ABOUT THE POSSIBILITY OF DEVELOPING A "GREEN" ECONOMY IN THE PENITENTIARY SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the possibility of developing a "green" economy in the production process in correctional institutions with the organization of work of convicts. The essence of the "green" economy has been studied and the importance of integrating the best available technologies into the production of goods has been determined

Keywords:
green economy, the best available technologies, penal correction system
Text
Publication text (PDF): Read Download

Одним из основных принципов производства в современных условиях является концепция «зеленой» экономики, которая реализуется на территории Российской Федерации согласно Указа Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Так, в п. 81 указано, что Российская Федерация рассматривает свою территорию, ее биологическое разнообразие, уникальный эколого-ресурсный потенциал в качестве национального достояния, сохранение и защита которого необходимы для обеспечения жизни будущих поколений, гармоничного развития человека и реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. Сохранение отвечающими экологическим стандартам качества атмосферного воздуха и воды, рекультивация нарушенных земель, экологическая реабилитация территорий и водных объектов, увеличение площади лесовосстановления, ликвидация накопленного вреда окружающей среде являются обязательными условиями для улучшения качества жизни в Российской Федерации. Соответственно, целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природной среды, сбалансированное природопользование, смягчение негативных последствий изменения климата [1].

Термин «зеленая» экономика внедрен в оборот с 1989 г. группой экономистов в сфере экологии (Д. Пирс, Э. Барбьер и Э. Маркандия). Под «зеленой» экономикой понимается процесс трансформации экономики в направлении низкоуглеродного развития, повышения ресурсоэффективности и благосостояния населения через использование наилучших доступных технологий (далее − НДТ) и инноваций, создающих новые рабочие места, одновременно снижающий риски для окружающей среды в долгосрочной перспективе [5].

Понятие «наилучшие доступные технологии» подразумевает исследование и соотношение способов охраны окружающей среды к развитию экономики. Для России понятия «устойчивое развитие» и «зелёная экономика» фактически не используется в официальных правовых  документах. Юридическая сущность данного понятия закреплена Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом, основные направления, которые обозначены в документах эколого-экономического развития страны, в целом, соответствуют направлениям формирования «зелёной экономики».

Согласно распоряжению Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р «Об утверждении перечня областей применения наилучших доступных технологий» определены хозяйственные и иные виды деятельности, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду. К таким относятся: производство основных органических химических веществ, производство стекла и керамических изделий, разведение свиней и сельскохозяйственной птицы и т.д.

В современном мире для пенитенциарной системы важно понимание того, что и как производить, поскольку главная задача состоит в исправлении осужденных через наделение их полезными навыками с помощью труда. А потому необходимо определить актуальные и востребованные виды деятельности для дальнейшей достойной жизни после освобождения из мест лишения свободы.

В уголовно-исправительной системе функционирует мощная производственная структура, охватывающая следующие различные направления деятельности: металло-и деревообрабатывающее производство, сельхозпродукция, производство бетонных строительных материалов, швейное производство, включая выполнение внутриведомственных заказов. Особенностью такого производства является привлечение осужденных к труду с целью исправления их сознания и обучения полезным и актуальным навыкам. А потому целевая направленность производственной деятельности первостепенно должна быть направлена не на извлечение прибыли, а на совершенствование материально-технической базы и повышение качества условий содержания осужденных. Так, в настоящее время имеется 110 тыс. единиц технологического оборудования с общим износом 73 %, в том числе 19 тыс. единиц, а это 18 %, непригодны к эксплуатации и подлежат списанию. Итого, имеющиеся производственные мощности исправительных учреждений загружены всего на 58 %.

В целях улучшения качественных показателей производства исправительные учреждения внедряют инновации и осуществляют постепенную замену устаревших средств на новые, что влечет сокращение себестоимости, времени производства и способствует конкурентоспособности в реализации. Но тем не менее использование принципов НДТ может выступить как средство эффективного включения «зеленой» экономики в рамки пенитенциарной системы и создать условия для баланса экономических и экологических показателей.

В настоящий момент имеется опыт интеграции «зеленой» экономики в производственную деятельность исправительных учреждений ряда регионов. К примеру, к реализации данного вида производства можно отнести изготовление офисных ламп и производственных прожекторов в исправительной колонии № 35 Республики Хакасия. Преимуществами данных осветительных приборов является долгосрочности, ресурсосбережение, использование экологически чистых материалов, а также отсутствие тепловыделения [3].

При внедрении принципов «зеленой» экономики организовывают комплексные межрегиональные схемы, охватывающие территории нескольких субъектов Российской Федерации. Так, в пенитенциарной системе действует замкнутый цикл, под которым понимается весь жизненный цикл товара. Под замкнутым циклом понимается полный жизненный цикл товара. К примеру, в ФКУ ИК−6, 20, 31, 33 ГУФСИН России по Приморскому краю созданы цеха по производству палочки китайской пищевой. В настоящее время в колониях выпускают уже более ста млн. палочек в месяц на сумму более трех млн. руб. Открытие данного производства позволило дополнительно создать более двухсот рабочих мест [1].

Еще одним примером по реализации «зеленой» экономики выступает сельскохозяйственное предприятие УИС Приморского края, функционирующее с содержанием сельскохозяйственных животных, в результате жизнедеятельности которых образуются органические удобрения для вторичного использования на полях или в целях продажи.

Актуальной для современного экологического движения остается переработка и утилизация пластика. Так, в исправительной колонии 27 в Приморском крае более 30 человек заняты переработкой пластика. Из получившейся полимерной гранулы производят брусчатку и плитку, которая имеет характерные плюсы в виде износостойкости, дешевизны и противоскользящего покрытия. С 2018 г. в КП−3 УФСИН России по Брянской области утилизированный пластик используют как основу в создании искусственных цветов и брелоков [2].

В настоящее время обращение с отходами в республике Саха (Якутия) является нерациональным, и поэтому проблема отходов стоит остро. Основным способом утилизации твёрдых коммунальных отходов (далее − ТКО) в республике является их захоронение на полигонах. Вместе с твёрдыми бытовыми отходами на такие объекты вывозятся и другие опасные виды отходов, что наносит непоправимый ущерб окружающей среде: отходы часто горят, загрязняют почву, воздух и грунтовые воды. Вопросы сбора и вывоза ТКО остаются нерешёнными в частном секторе и с недобросовестными хозяйствующими субъектами, не заключающими договора на сбор и вывоз отходов, вследствие чего, в пределах и вблизи городских и сельских поселений ежегодно образуются многочисленные стихийные свалки мусора, наносящие существенный вред окружающей среде и здоровью людей. С недавних пор начала развиваться цивилизованная система управления и утилизации отходов, раздельный сбор бытового мусора, стимулирование предприятий, занимающихся переработкой ТКО, а также система сбора опасных бытовых отходов.

На сегодняшний момент есть четкое понимание, что надо заниматься вопросом раздельного сбора ТКО. Это необходимо включить в стратегию по развитию жилищно-коммунального хозяйства. В начале 2021 года было принято решение и выделены финансовые средства в размере 261 тыс. рублей на изготовление шести пунктов для раздельного сбора вторсырья. После сбора вторсырье накапливается на базе компании, где проходит сортировку, опрессовку и заготовку для последующего вывоза на переработку. После сортировки вторсырье – пластиковые бутылки, алюминиевые банки и картон, вывозятся для переработки в другие регионы, в частности, в Иркутскую область.

В рамках проекта, реализуемого окружной администрацией г. Якутска и Якутской экологической компанией, по договору с МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» и ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН по Республике Саха (Якутия)» осужденными изготавливаются контейнеры раздельных пунктов сбора мусора [4].

Таким образом, по результатам исследования получены следующие выводы.

Термин «зеленая экономика» законодательно в России не закреплен, но ряд нормативно-правовых актов раскрывают сущность данного явления.

Положительным моментом перехода экономики к концепции «зеленой» в рамках уголовно-исполнительной системы можно считать возможность создания дополнительных рабочих мест и защиту окружающей среды. При внедрении принципа «зеленой» занятости на разных циклах задействуются лица с разным уровнем образования и разными способностями, что позволяет больше лиц вовлечь в трудовую деятельность и большее количество товаров производить и реализовывать на внешнем рынке (относительно УИС) с целью дальнейшего развития производственной деятельности пенитенциарной системы.

К сложностям внедрения можно отнести риск несоответствия запросов потребителей, проявляющих интерес к экологически ответственной продукции и о готовности ее приобретать.

У пенитенциарной системы есть возможности и необходимая база (человеческие ресурсы с различными способностями, различные виды производственной деятельности с образующимися отходами, площади в виде земельных ресурсов, нормативно-правовые акты, стимулирующие к сокращению потребления энергии, водных ресурсов, к сокращению выбросов и т.п.), для позитивного сценария создания и развития производств новых экологически благоприятных видов продукции, которые непосредственно смогут удовлетворить потребности на базе «зеленой» экономики.

References

1. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. O Strategii nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 g. № 400. - Tekst: elektronnyy. - URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 26.10.2022).

2. Oficial'nyy sayt FSIN po Primorskomu krayu. - Tekst: elektronnyy. − URL: http://www.25.fsin.su (data obrascheniya: 22.06.2022).

3. Oficial'nyy sayt FSIN po respublike Hakasiya. - Tekst: elektronnyy. − URL: http://www.19.fsin.su/ (data obrascheniya: 22.06.2022).

4. Oficial'nyy sayt UFSIN Rossii po respublike Saha (Yakutiya). - Tekst: elektronnyy. - URL: https:// 14.fsin.gov.ru/ (data obrascheniya 01.07.2022).

5. Green Economy. Ponyatie i susch-nost' zelenoy ekonomiki. - Tekst: elektronnyy. − URL: http:// greeneconomy.kg/theory/ponyatie−i−sushhnost−zelenoy−ekonomiki (data obrascheniya: 22.06.2022).

6. Zelenaya ekonomika i celi ustoychivogo razvitiya dlya Rossii: kollektivnaya monografiya; pod nauch. red. S.N. Bobyleva, P.A. Kiryushina, O.V. Kudryavcevoy. - M.: Ekonomicheskiy fakul'tet MGU imeni M. V. Lomonosova, 2019. - 284 s. - Tekst: neposredstvennyy.

Login or Create
* Forgot password?