Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрено понятие внутриличностного конфликта, его виды и причины, а также результаты эмпирического исследования уровня внутреннего конфликта у студентов, их ярко выраженные конфликтные структуры внутреннего мира личности, а так же оп-ределён общий уровень внутриличностной конфликтности

Ключевые слова:
внутриличностный конфликт, предмет конфликта, мотив конфликта, внутренний мир личности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Современные трансформации в жизни общества требуют глубоких трансформаций в структуре психики человека, прежде всего обновления системы мировоззрения, базовых ценностей личности. В случае, когда внешние перемены не подкрепляются изменениями в системе ценностей индивида, можно говорить о личностной дезадаптации, одной из форм которой является внутриличностный конфликт. Выраженный внутриличностный конфликт при отсутствии коррекции приводит к неуравновешенности психики, эмоциональной нестабильности и личностной необустроенности в целом. Таким образом, актуальность изучения проблемы внутриличностных конфликтов – одной из основных и самых сложных психологических проблем, только возрастает.

Для начала рассмотрим общее понятие конфликта. Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и (или) суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.). Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт. А образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака [1]:

1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений). Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

2. Конфликт – это всегда противоборство сторон конфликта.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

Условиями перерастания спорной ситуации, противоречия в конфликтную ситуацию являются значимость ситуации для участников взаимодействия, наличие препятствий для достижения цели одной из сторон со стороны другой, превышение уровня терпимости одной из сторон к препятствию. Объект конфликта – то, на что претендует одна из сторон (ресурс, статус, роль, право и т.п.). Субъекты конфликта – личности, группы, организация в целом.

Представление конфликта таково:

конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.

Инцидент – это случай, происшествие (обычно неприятное); столкновение, недоразумение.

Признаки конфликта следующие: наличие ситуации, воспринимаемой сторонами как конфликтная; неделимость предмета конфликта «по справедливости» (необходимо понимать, что справедливость – понятие субъективное), желание участников продолжить конфликт до достижения своих целей, «до победы» [1].

Целями конфликта в деловой сфере могут быть достижение (либо сохранение) средств производства, экономической позиции, власти и других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также подчинение, нейтрализация либо устранение действительного или мнимого противника. Существенным моментом в понимании причин и факторов конфликта является субъективизм и осознаваемое или неосознанное желание представить свою позицию в лучшем свете.

«Полноценный» конфликт представляет собой процесс, развивающийся по следующим стадиям:

1) предконфликтная ситуация;

2) инцидент;

3) эскалация;

4) кульминация;

5) завершение конфликта;

6) послеконфликтная ситуация.

Рассмотрим характерные особенности внутриличностного конфликта. Внутриличностный конфликт представляет собой обострённое негативное переживание, обусловленное затянувшимся противостоянием различных структур внутреннего мира человека, отражающее его противоречивые связи с внешним миром и препятствующее принятию решений. Также внутриличностный конфликт характерен тем, что одолевает любого человека, причём одолевает его систематически. В области психологии внутриличносный конфликт часто называют «когнитивным диссонансом», который означает наличие конфликтных и несовместимых мыслей, убеждений и взглядов. Эта психологическая борьба может произойти в любой момент жизни в любой жизненной сфере, отношениях, обязательствах, на работе, в религиозных убеждениях, в нравственных взглядах и социальных идеологиях [2].

Внутриличностный конфликт может быть как конструктивного характера, так и деструктивного. В перовом случае он является неотъемлемой частью личностного развития, а во втором – представляет опасность для человека, т.к. служит причиной стрессов и тяжёлых переживаний, а в некоторых случаях даже случаев суицида.

Конструктивный, т.е. оптимальный или продуктивный, внутриличностный конфликт – это конфликт, в котором происходит развитие конфликтующих сторон, а личностные затраты на его разрешение минимальны. Такой конфликт является механизмом гармонизации личности, т.к. человек в процессе его разрешения осознаёт себя личностью

Деструктивный внутриличностный конфликт, т.е. разрушающий личностные структуры, – это конфликт, усугубляющий двойственность личности. Он способен перерасти в тяжёлый жизненный кризис и развить невротические реакции [2].

Адаптационный конфликт. Под адаптационным конфликтом понимается как нарушение равновесия между человеком и окружающей действительностью, так и нарушение процесса профессиональной или социальной адаптации. Такой конфликт возникает между возможностями человека и предъявляемыми к нему действительностью требованиями различного рода (психологическими, физическими, профессиональными). Это несоответствие может проявляться либо как временная неготовность, либо как полная неспособность к выполнению предъявляемых требований.

В зависимости от природы внутриличностного конфликта выделяют следующие его виды.

Ролевой конфликт. Ролевой конфликт представляет собой как невозможность человека одновременно реализовать несколько ролей, так и различное понимание требований, которые предъявляет сам человек к выполнению конкретной роли.

Нравственный конфликт. Нравственный конфликт является конфликтом между долгом и желанием, личными привязанностями и моральными принципами.

Мотивационный конфликт. Мотивационный конфликт является одним из наиболее часто встречающихся внутриличностных конфликтов и может выражаться в борьбе бессознательных стремлений человека, стремлении обладать и соображениями безопасности, столкновении различных мотивов.

Конфликт нереализованного желания. Вместе с конфликтом нереализованного желания также рассматривают комплекс неполноценности. Этот вид конфликта проявляется в противостоянии желаний и реальности, блокирующей их удовлетворение.

Конфликт неадекватной самооценки. Конфликт неадекватной самооценки является конфронтацией притязаний человека и его реальным потенциалом [3].

Основой любого вида внутриличностного конфликта являются именно субъективные переживания человека, т.к. они обуславливают испытываемые им страдания. И вопросу переживаний, исходя из этого, следует уделить особое внимание.

Внутриличностный психологический конфликт имеет три вида причин, провоцирующих его возникновение:

1) внутренние, то есть причины, таящиеся в противоречиях личности;

2) внешние факторы, обусловленные статусом индивида в социуме;

3) внешние факторы, обусловленные статусом личности в определенной социальной группе.

Все перечисленные виды причин взаимосвязаны, а их дифференциация считается довольно условной.

Внутренние условия возникновения внутриличностной конфронтации коренятся в противостоянии разнообразных мотивов личности, в несогласованности ее внутреннего устройства. Личность более подвержена внутренним конфликтам, когда ее внутренний мир сложен, развиты чувства ценности и способность к самоанализу.

Внешние факторы, провоцирующие возникновение внутриличностной конфронтации, обусловлены: личностным статусом в группе, организации и социуме.

Причины, обусловленные положением индивида в определенной группе, довольно разнообразны, но их объединяет невозможность удовлетворения различных важных мотивов и потребностей, которые обладают значением и глубоким смыслом для личности в конкретной ситуации. Отсюда можно выделить четыре вариации ситуаций, провоцирующих возникновение внутриличностного конфликта:

1) физические препятствия, мешающие удовлетворению основных потребностей (например, заключенный, которому его камера не дает возможности свободного передвижения);

2) отсутствие объекта, который нужен для удовлетворения ощущаемой потребности (например, человек мечтает в чужом городе о чашке кофе, но еще слишком рано и все кафетерии закрыты);

3) биологические преграды (индивиды с физическими изъянами или олигофренией, у которых помеха гнездится в самом человеческом организме);

4) социальные обстоятельства являются главной первопричиной большинства внутриличностных столкновений [4].

Любое поведение человека будет являться полимотивированным, то есть им будет управлять сразу некоторое множество разных мотивов и потребностей. Кроме того, в мотивации поведения человека принимает участие множество различных факторов, не только идущих изнутри человека, но действующих на него снаружи, со стороны ситуации, то есть внешние факторы. Вследствие чего и возникают внутриличностные конфликты, так как это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения [5].

В эмпирическом исследовании внутриличностного конфликта участвовали студенты Ангарского технического университета в возрасте от 18 до 23 лет направлений обучения: электроэнергетика и электротехника (1 девушка и 7 юношей); техносферная безопасность (5 девушек); технологические машины и оборудование (4 юноши).

Для исследования мотивационных особенностей студентов был использован метод тестирования – методика выявления уровня внутриличностной конфликтности А.И. Шипилова.

Рассмотрим результаты тестирования (рис.1).

 

https://sun9-21.userapi.com/impg/PecaAJAKVP8j5temuVOV61VDdDRAA0hUPC17vw/FzphVG_B5Iw.jpg?size=415x288&quality=96&sign=ceb6dc7447f14006f6fd769684f7e1cb&type=album

Рисунок 1 – Виды внутриличностных конфликтов у студентов

Примечание. По горизонтали – виды внутриличностных конфликтов. По вертикали – количество студентов, у которых преобладает данный вид конфликта

 

 

На основе данных тестирования можно сделать следующие выводы.

У одного человека преобладает конфликт нереализованного желания. У четырёх человек преобладает конфликт неадекватной самооценки. У двух человек преобладает ролевой конфликт. У одного человека преобладает адаптационный конфликт. Ни у одного из тестируемых не выражены мотивационный и моральный конфликты.

В среднем у студентов преобладает конфликт неадекватной самооценки, далее идёт ролевой конфликт, адаптационный и конфликт нереализованного желания. Мотивационный и моральный конфликты ни у кого не выявлены.

Рассмотрим наиболее конфликтные структуры внутреннего мира личности, а также определим общий уровень внутриличностной конфликтности (Квк) (табл.1).

 

Таблица 1

Конфликтные структуры внутреннего мира и общий уровень внутриличностной конфликтности (КВК) студентов

Студенты

Мотивация

Долженствование

Самооценки

КВК

 
 

Л.М.

21

21

24

44

 

Е.Е.

7

9

14

23

 

Н.Ч.

12

16

24

35

 

А.М.

14

18

23

40

 

Н.К.

9

8

23

34

 

И.П.

15

15

11

41

 

Д.И.

9

12

11

25

 

Ш.Ю.

9

12

14

24

 

М.А.

11

11

17

28

 

К.В.

10

17

23

33

 

Г.В.

19

13

17

34

 

С.А.

19

20

22

40

 

Б.Ю.

22

26

28

48

 

К.Е.

14

13

20

32

 

А.О.

12

18

18

35

 

Ш.Ю.

12

14

17

27

 

Ф.А.

20

22

27

69

 

 

Рисунок 2 – Общий уровень внутриличностной конфликтности (КВК) у студентов

Примечание. По горизонтали – уровни внутриличностной конфликтности.
По вертикали – количество студентов.

 

 

Согласно методике, наиболее конфликтные структуры внутреннего мира определяются путем суммирования баллов, полученных по конкретным видам внутриличностного конфликта. Так, мотивационный, моральный и конфликт нереализованного желания составляют структуру «мотивация». А моральный, ролевой и адаптационный – структуру «долженствование». В структуру «самооценка» входят конфликты нереализованного желания, неадекватной самооценки и адаптационный.

По данным таблицы 1 видно, что у двух студентов наиболее конфликтными структурами внутреннего мира личности являются «мотивация» и «долженствование». У одного студента наиболее конфликтная структура – это «мотивация». У одного студента наиболее конфликтная структура – это «долженствование». У одного студента наиболее конфликтными структурами внутреннего мира личности являются «самооценка» и «долженствование». У 12 студентов наиболее конфликтной структурой внутреннего мира личности является «самооценка».

Таким образом, у студентов наиболее конфликтной структурой личности является «самооценка».

На рисунке 2 представлены данные по определению общего уровня внутриличностной конфликтности студентов.

У 5 студентов низкий уровень внутриличностой конфликтности. Это значит, что внутренние конфликты и переживания у них возникают лишь изредка в серьезных и очень значимых ситуациях, которые в целом преодолеваются без осложнений. Эти студенты обладают высокоразвитыми  волевыми качествами, решительны, настойчивы и целеустремлены в достижении значимых мотивов и поставленных задач, не слишком обременены нравственными обязательствами. Легко адаптируются. Не имеют продолжительных сомнений и раздумий. Обеспечивают контроль над эмоциями. Большая вероятность завышенной самооценки. Ориентация на мотивацию достижения. Возможна повышенная агрессивность и демонстративность поведения.

У 11 студентов средний уровень внутриличностой конфликтности. Часто это ответственные люди, для которых не чужды переживания и сомнения. В целом устойчивы, адекватно реагируют на внезапные или трудные жизненные ситуации. Способны заниматься самоанализом. При адаптации к новой обстановке не испытывают каких-либо серьезных проблем. Гибкие, умеренная ситуативная тревожность. Большая вероятность высокого или выше среднего уровня интеллектуального развития.

У 1 студента высокий уровень внутриличностой конфликтности. Характерны сложная иерархия потребностей и мотивов, высокая развитость когнитивных структур. Нерешителен, однако обязателен и ответственен. Испытывает определенные трудности в адаптации к новой ситуации, незнакомому виду деятельности. Устойчив в привычках, не тяготеет к переменам. Ему более комфортно быть ведомым, а не ведущим, хотя часто попадает на руководящую должность. Живо и эмоционально реагирует на жизненные коллизии. Свойственны повышенная тревожность и социальные установки.

Таким образом, результаты тестирования в целом свидетельствуют о благоприятном психологическом состоянии студентов. У испытуемых наблюдается умеренная ситуативная тревожность, они не испытывают каких-либо серьезных проблем при адаптации.

В ситуации сложного выбора или существенных изменений обстановки для преодоления психологического дискомфорта мы предлагаем использовать следующие рекомендации:

1. Компромисс. Перед тем как решить проблему, нужно дать себе видимость выбора.

2. Мечты. Некоторые специалисты советуют приукрашивать проблемы, тем самым начать фантазировать.

3. Принятие собственных достоинств. Каждый человек имеет сильные стороны, и чтобы их найти, человеку нужно разобраться в себе.

4. Предназначение. Человек с удовольствием перекладывает ответственность за себя на других людей или подстраивается под социум. Но если личность нашла свое предназначение, то внутренняя гармония восстанавливается. Личность становится сильной и благодаря внутренней установке не позволяет навязывать себе что-то или сбивать себя с толку.

5. Уход. Человек сознательно уклоняется от того, чтобы решить проблему. Трудный выбор делать не приходится, а значит, личность испытывает облегчение на какой-то период.

6. Сублимация. Внутренний конфликт по этому способу решается благодаря тому, что личность переводит психическую энергию в приемлемые формы.

7. Переориентация. По этому способу люди сначала должны понять причину, которая спровоцировала конфликт, и кто или что ее спровоцировали.

8. Вытеснение. Если личность пытается вытеснить неприемлемые для себя мысли и мотивы, то это тоже считается способом избавления от конфликта.

9. Коррекция. Каждый человек имеет о себе какие-то представления. Суть метода же заключается в том, что борьба идет не с причиной конфликта, а с собственными представлениями личности о ней.

Таким образом, в работе представлен теоретический анализ проблемы внутриличностного конфликта, а также результаты эмпирического исследования уровня внутреннего конфликта у студентов. По результатам тестирования было выявлено, что в среднем у студентов преобладает конфликт неадекватной самооценки, а также выявлен преимущественно средний и низкий уровень внутриличностной конфликтности, что подтверждает исследования работы [1].

Список литературы

1. Ногалес К. Что такое внутренний конфликт / К. Ногалес. - Текст: электронный // Что такое внутренний конфликт. - 2021. -URL:konflikt-vnutrennii-konflikt-chto-eto-takoe-i-kak-s (дата обращения: 10.10.2022).

2. Кармин А.С. Конфликтология; под ред. А.С. Кармина. - СПб.: Лань, 1999. - 448 с. - Текст: непосредственный.

3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - Текст: непосредственный // Психологический журнал. - 1997. - Том 18. - № 6.

4. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: дис. ... д-ра психол. наук / Н.В. Гришина. - СПб., 1995. - С. 48. - Текст: непосредственный.

5. Панчук Е.Ю. Психологическая структура мотивационно-потребностной сферы / Е.Ю. Панчук // Сборник научных трудов. В 2-х томах. Том 2: Экология. Гуманитарные и социальные науки. Экономические науки. - Ангарск: АГТА, 2005. - С. 210-219. - Текст: непосредственный.

Войти или Создать
* Забыли пароль?