DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF STUDENTS ON THE BASIS OF FA-CILITATION TO NATIONAL TRADITIONS THROUGH FOLK HOLIDAYS
Rubrics: GUIDELINES
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article discusses the problems of humanistic education, some innovative approaches to the humanization of education. The ultimate goal is to educate patriotism, respect for the traditions and memory of ancestors, distract children and adolescents from the negative impact of a changing environment, form their ideas about the healthy foundations of life with its moral and ethical orientation based on true value ideas about the world through introducing students to folk holidays. The creative search of teachers of educational institutions is presented

Keywords:
culture, traditions, creativity, folk holidays
Text
Publication text (PDF): Read Download

«Есть закон человеческой природы и культуры, – писал в начале ХХ века философ Иван Александрович Ильин, – по которому все великое может быть связано человеком или народом только по-своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа, уклада. Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и священным огням жизни, ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны: в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли».

«…человек, утративший доступ к духовной воде и духовному огню своего народа, становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом. Горе ему и его детям: им грозит опасность превратиться  в исторический песок и мусор» [2].

Сегодня яснее, чем когда-либо, мы видим, как иссохла и помрачилась эта душа. И чтобы исцелить ее, мы должны отправиться в глубину времени – к познанию своей веры, истории и культуры.

За последние годы школьные программы введены предметы, которые так или иначе связаны с верой, историей и культурой наших предков. Одной из таких программ является программа Пак Р.И. «Основы народной культуры» [3].

В программе не просто изучение и исполнение народных произведений разных жанров, но и что, прежде всего, фольклор – основа для чувствования и понимания учениками народной души, возникшей в древности из единых филосовско-психологических  и мифопоэтических истоков.

Безбрежна и прекрасна культура всякого рода в любом ее проявлении. Вершиной же ее являются народные праздники, в которых всегда растворен опыт народной педагогики. В нашем городе проходят фестивали, связанные с народной культурой бурят, русских, татар. Один из них «Мне довелось родиться в Сибири», который объединил эти культуры. В основе этого фестиваля и лежит приобщение к этим праздникам. Материал программы расположен преимущественно в соответствии с праздниками народного календаря. Праздничная обрядовая культура вбирает в себя так же и кодекс народной чести – не писанные правила человеческого общежития [1].

В древнем своем значении слово «праздник» переводится как «святок». Поэтому были они для наших предков как бы духовной «лестницей», ведущей к вечности.

В праздниках, участвовали, прежде всего, от мала до велика. Огромное неповторимое впечатление производили они на душу, воображение ребенка. Именно в праздники дети постигали свою национальную культуру целостно, в самых ярких ее образах, где народный костюм и песня, танец, обряд и театральное действо сливались воедино, где человек по иному осознавал свою жизнь. И еще одни таинственным даром обладали праздники, погружая ребенка в стихию народной культуры, они раскрывали в нем разносторонние творческие задатки, утверждая его как личность созидающую. А используя сеть Интернета, учащиеся находят интересные материалы о праздниках, сюжеты народных игр, закличек и т.д.

Поэтому, работая по данной программе, я использую в своей практике проведение таких народных праздников как: «Рождество», «Святки», «Троица», «Капустные вечера», «Посиделки» и другие. Такая форма работы помогает мне не только повысить мотивацию учащихся, но и развивать креативные способности детей (нестандартно мыслить, действовать нешаблонно, создавать новое) [4].

Работая над созданием очередного сценария народного праздника или посиделок, учащиеся и учитель становятся соавторами этого сценария, выдвигая новые, неожиданные идеи. Ведь одним из основных показателей креативности является оригинальность, то есть способность выдвигать оригинальные идеи. Так, например, в сценарии посиделок «Капустные вечера» учащимися была предложена идея задействовать мальчиков при росписи посуды, во время  того как девочки готовили блюда из капусты. Затем был подведен итог этой работы – получилась выставка, где был выбран «лучший мастер».

Учащиеся в процессе подготовки сами сочиняют: заклички, частушки, колыбельные песни, колядки, загадки.

Загадки:

Зеленый, как трава,

Внутри – сладкий,

А снаружи – твердый. (Арбуз)

Все ломало, все срывало

Ничему пощады нет. (Вьюга)

Закличка:

Весна, весна

Приходи красна!

Солнцем красным нас согрей.

Приди теплышко скорей!

Частушки:

Как слезинки, капли с крыши

В ясный день закапали!

Потому что Аня пишет

На стене каракули.

Ох, родители родные,

Не идет ученье впрок.

Лучше б лежа на диване

Я плевала в потолок.

 

Применяют свое творчество в инсценировках русских народных сказок. Праздник является не только формой контроля над усвоением знаний, но так, же помогает вовлечению родителей учащихся в данных процесс.

Ведь невольно родители помогают своим детям в создании элементов русского национального костюма, готовят блюда русской национальной кухни, являются порой участниками самих праздников.

В анкетах для родителей взрослые подчеркивают, что праздник сближают их со своими детьми, появляется интересная совместная деятельность. Так же родители наблюдают и некоторые изменения, который происходят у учащихся в процессе подготовки  их к праздникам или урокам фольклора. Они отмечают, например, что ребенок, у которого нет никаких вокально-хоровых навыков, а то и просто слуха, распевает дома народные песни, и это ему очень нравится. Другие учащиеся стали интересоваться программами телевидения, в которых рассказывается о народном творчестве, народных праздниках, традиция и обрядах русского народа.

Расширяется  кругозор детей, развивается наблюдательность, духовно они становятся ближе к природе. Поэтому праздник можно считать не только формой работы над развитием креативности учащихся, но и повышением его интеллектуального уровня.

Но провести такой праздник нелегко. Ведь он является венцом долгой, кропотливой работы многих людей. В последнее время в проведении таких праздников участвуют учителя других предметов, таких как: музыки, технологии, литературы, истории, изобразительного искусства,- что позволяет дать учащимся не знания отдельных дисциплин, а единую картину мира.

У детей среднего и старшего возраста появляется потребность более точного определения и стабилизации интересов. Поэтому для них предполагается возможность перейти в систему факультативов, выбрав определенную специализацию в виде фольклорных ансамблей или мастерских. Углубляться в изучение проблем фольклористики и этнографии, взаимосвязей фольклора и разных видов классического и современного искусства. Вся эта разнообразная деятельность будет способствовать выработке у детей привлекательных человеческих качеств, нравственных установок, эстетического вкуса и потребностей, а взрослых, которые до этого не понимали эстетической и нравственной ценности народного искусства, через творческую деятельность собственных детей заставит пересмотреть свою точку зрения.

Все это полностью соответствует программным целям, главной из которых является развитие личности, у которой было бы сформировано целостно – эмоциональное отношение к историко-культурному наследию. Поставленной цели служит задача формирования исторического осознания личности, под которым понимается осознание человеком своего положения во времени и в пространстве, своей связи с прошлым, настоящим и будущим [4].

Народные праздники доныне обладают магнитной силой духовного притяжения, сохранившие тепло родного очага. Сегодня, когда семьи наши нередко расколоты на два автономных государства: «отцы» и «дети»; когда отчуждены друг от друга учитель и ученик, семья и школа, – эта магнитная сила способна собрать и слить воедино разрозненные осколки нашего общества.

References

1. Obschechelovecheskie cennosti v sovremennom obrazovanii: opyt i perspektivy: materialy nauchno-prakticheskoy konferencii. - Angarsk, 2011.

2. Narodnaya kul'tura Priangar'ya: informacionno-metodicheskiy sbor-nik. - Vypusk 1,2. - Irkutsk, 2011.

3. Pak, N. I. Osnovy narodnoy kul'tury: adaptirovannaya programma. Angarsk, 2018.

4. Kurganyan, O. N. Osnovy narodnoy kul'tury: UMK k programme. MBOU «SOSh № 32». - Angarsk, 2021.

Login or Create
* Forgot password?