Рассмотрено понятие внутриличностного конфликта, его виды и причины, а также результаты эмпирического исследования уровня внутреннего конфликта у студентов, их ярко выраженные конфликтные структуры внутреннего мира личности, а так же оп-ределён общий уровень внутриличностной конфликтности
внутриличностный конфликт, предмет конфликта, мотив конфликта, внутренний мир личности
Современные трансформации в жизни общества требуют глубоких трансформаций в структуре психики человека, прежде всего обновления системы мировоззрения, базовых ценностей личности. В случае, когда внешние перемены не подкрепляются изменениями в системе ценностей индивида, можно говорить о личностной дезадаптации, одной из форм которой является внутриличностный конфликт. Выраженный внутриличностный конфликт при отсутствии коррекции приводит к неуравновешенности психики, эмоциональной нестабильности и личностной необустроенности в целом. Таким образом, актуальность изучения проблемы внутриличностных конфликтов – одной из основных и самых сложных психологических проблем, только возрастает.
Для начала рассмотрим общее понятие конфликта. Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и (или) суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.). Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт. А образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака [1]:
1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений). Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.
2. Конфликт – это всегда противоборство сторон конфликта.
Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.
Условиями перерастания спорной ситуации, противоречия в конфликтную ситуацию являются значимость ситуации для участников взаимодействия, наличие препятствий для достижения цели одной из сторон со стороны другой, превышение уровня терпимости одной из сторон к препятствию. Объект конфликта – то, на что претендует одна из сторон (ресурс, статус, роль, право и т.п.). Субъекты конфликта – личности, группы, организация в целом.
Представление конфликта таково:
конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.
Инцидент – это случай, происшествие (обычно неприятное); столкновение, недоразумение.
Признаки конфликта следующие: наличие ситуации, воспринимаемой сторонами как конфликтная; неделимость предмета конфликта «по справедливости» (необходимо понимать, что справедливость – понятие субъективное), желание участников продолжить конфликт до достижения своих целей, «до победы» [1].
Целями конфликта в деловой сфере могут быть достижение (либо сохранение) средств производства, экономической позиции, власти и других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также подчинение, нейтрализация либо устранение действительного или мнимого противника. Существенным моментом в понимании причин и факторов конфликта является субъективизм и осознаваемое или неосознанное желание представить свою позицию в лучшем свете.
«Полноценный» конфликт представляет собой процесс, развивающийся по следующим стадиям:
1) предконфликтная ситуация;
2) инцидент;
3) эскалация;
4) кульминация;
5) завершение конфликта;
6) послеконфликтная ситуация.
Рассмотрим характерные особенности внутриличностного конфликта. Внутриличностный конфликт представляет собой обострённое негативное переживание, обусловленное затянувшимся противостоянием различных структур внутреннего мира человека, отражающее его противоречивые связи с внешним миром и препятствующее принятию решений. Также внутриличностный конфликт характерен тем, что одолевает любого человека, причём одолевает его систематически. В области психологии внутриличносный конфликт часто называют «когнитивным диссонансом», который означает наличие конфликтных и несовместимых мыслей, убеждений и взглядов. Эта психологическая борьба может произойти в любой момент жизни в любой жизненной сфере, отношениях, обязательствах, на работе, в религиозных убеждениях, в нравственных взглядах и социальных идеологиях [2].
Внутриличностный конфликт может быть как конструктивного характера, так и деструктивного. В перовом случае он является неотъемлемой частью личностного развития, а во втором – представляет опасность для человека, т.к. служит причиной стрессов и тяжёлых переживаний, а в некоторых случаях даже случаев суицида.
Конструктивный, т.е. оптимальный или продуктивный, внутриличностный конфликт – это конфликт, в котором происходит развитие конфликтующих сторон, а личностные затраты на его разрешение минимальны. Такой конфликт является механизмом гармонизации личности, т.к. человек в процессе его разрешения осознаёт себя личностью
Деструктивный внутриличностный конфликт, т.е. разрушающий личностные структуры, – это конфликт, усугубляющий двойственность личности. Он способен перерасти в тяжёлый жизненный кризис и развить невротические реакции [2].
Адаптационный конфликт. Под адаптационным конфликтом понимается как нарушение равновесия между человеком и окружающей действительностью, так и нарушение процесса профессиональной или социальной адаптации. Такой конфликт возникает между возможностями человека и предъявляемыми к нему действительностью требованиями различного рода (психологическими, физическими, профессиональными). Это несоответствие может проявляться либо как временная неготовность, либо как полная неспособность к выполнению предъявляемых требований.
В зависимости от природы внутриличностного конфликта выделяют следующие его виды.
Ролевой конфликт. Ролевой конфликт представляет собой как невозможность человека одновременно реализовать несколько ролей, так и различное понимание требований, которые предъявляет сам человек к выполнению конкретной роли.
Нравственный конфликт. Нравственный конфликт является конфликтом между долгом и желанием, личными привязанностями и моральными принципами.
Мотивационный конфликт. Мотивационный конфликт является одним из наиболее часто встречающихся внутриличностных конфликтов и может выражаться в борьбе бессознательных стремлений человека, стремлении обладать и соображениями безопасности, столкновении различных мотивов.
Конфликт нереализованного желания. Вместе с конфликтом нереализованного желания также рассматривают комплекс неполноценности. Этот вид конфликта проявляется в противостоянии желаний и реальности, блокирующей их удовлетворение.
Конфликт неадекватной самооценки. Конфликт неадекватной самооценки является конфронтацией притязаний человека и его реальным потенциалом [3].
Основой любого вида внутриличностного конфликта являются именно субъективные переживания человека, т.к. они обуславливают испытываемые им страдания. И вопросу переживаний, исходя из этого, следует уделить особое внимание.
Внутриличностный психологический конфликт имеет три вида причин, провоцирующих его возникновение:
1) внутренние, то есть причины, таящиеся в противоречиях личности;
2) внешние факторы, обусловленные статусом индивида в социуме;
3) внешние факторы, обусловленные статусом личности в определенной социальной группе.
Все перечисленные виды причин взаимосвязаны, а их дифференциация считается довольно условной.
Внутренние условия возникновения внутриличностной конфронтации коренятся в противостоянии разнообразных мотивов личности, в несогласованности ее внутреннего устройства. Личность более подвержена внутренним конфликтам, когда ее внутренний мир сложен, развиты чувства ценности и способность к самоанализу.
Внешние факторы, провоцирующие возникновение внутриличностной конфронтации, обусловлены: личностным статусом в группе, организации и социуме.
Причины, обусловленные положением индивида в определенной группе, довольно разнообразны, но их объединяет невозможность удовлетворения различных важных мотивов и потребностей, которые обладают значением и глубоким смыслом для личности в конкретной ситуации. Отсюда можно выделить четыре вариации ситуаций, провоцирующих возникновение внутриличностного конфликта:
1) физические препятствия, мешающие удовлетворению основных потребностей (например, заключенный, которому его камера не дает возможности свободного передвижения);
2) отсутствие объекта, который нужен для удовлетворения ощущаемой потребности (например, человек мечтает в чужом городе о чашке кофе, но еще слишком рано и все кафетерии закрыты);
3) биологические преграды (индивиды с физическими изъянами или олигофренией, у которых помеха гнездится в самом человеческом организме);
4) социальные обстоятельства являются главной первопричиной большинства внутриличностных столкновений [4].
Любое поведение человека будет являться полимотивированным, то есть им будет управлять сразу некоторое множество разных мотивов и потребностей. Кроме того, в мотивации поведения человека принимает участие множество различных факторов, не только идущих изнутри человека, но действующих на него снаружи, со стороны ситуации, то есть внешние факторы. Вследствие чего и возникают внутриличностные конфликты, так как это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения [5].
В эмпирическом исследовании внутриличностного конфликта участвовали студенты Ангарского технического университета в возрасте от 18 до 23 лет направлений обучения: электроэнергетика и электротехника (1 девушка и 7 юношей); техносферная безопасность (5 девушек); технологические машины и оборудование (4 юноши).
Для исследования мотивационных особенностей студентов был использован метод тестирования – методика выявления уровня внутриличностной конфликтности А.И. Шипилова.
Рассмотрим результаты тестирования (рис.1).
Рисунок 1 – Виды внутриличностных конфликтов у студентов
Примечание. По горизонтали – виды внутриличностных конфликтов. По вертикали – количество студентов, у которых преобладает данный вид конфликта
На основе данных тестирования можно сделать следующие выводы.
У одного человека преобладает конфликт нереализованного желания. У четырёх человек преобладает конфликт неадекватной самооценки. У двух человек преобладает ролевой конфликт. У одного человека преобладает адаптационный конфликт. Ни у одного из тестируемых не выражены мотивационный и моральный конфликты.
В среднем у студентов преобладает конфликт неадекватной самооценки, далее идёт ролевой конфликт, адаптационный и конфликт нереализованного желания. Мотивационный и моральный конфликты ни у кого не выявлены.
Рассмотрим наиболее конфликтные структуры внутреннего мира личности, а также определим общий уровень внутриличностной конфликтности (Квк) (табл.1).
Таблица 1
Конфликтные структуры внутреннего мира и общий уровень внутриличностной конфликтности (КВК) студентов
Студенты |
Мотивация |
Долженствование |
Самооценки |
КВК |
|
Л.М. |
21 |
21 |
24 |
44 |
|
Е.Е. |
7 |
9 |
14 |
23 |
|
Н.Ч. |
12 |
16 |
24 |
35 |
|
А.М. |
14 |
18 |
23 |
40 |
|
Н.К. |
9 |
8 |
23 |
34 |
|
И.П. |
15 |
15 |
11 |
41 |
|
Д.И. |
9 |
12 |
11 |
25 |
|
Ш.Ю. |
9 |
12 |
14 |
24 |
|
М.А. |
11 |
11 |
17 |
28 |
|
К.В. |
10 |
17 |
23 |
33 |
|
Г.В. |
19 |
13 |
17 |
34 |
|
С.А. |
19 |
20 |
22 |
40 |
|
Б.Ю. |
22 |
26 |
28 |
48 |
|
К.Е. |
14 |
13 |
20 |
32 |
|
А.О. |
12 |
18 |
18 |
35 |
|
Ш.Ю. |
12 |
14 |
17 |
27 |
|
Ф.А. |
20 |
22 |
27 |
69 |
Рисунок 2 – Общий уровень внутриличностной конфликтности (КВК) у студентов
Примечание. По горизонтали – уровни внутриличностной конфликтности.
По вертикали – количество студентов.
Согласно методике, наиболее конфликтные структуры внутреннего мира определяются путем суммирования баллов, полученных по конкретным видам внутриличностного конфликта. Так, мотивационный, моральный и конфликт нереализованного желания составляют структуру «мотивация». А моральный, ролевой и адаптационный – структуру «долженствование». В структуру «самооценка» входят конфликты нереализованного желания, неадекватной самооценки и адаптационный.
По данным таблицы 1 видно, что у двух студентов наиболее конфликтными структурами внутреннего мира личности являются «мотивация» и «долженствование». У одного студента наиболее конфликтная структура – это «мотивация». У одного студента наиболее конфликтная структура – это «долженствование». У одного студента наиболее конфликтными структурами внутреннего мира личности являются «самооценка» и «долженствование». У 12 студентов наиболее конфликтной структурой внутреннего мира личности является «самооценка».
Таким образом, у студентов наиболее конфликтной структурой личности является «самооценка».
На рисунке 2 представлены данные по определению общего уровня внутриличностной конфликтности студентов.
У 5 студентов низкий уровень внутриличностой конфликтности. Это значит, что внутренние конфликты и переживания у них возникают лишь изредка в серьезных и очень значимых ситуациях, которые в целом преодолеваются без осложнений. Эти студенты обладают высокоразвитыми волевыми качествами, решительны, настойчивы и целеустремлены в достижении значимых мотивов и поставленных задач, не слишком обременены нравственными обязательствами. Легко адаптируются. Не имеют продолжительных сомнений и раздумий. Обеспечивают контроль над эмоциями. Большая вероятность завышенной самооценки. Ориентация на мотивацию достижения. Возможна повышенная агрессивность и демонстративность поведения.
У 11 студентов средний уровень внутриличностой конфликтности. Часто это ответственные люди, для которых не чужды переживания и сомнения. В целом устойчивы, адекватно реагируют на внезапные или трудные жизненные ситуации. Способны заниматься самоанализом. При адаптации к новой обстановке не испытывают каких-либо серьезных проблем. Гибкие, умеренная ситуативная тревожность. Большая вероятность высокого или выше среднего уровня интеллектуального развития.
У 1 студента высокий уровень внутриличностой конфликтности. Характерны сложная иерархия потребностей и мотивов, высокая развитость когнитивных структур. Нерешителен, однако обязателен и ответственен. Испытывает определенные трудности в адаптации к новой ситуации, незнакомому виду деятельности. Устойчив в привычках, не тяготеет к переменам. Ему более комфортно быть ведомым, а не ведущим, хотя часто попадает на руководящую должность. Живо и эмоционально реагирует на жизненные коллизии. Свойственны повышенная тревожность и социальные установки.
Таким образом, результаты тестирования в целом свидетельствуют о благоприятном психологическом состоянии студентов. У испытуемых наблюдается умеренная ситуативная тревожность, они не испытывают каких-либо серьезных проблем при адаптации.
В ситуации сложного выбора или существенных изменений обстановки для преодоления психологического дискомфорта мы предлагаем использовать следующие рекомендации:
1. Компромисс. Перед тем как решить проблему, нужно дать себе видимость выбора.
2. Мечты. Некоторые специалисты советуют приукрашивать проблемы, тем самым начать фантазировать.
3. Принятие собственных достоинств. Каждый человек имеет сильные стороны, и чтобы их найти, человеку нужно разобраться в себе.
4. Предназначение. Человек с удовольствием перекладывает ответственность за себя на других людей или подстраивается под социум. Но если личность нашла свое предназначение, то внутренняя гармония восстанавливается. Личность становится сильной и благодаря внутренней установке не позволяет навязывать себе что-то или сбивать себя с толку.
5. Уход. Человек сознательно уклоняется от того, чтобы решить проблему. Трудный выбор делать не приходится, а значит, личность испытывает облегчение на какой-то период.
6. Сублимация. Внутренний конфликт по этому способу решается благодаря тому, что личность переводит психическую энергию в приемлемые формы.
7. Переориентация. По этому способу люди сначала должны понять причину, которая спровоцировала конфликт, и кто или что ее спровоцировали.
8. Вытеснение. Если личность пытается вытеснить неприемлемые для себя мысли и мотивы, то это тоже считается способом избавления от конфликта.
9. Коррекция. Каждый человек имеет о себе какие-то представления. Суть метода же заключается в том, что борьба идет не с причиной конфликта, а с собственными представлениями личности о ней.
Таким образом, в работе представлен теоретический анализ проблемы внутриличностного конфликта, а также результаты эмпирического исследования уровня внутреннего конфликта у студентов. По результатам тестирования было выявлено, что в среднем у студентов преобладает конфликт неадекватной самооценки, а также выявлен преимущественно средний и низкий уровень внутриличностной конфликтности, что подтверждает исследования работы [1].
1. Ногалес К. Что такое внутренний конфликт / К. Ногалес. - Текст: электронный // Что такое внутренний конфликт. - 2021. -URL:konflikt-vnutrennii-konflikt-chto-eto-takoe-i-kak-s (дата обращения: 10.10.2022).
2. Кармин А.С. Конфликтология; под ред. А.С. Кармина. - СПб.: Лань, 1999. - 448 с. - Текст: непосредственный.
3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - Текст: непосредственный // Психологический журнал. - 1997. - Том 18. - № 6.
4. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: дис. ... д-ра психол. наук / Н.В. Гришина. - СПб., 1995. - С. 48. - Текст: непосредственный.
5. Панчук Е.Ю. Психологическая структура мотивационно-потребностной сферы / Е.Ю. Панчук // Сборник научных трудов. В 2-х томах. Том 2: Экология. Гуманитарные и социальные науки. Экономические науки. - Ангарск: АГТА, 2005. - С. 210-219. - Текст: непосредственный.