Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines and summarizes the main provisions of state programming of the economy in the Russian Federation, taking into account changes in the legal regulation of the process as part of the reform in 2021, in order to identify the features of state programming in modern conditions

Keywords:
state programs, state programming
Text
Publication text (PDF): Read Download

Государственное программирование является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики, обеспечивающих достижение перспективных целей.

В 2021 году прошло реформирование системы государственного программирования и нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс программирования и организации дея-тельности федеральных органов исполнительной власти по разработке государственных программ. В связи с этим представляется необходимым исследование новых механизмов реализации инструмента государственных программ с учетом нововведений для выявления особенностей процесса в современных условиях функ-ционирования национальной экономики.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2021 г. № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» государственная программа Российской Федерации представляет собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий (результатов), взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики по соответствующим направлениям социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [1].

Основной задачей государственного программирования является поддержка экономического равновесия, влияние на качественные изменения экономики и стимулирование ее развития.

Цели государственных программ в современных условиях должны формироваться исходя из национальных целей развития страны, приоритетов социально-экономического развития и национальной безопасности, установленных документами стратегического планирования (отраслевыми стратегиями, стратегиями пространственного развития и иными указами Президента Российской Федерации). При этом требованиями к целям являются конкретность и измеримость. Таким образом, с 2022 года происходит переориентация программ на достижение национальных целей развития, а также увязка в цифровом формате всех используемых инструментов достижения целей (национальных (федеральных) проектов, госпрограмм, а также Единого плана по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года [2].

C целью реализации необходимости учета быстрых структурных изменений в экономике в ходе государственного программирования реализовано четкое разграничение проектной работы на конкретный результат (через механизм федеральных и ведомственных проектов) и процессной работы – в рамках комплексов процессных мероприятий. Кроме того, утверждено, что паспорт государственной программы, содержащий цели, показатели, структурные элементы и их финансовое обеспечение, в настоящее время одобряется на заседании Правительства Российской Федерации при рассмотрении проекта закона о бюджете и не утверждается нормативным правовым актом. Внесение изменений в паспорта в течение года осуществляется управляющими советами под руководством курирующего Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, что значительно ускоряет процедуру [1].

Государственное управление с помощью такого инструмента, как государственная программа, осуществляется через механизм регулярного комплексного влияния на структуру экономики путем реализации частных задач [5, 7].

Комплексность и всесторонний охват всех сфер национальной экономики государственным программированием подтверждается различными направлениями, запланированными в ходе реализации стратегии развития страны, в рамках которых и реализуются государственные программы.

Полный перечень государственных про-грамм утверждается Распоряжением Правительства РФ [3].

В 2022 году государственные программы РФ объединены в следующие направления.

Первое направление «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Мероприятия в нем направлены на выполнение социальных обязательств государства в области здравоохранения, физкультуры и спорта, обеспечения занятости и доступности.

Второе направление «Возможности для самореализации и развития талантов» реализует обеспечение гармонизации и единства населения Российской Федерации, патриотическое воспитание, развитие системы образования, повышение привлекательности и популярности культурных мероприятий, в том числе среди молодежи, использование современных цифровых технологий и популяризации объектов культурного наследия, а также раскрытие творческого потенциала граждан.

Направление «Комфортная и безопасная среда для жизни» предусматривает улучшение жилищных условий граждан, повышение качества городской среды, а также экологическое оздоровление водных объектов, создание устойчивой система обращения с твердыми коммунальными отходами и обеспечение общественного порядка.

В рамках четвертого направления «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» осуществляются основные направления сохранения и развития макроэкономической стабильности, повышение производительности труда и рост доходов населения, поддержка инвестиционной привлекательности и предпринимательской инициативы, развитие энергетики и сельского хозяйства.

Направление «Развитие науки, промышленности и технологии» поддерживает авиационную, фармацевтическую промышленности, судостроение, научно-технологическое развитие. 

Блок программ «Цифровая трансформация» обеспечивает достижение технологического прорыва, развитие российского IT-сектора, рост производительности труда в экономике, повышение эффективности государственного сектора, обеспечение сервисного характера государства, а также развитие сквозных технологий и формирование соответствующей инфраструктуры для доступности услуг населения на всей территории страны.

В рамках направления «Сбалансированное региональное развитие» предусмотрена реализация комплексных государственных программ: «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа  на 2014-2030 годы», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на 2013-2030 годы», «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2021-2030 годы», «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на 2019-2027 годы», «Социально-экономическое развитие Калининградской области на 2013-2025 годы» и программы «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» [4].

Государственное программирование на-правлено на повышение результативности государственных расходов. В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) программы являются основой для составления проектов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период. Согласно Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117-р, развитие программно-целевого бюджетного планирования на основе государственных программ сохраняется в качестве одного из ключевых направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде.

Как отмечает Сусло Е.А., по существу, это новая классификация бюджета, которая направлена на повышение результативности государственных расходов. Данная классификация расходов дает возможность привести в соответствие количество денег, которое выделяется ведомству, с целями, которые при этом должны быть достигнуты. Результативность бюджетной реформы в дальнейшем будет зависеть от того, насколько верно сформулированы цели каждой госпрограммы, индикаторы достижения целей, список задач, нужные мероприятия и механизм оценки [6].

С 2022 года законодательно закреплены особые правила разработки, реализации, мониторинга и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации [1]. В настоящее время применяется новая система управления госпрограммами. Изменилась структура госпрограмм, отдельное внимание должно уделяться проектной части. В целях управления госпрограммами назначены кураторы, а также действуют управляющие советы.

Усилена координация государственных программ с государственными программами субъектов Российской Федерации и программами развития государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, влияющими на достижение показателей и выполнение мероприятий (результатов) государственных программ.

С 2022 года рассматривается возможность оперативного управления ходом реализации государственных программ. Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации в 2022 году планируется ввести основание для возможности перераспределения бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию госпрограмм как внутри госпрограммы, так и между госпрограммами, путем корректировки сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон о бюджете в пределах 10 % об общего объема финансового обеспечения госпрограмм на соответствующий год (при согласовании со специальной Комиссией Федерального Собрания) [4].

Таким образом, в ходе реформирования законодательного регулирования процессов государственного программирования были внесены необходимые изменения, совершенствующие процесс государственного прогнозирования и планирования национальной экономики в сложившихся современных условиях.

References

1. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. O sisteme upravleniya gosudarstvennymi pro-grammami Rossiyskoy Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 maya 2021 g. № 786. - Tekst: elektronnyy. - URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 17.10.2022).

2. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. Edinyy plan po dostizheniyu nacional'nyh celey razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda i na planovyy period do 2030 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 01.10.2021 g. № 2765-r. - Tekst: elektronnyy. - URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 20.10.2022).

3. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. Ob utverzhdenii perechnya gosudarstvennyh programm Rossiyskoy Federacii: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 11.11.2010 g. № 1950-r (red. ot 13.10.2022). - Tekst: elektronnyy. -URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 25.10.2022).

4. Portal gosudarstvennyh programm RF [sayt]. - URL: https://programs.gov.ru (data obrascheniya: 24.10.2022).

5. Mikitchuk M.V. Ponyatie i soderzha-nie gosudarstvennogo ekonomicheskogo programmirovaniya kak vysshey formy gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki / M.V. Mikitchuk // Ustoychivoe razvitie ekonomiki: sostoyanie, problemy, perspektivy: sbornik trudov XV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Minsk, 23 aprelya 2021 g. / Ministerstvo obrazovaniya Respubliki Belarus' [i dr.]; redkol.: V.I. Dunay [i dr.]. - Minsk: PolesGU, 2021. - S. 45-47. - Tekst: neposredstvennyy.

6. Suslo E.A. Osobennosti gosudarstvennogo prognozirovaniya i planirovaniya v Rossii / E. A. Suslo. - Tekst: neposredstven-nyy // Nauchnye Zapiski OrelGIET. - 2017. - № 3(21). - S. 133-140.

7. Shvayka L.A. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki: uchebnoe posobie / L.A. Shvayka. - K.: Znanie, 2006. - 435 c. - Tekst: elektronnyy. - URL: https://banauka.ru/27.html (data obrascheniya: 24.10.2022).

Login or Create
* Forgot password?