Abstract and keywords
Abstract (English):
The analysis of the concept of professional deformation is given; signs and factors of emotional burnout as a form of professional deformation of a teacher are considered

Keywords:
professional deformation, emotional burnout, stress
Text
Publication text (PDF): Read Download

Профессия педагога как одна из профессий группы «человек-человек» является, по мнению специалистов, одной из наиболее энергоемких. Для выполнения своих профессиональных обязанностей педагогу ежедневно требуется прикладывать большие интеллектуальные, эмоциональные и психические усилия, что, несомненно, служит источником стресса. Поэтому профессиональная компетентность преподавателя включает в себя психолого-педагогическую компетентность и психологическую устойчивость. Повышенные нервно-психические нагрузки в работе педагога, по данным исследований Е.А. Климова, А.К. Марковой и др., нередко служат источником профессиональной деформации.

Под профессиональной деформацией А.К. Маркова понимает негативно сказывающиеся на продуктивности труда, а также на развитии личности педагога постепенно накопившиеся изменения структуры деятельности и личности [1]. Изменение качеств и свойств личности под влиянием значимых для личности факторов профессиональной деятельности означает понятие «профессиональной деформации» по Л.В. Мардахаеву [2, с. 225]. По мнению Д.Г. Трунова профессиональную деформацию можно определить как «проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое». То есть, проявления профессиональной деформации не ограничиваются профессиональной деятельностью, личность проявляет определенные качества и свойства и в личной жизни [3, с. 32].

Профессиональная деформация включает также изменение психофизиологического состояния личности в виде утомляемости, нервных и психосоматических расстройств, что проявляется в таких изменениях поведения, как повышенная агрессивность, снижение умственной активности, уныние, подавленность. Проявление данных симптомов деформации зависит от различных факторов, как внутриличностных (темперамент, характер, направленность, возраст, стаж работы в профессии), так и внешнесредовых факторов, включающих социальное окружение, содержание и структуру выполняемой деятельности. Следовательно, не каждый педагог подвержен профессиональной деформации, она возникает как следствие эмоционального выгорания при неблагоприятном разрешении кризисных ситуаций, когда в силу возрастных изменений, физического или нервного истощения не срабатывают защитные адаптационные механизмы и запускается процесс изменения личности, сказывающийся на эффективности труда педагога.

Эмоциональное выгорание как форму профессиональной деформации личности вызывают следующие внешние факторы: напряженная психоэмоциональная деятельность, неудовлетворительная организация деятельности, повышенная профессиональная ответственность. Кроме того, имеющиеся в профессиональной деятельности противоречия, трудности в реализации карьеры могут вызывать профессиональные кризисы, которые чаще всего совпадают с возрастными психологическими кризисами. Несмотря на то, что кризисы могут спровоцировать профессиональную деформацию, кризисы, по мнению Э.Ф. Зеера, могут способствовать личностному развитию [4]. Симптомы эмоционального выгорания проявляются в виде утомления, истощения, отрицательного, пессимистического настроя к работе, тревожности, стандартизации и стереотипизации общения и деятельности, ригидности мышления, агрессивности в отношениях. Часто появляются психосоматические проблемы, связанные с расстройством сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной систем, которые проявляются в виде артериальной гипертензии, снижения аппетита, бессонницы.

Несмотря на объективные трудности профессии педагога, неизбежность профессиональных кризисов, возможна профилактика эмоционального выгорания и, соответственно, профессиональной деформации личности педагога. Так, Е.А. Ларина, А.И. Черлюнчакевич, отмечают в экспериментальной группе педагогов восстановление оптимального психического состояния, формирование общей стрессоустойчивости и навыков саморегуляции, повышение уровня самоактуализации, развитие позитивных взаимоотношений с учащимися, коллегами [5].

Таким образом, значительно снизить вероятность профессиональной деформации возможно в результате повышения уровня осведомленности педагогов о данном феномене, проведения комплекса мероприятий, направленных на восстановление психического состояния, формирование стрессоустойчивости, овладение навыками саморегуляции, оздоровления отношений с коллегами и обучаемыми.

References

1. Markova A.K. Psihologiya professionalizma / A.K. Markova - M., 2002. - 254 s. - Tekst: neposredstvennyy.

2. Mardahaev L.V. Social'naya pedagogika: ucheb.posob. / L.V. Mardahaev - M., 2003. - 426 s. - Tekst: neposredstvennyy.

3. Trunov D.G. Professional'nye deformacii prakticheskogo psihologa / D.G. Trunov. - Tekst: neposredstvennyy // Psihologicheskaya gazeta.- 1998.- № 1.

4. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Krizisy professional'nogo stanovleniya lichnosti / E.F Zeer, E.E Symanyuk. - Tekst: neposredstvennyy // Psihologiche-skiy zhurnal.- 1997.- № 6.

5. Larina E.A., Cherlyunchakevich A.I. Eksperimental'noe issledovanie vliyaniya profdeformacii na pedagoga / E.A. Larina, A.I. Cherlyunchakevich. - Tekst: neposredstvennyy // Psihologiya obucheniya.- 2014. - №1. - S. 101-127.

Login or Create
* Forgot password?