ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследованы и обобщены основные положения государственного программирования экономики в Российской Федерации с учетом изменений нормативно-правового регулирования процесса в рамках проведенной реформы в 2021 году с целью выявления особенностей государственного программирования в современных условиях

Ключевые слова:
государственные программы, государственное программирование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Государственное программирование является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики, обеспечивающих достижение перспективных целей.

В 2021 году прошло реформирование системы государственного программирования и нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс программирования и организации дея-тельности федеральных органов исполнительной власти по разработке государственных программ. В связи с этим представляется необходимым исследование новых механизмов реализации инструмента государственных программ с учетом нововведений для выявления особенностей процесса в современных условиях функ-ционирования национальной экономики.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2021 г. № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» государственная программа Российской Федерации представляет собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий (результатов), взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики по соответствующим направлениям социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [1].

Основной задачей государственного программирования является поддержка экономического равновесия, влияние на качественные изменения экономики и стимулирование ее развития.

Цели государственных программ в современных условиях должны формироваться исходя из национальных целей развития страны, приоритетов социально-экономического развития и национальной безопасности, установленных документами стратегического планирования (отраслевыми стратегиями, стратегиями пространственного развития и иными указами Президента Российской Федерации). При этом требованиями к целям являются конкретность и измеримость. Таким образом, с 2022 года происходит переориентация программ на достижение национальных целей развития, а также увязка в цифровом формате всех используемых инструментов достижения целей (национальных (федеральных) проектов, госпрограмм, а также Единого плана по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года [2].

C целью реализации необходимости учета быстрых структурных изменений в экономике в ходе государственного программирования реализовано четкое разграничение проектной работы на конкретный результат (через механизм федеральных и ведомственных проектов) и процессной работы – в рамках комплексов процессных мероприятий. Кроме того, утверждено, что паспорт государственной программы, содержащий цели, показатели, структурные элементы и их финансовое обеспечение, в настоящее время одобряется на заседании Правительства Российской Федерации при рассмотрении проекта закона о бюджете и не утверждается нормативным правовым актом. Внесение изменений в паспорта в течение года осуществляется управляющими советами под руководством курирующего Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, что значительно ускоряет процедуру [1].

Государственное управление с помощью такого инструмента, как государственная программа, осуществляется через механизм регулярного комплексного влияния на структуру экономики путем реализации частных задач [5, 7].

Комплексность и всесторонний охват всех сфер национальной экономики государственным программированием подтверждается различными направлениями, запланированными в ходе реализации стратегии развития страны, в рамках которых и реализуются государственные программы.

Полный перечень государственных про-грамм утверждается Распоряжением Правительства РФ [3].

В 2022 году государственные программы РФ объединены в следующие направления.

Первое направление «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Мероприятия в нем направлены на выполнение социальных обязательств государства в области здравоохранения, физкультуры и спорта, обеспечения занятости и доступности.

Второе направление «Возможности для самореализации и развития талантов» реализует обеспечение гармонизации и единства населения Российской Федерации, патриотическое воспитание, развитие системы образования, повышение привлекательности и популярности культурных мероприятий, в том числе среди молодежи, использование современных цифровых технологий и популяризации объектов культурного наследия, а также раскрытие творческого потенциала граждан.

Направление «Комфортная и безопасная среда для жизни» предусматривает улучшение жилищных условий граждан, повышение качества городской среды, а также экологическое оздоровление водных объектов, создание устойчивой система обращения с твердыми коммунальными отходами и обеспечение общественного порядка.

В рамках четвертого направления «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» осуществляются основные направления сохранения и развития макроэкономической стабильности, повышение производительности труда и рост доходов населения, поддержка инвестиционной привлекательности и предпринимательской инициативы, развитие энергетики и сельского хозяйства.

Направление «Развитие науки, промышленности и технологии» поддерживает авиационную, фармацевтическую промышленности, судостроение, научно-технологическое развитие. 

Блок программ «Цифровая трансформация» обеспечивает достижение технологического прорыва, развитие российского IT-сектора, рост производительности труда в экономике, повышение эффективности государственного сектора, обеспечение сервисного характера государства, а также развитие сквозных технологий и формирование соответствующей инфраструктуры для доступности услуг населения на всей территории страны.

В рамках направления «Сбалансированное региональное развитие» предусмотрена реализация комплексных государственных программ: «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа  на 2014-2030 годы», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на 2013-2030 годы», «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2021-2030 годы», «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на 2019-2027 годы», «Социально-экономическое развитие Калининградской области на 2013-2025 годы» и программы «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» [4].

Государственное программирование на-правлено на повышение результативности государственных расходов. В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) программы являются основой для составления проектов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период. Согласно Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117-р, развитие программно-целевого бюджетного планирования на основе государственных программ сохраняется в качестве одного из ключевых направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде.

Как отмечает Сусло Е.А., по существу, это новая классификация бюджета, которая направлена на повышение результативности государственных расходов. Данная классификация расходов дает возможность привести в соответствие количество денег, которое выделяется ведомству, с целями, которые при этом должны быть достигнуты. Результативность бюджетной реформы в дальнейшем будет зависеть от того, насколько верно сформулированы цели каждой госпрограммы, индикаторы достижения целей, список задач, нужные мероприятия и механизм оценки [6].

С 2022 года законодательно закреплены особые правила разработки, реализации, мониторинга и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации [1]. В настоящее время применяется новая система управления госпрограммами. Изменилась структура госпрограмм, отдельное внимание должно уделяться проектной части. В целях управления госпрограммами назначены кураторы, а также действуют управляющие советы.

Усилена координация государственных программ с государственными программами субъектов Российской Федерации и программами развития государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, влияющими на достижение показателей и выполнение мероприятий (результатов) государственных программ.

С 2022 года рассматривается возможность оперативного управления ходом реализации государственных программ. Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации в 2022 году планируется ввести основание для возможности перераспределения бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию госпрограмм как внутри госпрограммы, так и между госпрограммами, путем корректировки сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон о бюджете в пределах 10 % об общего объема финансового обеспечения госпрограмм на соответствующий год (при согласовании со специальной Комиссией Федерального Собрания) [4].

Таким образом, в ходе реформирования законодательного регулирования процессов государственного программирования были внесены необходимые изменения, совершенствующие процесс государственного прогнозирования и планирования национальной экономики в сложившихся современных условиях.

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. О системе управления государственными про-граммами Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 26 мая 2021 г. № 786. - Текст: электронный. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2022).

2. Российская Федерация. Законы. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2021 г. № 2765-р. - Текст: электронный. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.10.2022).

3. Российская Федерация. Законы. Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 г. № 1950-р (ред. от 13.10.2022). - Текст: электронный. -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.10.2022).

4. Портал государственных программ РФ [сайт]. - URL: https://programs.gov.ru (дата обращения: 24.10.2022).

5. Микитчук М.В. Понятие и содержа-ние государственного экономического программирования как высшей формы государственного регулирования экономики / М.В. Микитчук // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: сборник трудов XV международной научно-практической конференции, Минск, 23 апреля 2021 г. / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: В.И. Дунай [и др.]. - Минск: ПолесГУ, 2021. - С. 45-47. - Текст: непосредственный.

6. Сусло Е.А. Особенности государственного прогнозирования и планирования в России / Е. А. Сусло. - Текст: непосредствен-ный // Научные Записки ОрелГИЭТ. - 2017. - № 3(21). - С. 133-140.

7. Швайка Л.А. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / Л.А. Швайка. - К.: Знание, 2006. - 435 c. - Текст: электронный. - URL: https://banauka.ru/27.html (дата обращения: 24.10.2022).

Войти или Создать
* Забыли пароль?