Abstract and keywords
Abstract (English):
The concept of intrapersonal conflict, its types and causes, as well as the results of an empirical study of the level of internal conflict among students, their pronounced conflict structures of the inner world of the individual, are considered, as well as the general level of intrapersonal conflict is determined

Keywords:
intrapersonal conflict, the subject of the conflict, the motive of the conflict, the inner world ofthe individual
Text
Publication text (PDF): Read Download

Современные трансформации в жизни общества требуют глубоких трансформаций в структуре психики человека, прежде всего обновления системы мировоззрения, базовых ценностей личности. В случае, когда внешние перемены не подкрепляются изменениями в системе ценностей индивида, можно говорить о личностной дезадаптации, одной из форм которой является внутриличностный конфликт. Выраженный внутриличностный конфликт при отсутствии коррекции приводит к неуравновешенности психики, эмоциональной нестабильности и личностной необустроенности в целом. Таким образом, актуальность изучения проблемы внутриличностных конфликтов – одной из основных и самых сложных психологических проблем, только возрастает.

Для начала рассмотрим общее понятие конфликта. Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и (или) суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.). Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт. А образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака [1]:

1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений). Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

2. Конфликт – это всегда противоборство сторон конфликта.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

Условиями перерастания спорной ситуации, противоречия в конфликтную ситуацию являются значимость ситуации для участников взаимодействия, наличие препятствий для достижения цели одной из сторон со стороны другой, превышение уровня терпимости одной из сторон к препятствию. Объект конфликта – то, на что претендует одна из сторон (ресурс, статус, роль, право и т.п.). Субъекты конфликта – личности, группы, организация в целом.

Представление конфликта таково:

конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.

Инцидент – это случай, происшествие (обычно неприятное); столкновение, недоразумение.

Признаки конфликта следующие: наличие ситуации, воспринимаемой сторонами как конфликтная; неделимость предмета конфликта «по справедливости» (необходимо понимать, что справедливость – понятие субъективное), желание участников продолжить конфликт до достижения своих целей, «до победы» [1].

Целями конфликта в деловой сфере могут быть достижение (либо сохранение) средств производства, экономической позиции, власти и других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также подчинение, нейтрализация либо устранение действительного или мнимого противника. Существенным моментом в понимании причин и факторов конфликта является субъективизм и осознаваемое или неосознанное желание представить свою позицию в лучшем свете.

«Полноценный» конфликт представляет собой процесс, развивающийся по следующим стадиям:

1) предконфликтная ситуация;

2) инцидент;

3) эскалация;

4) кульминация;

5) завершение конфликта;

6) послеконфликтная ситуация.

Рассмотрим характерные особенности внутриличностного конфликта. Внутриличностный конфликт представляет собой обострённое негативное переживание, обусловленное затянувшимся противостоянием различных структур внутреннего мира человека, отражающее его противоречивые связи с внешним миром и препятствующее принятию решений. Также внутриличностный конфликт характерен тем, что одолевает любого человека, причём одолевает его систематически. В области психологии внутриличносный конфликт часто называют «когнитивным диссонансом», который означает наличие конфликтных и несовместимых мыслей, убеждений и взглядов. Эта психологическая борьба может произойти в любой момент жизни в любой жизненной сфере, отношениях, обязательствах, на работе, в религиозных убеждениях, в нравственных взглядах и социальных идеологиях [2].

Внутриличностный конфликт может быть как конструктивного характера, так и деструктивного. В перовом случае он является неотъемлемой частью личностного развития, а во втором – представляет опасность для человека, т.к. служит причиной стрессов и тяжёлых переживаний, а в некоторых случаях даже случаев суицида.

Конструктивный, т.е. оптимальный или продуктивный, внутриличностный конфликт – это конфликт, в котором происходит развитие конфликтующих сторон, а личностные затраты на его разрешение минимальны. Такой конфликт является механизмом гармонизации личности, т.к. человек в процессе его разрешения осознаёт себя личностью

Деструктивный внутриличностный конфликт, т.е. разрушающий личностные структуры, – это конфликт, усугубляющий двойственность личности. Он способен перерасти в тяжёлый жизненный кризис и развить невротические реакции [2].

Адаптационный конфликт. Под адаптационным конфликтом понимается как нарушение равновесия между человеком и окружающей действительностью, так и нарушение процесса профессиональной или социальной адаптации. Такой конфликт возникает между возможностями человека и предъявляемыми к нему действительностью требованиями различного рода (психологическими, физическими, профессиональными). Это несоответствие может проявляться либо как временная неготовность, либо как полная неспособность к выполнению предъявляемых требований.

В зависимости от природы внутриличностного конфликта выделяют следующие его виды.

Ролевой конфликт. Ролевой конфликт представляет собой как невозможность человека одновременно реализовать несколько ролей, так и различное понимание требований, которые предъявляет сам человек к выполнению конкретной роли.

Нравственный конфликт. Нравственный конфликт является конфликтом между долгом и желанием, личными привязанностями и моральными принципами.

Мотивационный конфликт. Мотивационный конфликт является одним из наиболее часто встречающихся внутриличностных конфликтов и может выражаться в борьбе бессознательных стремлений человека, стремлении обладать и соображениями безопасности, столкновении различных мотивов.

Конфликт нереализованного желания. Вместе с конфликтом нереализованного желания также рассматривают комплекс неполноценности. Этот вид конфликта проявляется в противостоянии желаний и реальности, блокирующей их удовлетворение.

Конфликт неадекватной самооценки. Конфликт неадекватной самооценки является конфронтацией притязаний человека и его реальным потенциалом [3].

Основой любого вида внутриличностного конфликта являются именно субъективные переживания человека, т.к. они обуславливают испытываемые им страдания. И вопросу переживаний, исходя из этого, следует уделить особое внимание.

Внутриличностный психологический конфликт имеет три вида причин, провоцирующих его возникновение:

1) внутренние, то есть причины, таящиеся в противоречиях личности;

2) внешние факторы, обусловленные статусом индивида в социуме;

3) внешние факторы, обусловленные статусом личности в определенной социальной группе.

Все перечисленные виды причин взаимосвязаны, а их дифференциация считается довольно условной.

Внутренние условия возникновения внутриличностной конфронтации коренятся в противостоянии разнообразных мотивов личности, в несогласованности ее внутреннего устройства. Личность более подвержена внутренним конфликтам, когда ее внутренний мир сложен, развиты чувства ценности и способность к самоанализу.

Внешние факторы, провоцирующие возникновение внутриличностной конфронтации, обусловлены: личностным статусом в группе, организации и социуме.

Причины, обусловленные положением индивида в определенной группе, довольно разнообразны, но их объединяет невозможность удовлетворения различных важных мотивов и потребностей, которые обладают значением и глубоким смыслом для личности в конкретной ситуации. Отсюда можно выделить четыре вариации ситуаций, провоцирующих возникновение внутриличностного конфликта:

1) физические препятствия, мешающие удовлетворению основных потребностей (например, заключенный, которому его камера не дает возможности свободного передвижения);

2) отсутствие объекта, который нужен для удовлетворения ощущаемой потребности (например, человек мечтает в чужом городе о чашке кофе, но еще слишком рано и все кафетерии закрыты);

3) биологические преграды (индивиды с физическими изъянами или олигофренией, у которых помеха гнездится в самом человеческом организме);

4) социальные обстоятельства являются главной первопричиной большинства внутриличностных столкновений [4].

Любое поведение человека будет являться полимотивированным, то есть им будет управлять сразу некоторое множество разных мотивов и потребностей. Кроме того, в мотивации поведения человека принимает участие множество различных факторов, не только идущих изнутри человека, но действующих на него снаружи, со стороны ситуации, то есть внешние факторы. Вследствие чего и возникают внутриличностные конфликты, так как это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения [5].

В эмпирическом исследовании внутриличностного конфликта участвовали студенты Ангарского технического университета в возрасте от 18 до 23 лет направлений обучения: электроэнергетика и электротехника (1 девушка и 7 юношей); техносферная безопасность (5 девушек); технологические машины и оборудование (4 юноши).

Для исследования мотивационных особенностей студентов был использован метод тестирования – методика выявления уровня внутриличностной конфликтности А.И. Шипилова.

Рассмотрим результаты тестирования (рис.1).

 

https://sun9-21.userapi.com/impg/PecaAJAKVP8j5temuVOV61VDdDRAA0hUPC17vw/FzphVG_B5Iw.jpg?size=415x288&quality=96&sign=ceb6dc7447f14006f6fd769684f7e1cb&type=album

Рисунок 1 – Виды внутриличностных конфликтов у студентов

Примечание. По горизонтали – виды внутриличностных конфликтов. По вертикали – количество студентов, у которых преобладает данный вид конфликта

 

 

На основе данных тестирования можно сделать следующие выводы.

У одного человека преобладает конфликт нереализованного желания. У четырёх человек преобладает конфликт неадекватной самооценки. У двух человек преобладает ролевой конфликт. У одного человека преобладает адаптационный конфликт. Ни у одного из тестируемых не выражены мотивационный и моральный конфликты.

В среднем у студентов преобладает конфликт неадекватной самооценки, далее идёт ролевой конфликт, адаптационный и конфликт нереализованного желания. Мотивационный и моральный конфликты ни у кого не выявлены.

Рассмотрим наиболее конфликтные структуры внутреннего мира личности, а также определим общий уровень внутриличностной конфликтности (Квк) (табл.1).

 

Таблица 1

Конфликтные структуры внутреннего мира и общий уровень внутриличностной конфликтности (КВК) студентов

Студенты

Мотивация

Долженствование

Самооценки

КВК

 
 

Л.М.

21

21

24

44

 

Е.Е.

7

9

14

23

 

Н.Ч.

12

16

24

35

 

А.М.

14

18

23

40

 

Н.К.

9

8

23

34

 

И.П.

15

15

11

41

 

Д.И.

9

12

11

25

 

Ш.Ю.

9

12

14

24

 

М.А.

11

11

17

28

 

К.В.

10

17

23

33

 

Г.В.

19

13

17

34

 

С.А.

19

20

22

40

 

Б.Ю.

22

26

28

48

 

К.Е.

14

13

20

32

 

А.О.

12

18

18

35

 

Ш.Ю.

12

14

17

27

 

Ф.А.

20

22

27

69

 

 

Рисунок 2 – Общий уровень внутриличностной конфликтности (КВК) у студентов

Примечание. По горизонтали – уровни внутриличностной конфликтности.
По вертикали – количество студентов.

 

 

Согласно методике, наиболее конфликтные структуры внутреннего мира определяются путем суммирования баллов, полученных по конкретным видам внутриличностного конфликта. Так, мотивационный, моральный и конфликт нереализованного желания составляют структуру «мотивация». А моральный, ролевой и адаптационный – структуру «долженствование». В структуру «самооценка» входят конфликты нереализованного желания, неадекватной самооценки и адаптационный.

По данным таблицы 1 видно, что у двух студентов наиболее конфликтными структурами внутреннего мира личности являются «мотивация» и «долженствование». У одного студента наиболее конфликтная структура – это «мотивация». У одного студента наиболее конфликтная структура – это «долженствование». У одного студента наиболее конфликтными структурами внутреннего мира личности являются «самооценка» и «долженствование». У 12 студентов наиболее конфликтной структурой внутреннего мира личности является «самооценка».

Таким образом, у студентов наиболее конфликтной структурой личности является «самооценка».

На рисунке 2 представлены данные по определению общего уровня внутриличностной конфликтности студентов.

У 5 студентов низкий уровень внутриличностой конфликтности. Это значит, что внутренние конфликты и переживания у них возникают лишь изредка в серьезных и очень значимых ситуациях, которые в целом преодолеваются без осложнений. Эти студенты обладают высокоразвитыми  волевыми качествами, решительны, настойчивы и целеустремлены в достижении значимых мотивов и поставленных задач, не слишком обременены нравственными обязательствами. Легко адаптируются. Не имеют продолжительных сомнений и раздумий. Обеспечивают контроль над эмоциями. Большая вероятность завышенной самооценки. Ориентация на мотивацию достижения. Возможна повышенная агрессивность и демонстративность поведения.

У 11 студентов средний уровень внутриличностой конфликтности. Часто это ответственные люди, для которых не чужды переживания и сомнения. В целом устойчивы, адекватно реагируют на внезапные или трудные жизненные ситуации. Способны заниматься самоанализом. При адаптации к новой обстановке не испытывают каких-либо серьезных проблем. Гибкие, умеренная ситуативная тревожность. Большая вероятность высокого или выше среднего уровня интеллектуального развития.

У 1 студента высокий уровень внутриличностой конфликтности. Характерны сложная иерархия потребностей и мотивов, высокая развитость когнитивных структур. Нерешителен, однако обязателен и ответственен. Испытывает определенные трудности в адаптации к новой ситуации, незнакомому виду деятельности. Устойчив в привычках, не тяготеет к переменам. Ему более комфортно быть ведомым, а не ведущим, хотя часто попадает на руководящую должность. Живо и эмоционально реагирует на жизненные коллизии. Свойственны повышенная тревожность и социальные установки.

Таким образом, результаты тестирования в целом свидетельствуют о благоприятном психологическом состоянии студентов. У испытуемых наблюдается умеренная ситуативная тревожность, они не испытывают каких-либо серьезных проблем при адаптации.

В ситуации сложного выбора или существенных изменений обстановки для преодоления психологического дискомфорта мы предлагаем использовать следующие рекомендации:

1. Компромисс. Перед тем как решить проблему, нужно дать себе видимость выбора.

2. Мечты. Некоторые специалисты советуют приукрашивать проблемы, тем самым начать фантазировать.

3. Принятие собственных достоинств. Каждый человек имеет сильные стороны, и чтобы их найти, человеку нужно разобраться в себе.

4. Предназначение. Человек с удовольствием перекладывает ответственность за себя на других людей или подстраивается под социум. Но если личность нашла свое предназначение, то внутренняя гармония восстанавливается. Личность становится сильной и благодаря внутренней установке не позволяет навязывать себе что-то или сбивать себя с толку.

5. Уход. Человек сознательно уклоняется от того, чтобы решить проблему. Трудный выбор делать не приходится, а значит, личность испытывает облегчение на какой-то период.

6. Сублимация. Внутренний конфликт по этому способу решается благодаря тому, что личность переводит психическую энергию в приемлемые формы.

7. Переориентация. По этому способу люди сначала должны понять причину, которая спровоцировала конфликт, и кто или что ее спровоцировали.

8. Вытеснение. Если личность пытается вытеснить неприемлемые для себя мысли и мотивы, то это тоже считается способом избавления от конфликта.

9. Коррекция. Каждый человек имеет о себе какие-то представления. Суть метода же заключается в том, что борьба идет не с причиной конфликта, а с собственными представлениями личности о ней.

Таким образом, в работе представлен теоретический анализ проблемы внутриличностного конфликта, а также результаты эмпирического исследования уровня внутреннего конфликта у студентов. По результатам тестирования было выявлено, что в среднем у студентов преобладает конфликт неадекватной самооценки, а также выявлен преимущественно средний и низкий уровень внутриличностной конфликтности, что подтверждает исследования работы [1].

References

1. Nogales K. Chto takoe vnutrenniy konflikt / K. Nogales. - Tekst: elektronnyy // Chto takoe vnutrenniy konflikt. - 2021. -URL:konflikt-vnutrennii-konflikt-chto-eto-takoe-i-kak-s (data obrascheniya: 10.10.2022).

2. Karmin A.S. Konfliktologiya; pod red. A.S. Karmina. - SPb.: Lan', 1999. - 448 s. - Tekst: neposredstvennyy.

3. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Krizisy professional'nogo stanovleniya lichnosti / E.F. Zeer, E.E. Symanyuk. - Tekst: neposredstvennyy // Psihologicheskiy zhurnal. - 1997. - Tom 18. - № 6.

4. Grishina N.V. Psihologiya mezhlichnostnogo konflikta: dis. ... d-ra psihol. nauk / N.V. Grishina. - SPb., 1995. - S. 48. - Tekst: neposredstvennyy.

5. Panchuk E.Yu. Psihologicheskaya struktura motivacionno-potrebnostnoy sfery / E.Yu. Panchuk // Sbornik nauchnyh trudov. V 2-h tomah. Tom 2: Ekologiya. Gumanitarnye i social'nye nauki. Ekonomicheskie nauki. - Angarsk: AGTA, 2005. - S. 210-219. - Tekst: neposredstvennyy.

Login or Create
* Forgot password?