Irkutsk region, Russian Federation
The reasons for the decline in the level of language literacy at the present stage of the development of the Russian literary language are considered
literacy, democratization of language, liberalization of language, vulgarization of language, "Olban language", Total dictation
Грамотность – определенная степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с нормами родного языка. Один из базовых показателей социально-культурного развития человека.
Необходимо в совершенстве владеть языком с целью лучшей адаптации субъекта в стремительно изменяющимся мире.
К сожалению, уровень грамотности носителей русского языка на протяжении последних тридцати лет непрестанно снижается. Причин для этого существует достаточно много. Рассмотрим некоторые из них.
Мы живем в мире, который изменяется очень динамично. Так как язык – явление социальное, он, естественно, чутко реагирует на события, происходящие в обществе, трансформируясь и развиваясь. Еще в конце XIX века наблюдалась тенденция, связанная с демократизацией языка. На рубеже XX-XXI вв. это явление достигло таких размеров, что речь уже шла не столько о демократизации, сколько о либерализации, даже вульгаризации языка. Современный этап развития, функционирования языка определяется двумя тенденциями – вульгаризация и варваризация. Вульгаризация языка стала результатом кардинальных политических, экономических и культурных изменений, которые произошли в нашей стране, начиная с середины 80-ых годов XX века.
В начале XXI века у учителей-словесников сильную тревогу вызвало появление так называемого олбанского языка – языка молодежи и школьников. Впервые Дмитрий Соколовский употребил подобную лексику на сайте «Удав». Для данного жаргона было характерно употребление лексем русского языка с почти верным фонетическим, но нарочито неправильным орфографическим написанием, частым использованием ненормативной лексики, штампов, характерных для сленга. Зачастую данный жаргон использовался при написании комментариев в чатах, веб-форумах. Олбанский язык породил ряд интернет-мемов (например, «Красавчег») и стереотипных выражений (например, «Памагите», «Патсталом»).
Многие лингвисты, включая М. А. Кронгауза, констатируют снижение популярности этого языкового явления и его различных модификаций, начиная со второй половины 2000-ых годов. Так что опасения педагогов были напрасными.
К сожалению, сейчас языковые нормы нарушаются не с целью эпатировать читателя, собеседника, а по причине низкого уровня языковой грамотности, культуры речи и общей культуры.
Также негативно на уровень грамотности повлияли:
- СМИ (особенно Интернет);
- уменьшение «живого» общения;
- кризис чтения;
- утрата престижа образования.
К счастью, одной из приоритетных государственных задач является повышение уровня грамотности россиян и уровня владения современным русским литературным языком в целом. Проводятся различные плановые мероприятия, например, Тотальный диктант (просветительская акция, проходит ежегодно, начиная с 2004 года; девиз Тотального диктанта: «Писать грамотно – модно!»).
Исправить сложную сложившуюся ситуацию, связанную со снижением уровня грамотности, можно только при соблюдении следующих условий:
- создание благоприятной речевой среды;
- популяризация чтения с целью формирования интуитивной (зрительной) грамотности;
- популяризация языковой грамотности;
- замена тестовый заданий текстовыми (диктанты, изложения, сочинения) в рамках преподавания русского языка в образовательных учреждениях.
И, может быть, вскоре мы снова станем самой читающей и самой грамотной нацией в мире.
1. Azimov, E. G. Sovremennyy slovar' metodicheskih terminov i ponya-tiy. Teoriya i praktika obucheniya yazykam: slovar' / E. G. Azimov, A. N. Schukin. - M.: Russkiy yazyk. Kursy, 2018. - 496 s.
2. Sultangazina, G.Zh. K voprosu razvitiya yazykovoy gramotnosti kak so-stavlyayuschey funkcional'noy gramotnosti / G.Zh. Sultangazina, B.S. Tuyakova // Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyy aspekt. - 2012. - No.4. - S. 185-188.