе со звукозаписью могут получать обучающиеся в зависимости от их способностей.
В-пятых, технические средства лучше, чем другие средства обучения, способны реализовать дидактический принцип наглядности. Ведь в данном случае широко представлена не только зрительная, но и слуховая наглядность и зрительно-слуховая наглядность одновременно.
В-шестых, технические средства позволяют более эффективно организовать обучение аудированию иноязычной речи.
В-седьмых, если радио и телевидение исключают возможность обратной связи, то существует целый ряд других технических средств, которые такую связь предполагают. Преимуществом ТСО является их способность реализовать обратную связь – основную функцию контроля и самоконтроля.
К недостаткам технических средств относят обычно их невысокую надежность, большую стоимость и относительную сложность в эксплуатации [1].
Итак, технические средства имеют значительные преимущества по сравнению с другими средствами обучения. Вот почему в настоящее время в учебных заведениях используется целый арсенал технических средств, среди которых немаловажное место занимают по-прежнему кино- и видеоаппаратура.
1. Dmitrenko, T. A. Metodika prepodavaniya angliyskogo yazyka v VU-Ze / T.A. Dmitrenko. - M.: MELI, 2009. - 92 s.