THE PROBLEM OF REDUCING THE LEVEL OF LANGUAGE LITERACY IN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The reasons for the decline in the level of language literacy at the present stage of the development of the Russian literary language are considered

Keywords:
literacy, democratization of language, liberalization of language, vulgarization of language, "Olban language", Total dictation
Text
Publication text (PDF): Read Download

Грамотность – определенная степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с нормами родного языка. Один из базовых показателей социально-культурного развития человека.

Необходимо в совершенстве владеть языком с целью лучшей адаптации субъекта в стремительно изменяющимся мире.

К сожалению, уровень грамотности носителей русского языка на протяжении последних тридцати лет непрестанно снижается. Причин для этого существует достаточно много. Рассмотрим некоторые из них.

Мы живем в мире, который изменяется очень динамично. Так как язык – явление социальное, он, естественно, чутко реагирует на события, происходящие в обществе, трансформируясь и развиваясь. Еще в конце XIX века наблюдалась тенденция, связанная с демократизацией языка. На рубеже XX-XXI вв. это явление достигло таких размеров, что речь уже шла не столько о демократизации, сколько о либерализации, даже вульгаризации языка. Современный этап развития, функционирования языка определяется двумя тенденциями – вульгаризация и варваризация. Вульгаризация языка стала результатом кардинальных политических, экономических и культурных изменений, которые произошли в нашей стране, начиная с середины 80-ых годов XX века.

В начале XXI века у учителей-словесников сильную тревогу вызвало появление так называемого олбанского языка – языка молодежи и школьников. Впервые Дмитрий Соколовский употребил подобную лексику на сайте «Удав». Для данного жаргона было характерно употребление лексем русского языка с почти верным фонетическим, но нарочито неправильным орфографическим написанием, частым использованием ненормативной лексики, штампов, характерных для сленга. Зачастую данный жаргон использовался при написании комментариев в чатах, веб-форумах. Олбанский язык породил ряд интернет-мемов (например, «Красавчег») и стереотипных выражений (например, «Памагите», «Патсталом»).

Многие лингвисты, включая М. А. Кронгауза, констатируют снижение популярности этого языкового явления и его различных модификаций, начиная со второй половины 2000-ых годов. Так что опасения педагогов были напрасными.

К сожалению, сейчас языковые нормы нарушаются не с целью эпатировать читателя, собеседника, а по причине низкого уровня языковой грамотности, культуры речи и общей культуры.

Также негативно на уровень грамотности повлияли:

- СМИ (особенно Интернет);

- уменьшение «живого» общения;

- кризис чтения;

- утрата престижа образования.

К счастью, одной из приоритетных государственных задач является повышение уровня грамотности россиян и уровня владения современным русским литературным языком в целом. Проводятся различные плановые мероприятия, например, Тотальный диктант (просветительская акция, проходит ежегодно, начиная с 2004 года; девиз Тотального диктанта: «Писать грамотно – модно!»).

Исправить сложную сложившуюся ситуацию, связанную со снижением уровня грамотности, можно только при соблюдении следующих условий:

- создание благоприятной речевой среды;

- популяризация чтения с целью формирования интуитивной (зрительной) грамотности;

- популяризация языковой грамотности;

- замена тестовый заданий текстовыми (диктанты, изложения, сочинения) в рамках преподавания русского языка в образовательных учреждениях.

И, может быть, вскоре мы снова станем самой читающей и самой грамотной нацией в мире.

References

1. Azimov, E. G. Sovremennyy slovar' metodicheskih terminov i ponya-tiy. Teoriya i praktika obucheniya yazykam: slovar' / E. G. Azimov, A. N. Schukin. - M.: Russkiy yazyk. Kursy, 2018. - 496 s.

2. Sultangazina, G.Zh. K voprosu razvitiya yazykovoy gramotnosti kak so-stavlyayuschey funkcional'noy gramotnosti / G.Zh. Sultangazina, B.S. Tuyakova // Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyy aspekt. - 2012. - No.4. - S. 185-188.

Login or Create
* Forgot password?