THE NEED TO FORM A STUDENT COMMUNITY IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The necessity of forming student communities on the basis of higher education institutions as one of the ways to involve young people in controlled associations is substantiated. The article discusses the changes in the value orientations of modern youth. Based on their analysis, the relevance of the creation of various groups of student associations and the tasks of the department for educational work of the higher educational institution at each stage of their formation is emphasized

Keywords:
student community, success factors, involvement of young people in the life of society, organization of communities at the university, stages of formation of the student community, educational work at the university
Text
Publication text (PDF): Read Download

Студенческие сообщества – это добровольные объединения обучающихся для решения вопросов по улучшению качества студенческой жизни. Они могут иметь различные направленности, цели и задачи, стимулируя самореализацию и самовоспитание студентов для комплексного развития современной молодежи.

От того, насколько вовлечены в студенческие сообщества обучающиеся высшего учебного заведения, зависят возможности их личностного и профессионального роста не только в подростковом возрасте, в период их обучения, но и во взрослой жизни, уже после окончания ВУЗа.

По завершению подросткового периода наступает этап взрослости, в котором человек уже располагает необходимыми знаниями и умениями, позволяющими принимать решения и нести за них ответственность. От того, насколько правильно выстроен подростковый период, зависят ценностные ориентиры и во взрослой жизни.

Проблема усугубляется и тем, что в век высоких технологий, доступности различного рода информации, навязывания псевдо-кумиров современной молодежи происходит подмена ценностей.

Ядро терминальных ценностей смещается от вектора «образование → профессия → семья» к вектору «популярность → связи→ большие деньги».

Еще в 2016 году институт социологии Российской академии наук провел опрос респондентов в возрасте от 17 до 29 лет с целью выяснить, что необходимо для достижения успеха в России [4]. Результаты опроса представлены на рисунке 1.

 

 

 

 

https://cdn5.vedomosti.ru/image/2018/4o/1f1lot/original-1u5l.png

Рисунок 1 – Социологический опрос о ключевых факторах успеха в современной России по мнению молодежи (18-29 лет)

 

 

Из представленной диаграммы видно, что количество респондентов, выделяющих факторы «Образование», «Честность, принципиальность», «Отзывчивость, чуткость к другим» для достижения успеха в России, резко сократилось, при этом возросла значимость фактора «Связи с нужными людьми». Подавляющее большинство респондентов (более 80%) на первые места в ключевых факторах достижения успеха ставят связи, деньги. Личностные качества (трудолюбие, добросовестное отношение к труду, отзывчивость, чуткость, честность) уходят с лидирующих по значимости позиций. Очередной опрос планируется провести в 2024 году, но уже сейчас можно предположить, что тенденция 2008-2016 года сохранится.

Проблема вовлеченности молодежи в жизнь общества на современном этапе развития России особо актуальна, поскольку молодежь занимает высокий удельный вес в демографической структуре населения и определяет функционирование системы общественных отношений, развитие значимых для государства процессов.

По результатам Всероссийской переписи населения, проведенной в 2021 году, численность молодежи в РФ превысила отметку в 39 млн. чел. Причем после поправок, внесенных в Закон о молодежной политики, с 2020 года к категории молодежи относятся лица в возрастном диапазоне от 14 до 35 лет (ранее относили от 14 до 30 лет) [2]. Не трудно посчитать, что больший период молодой жизни приходится на организованное обучение: 2-4 года на среднее школьное образование, по 4 года на среднее профессиональное либо высшее образование 1 ступени (бакалавриат) и 2 года на высшее образование 2 ступени (магистратура). При условии обучения последовательно на нескольких направлениях подготовки или на нескольких ступенях обучения, общий период обучения, приходящийся на диапазон 14-35 лет, может длиться более 10 лет.

Положительным фактором является то, что в России сокращается численность молодых людей, которые не обучаются, не работают и не приобретают профессиональных навыков. Если в 2010 году этот показатель составлял 13,8 процента от общего числа юношей и девушек в возрасте 15-24 года, то к 2019-му он снизился до 10,6 процента [3].

Поэтому формирование организованных сообществ необходимо проводить на всех уровнях образовательного процесса: начиная со школьного и заканчивая уровнем высшего образования.

Организация сообществ в высшем учебном заведении имеет свои особенности:

  1. это добровольные объединения на основе общности интересов участников, выбираемые ими самостоятельно и осознанно;
  2. возраст участников сообщества от 17 лет и старше;
  3. нет барьеров для вступления в сообщество (или несколько сообществ одновременно);
  4. решаются задачи, связанные со студенческой жизнью;
  5. деятельность сообществ, как правило, согласовывается с администрацией высшего учебного заведения.

По направлению деятельности студенческие сообщества можно условно разделить на 4 группы:

  1. Социальное направление. Сюда относятся волонтерские организации, студенческие СМИ, студенческие профсоюзные организации, совет общежития, совет старост, экологические и патриотические отряды и т.п.
  2. Творческое направление. Включает различные инициативные группы студентов, желающие реализовать свой творческий потенциал в период обучения. Это музыкальные и танцевальные коллективы, художественные мастерские, театральные студии, студенческое телевидение, ведение вузовских социальных сетей и мессенджеров.
  3. Спортивное направление. Включает в себя спортивные команды факультетского и общеуниверситетского уровня, которые представляют свой ВУЗ на соревнованиях под руководством спортивного клуба университета. В данном направлении также целесообразно организовывать объединения молодежи, стимулирующие вовлечение в здоровый образ жизни, туризм, ориентирование на местности.
  4. Научное направление. Это научные сообщества обучающихся с целью проведения исследований, совместных разработок, публикации статей, конференций, семинаров. Данное направление целесообразно организовывать под кураторством ведущих научных сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава ВУЗа.

Формирование любого сообщества по интересам проходит 4 этапа. На каждом из них потенциальный участник проходит различные стадии:

  1. На первом этапе студент выполняет функции наблюдателя. Для него характерно решение задач самоорганизации, получение первичного опыта, информации о существующих в ВУЗе сообществах и определение возможности своего в них участия.
  2. На втором этапе студент переходит в категорию соучастника. Он выделяет подходящие для себя сообщества, знакомится с участниками, посещает организованные мероприятия, определяет свои возможности по участию.
  3. На третьем этапе соучастник вырастает до единомышленника, для которого характерно не только самостоятельное участие в деятельности сообщества, но и активное привлечение новых членов сообщества. Единомышленник полностью разделяет убеждения организаторов сообщества, обладает одинаковыми взглядами и оценками явлений и событий с членами сообщества.
  4. Этап зрелости сообщества это рост его членов до уровня наставников. Данный этап характеризуется активной передачей знаний, умений, полученного опыта вновь привлекаемым участникам сообщества. Члены сообщества, находящиеся на уровне наставников, вдохновляют наблюдателей и соучастников, направляют деятельность единомышленников, могут сами становиться основателями сообществ.

Важнейшая педагогическая задача по организации сообществ в высшем учебном заведении возлагается на отдел по воспитательной работе ВУЗа. Именно данной структуре необходимо способствовать развитию социальных, творческих, общекультурных и коммуникативных компетенций обучающихся, в культурно-досуговой сфере посредством создания разнообразных студенческих сообществ на территории высшего учебного заведения.

Таким образом, формирование студенческого сообщества в высшем учебном заведении – это социальный ресурс общества, который характеризуется запасом творческой энергии отдельных молодых людей, социальной ответственностью, патриотической направленностью, обладающий основами волонтерской деятельности и умениями применять эти навыки на практике для повышение качества жизни, создание эффективной системы управления и самоуправления во взрослой жизни будущих выпускников ВУЗа.

 

References

1. Noskova O.S. Tehnologiya vovlecheniya molodezhi v strukturu molodezhnogo samoupravleniya v realizacii gosudarstvennoy molodezhnoy politiki / O.S. Noskova. - Tekst: neposredstvennyy // Molodoy uchenyy. - 2013. - № 8 (55). - S. 331-341. - URL: https://moluch.ru/archive/55/7433/ (data obrascheniya: 01.11.2022).

2. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. O molodezhnoy politike v Rossiyskoy Federacii: FZ RF № 489-FZ (s izm. i dop.). - Tekst: elektronnyy. - URL: https://www.consultant.ru (data obrascheniya: 1.11.2022).

3. Chislennost' molodezhi v Rossii // Internet-portal «Rossiyskoy gazety» 12.08.2021. - Tekst: elektronnyy. - URL: https://rg.ru/2021/08/12/chislennost-molodezhi-v-rossii-dostigla-391-mln-chelovek.html (data obrascheniya: 1.11.2022).

4. Chislennost' naseleniya Rossiyskoy Federacii po polu i vozrastu na 1.01.2021 g. - Tekst: elektronnyy // Statisticheskiy byulleten'. - 2021 g. - URL: Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2021.pdf (rosstat.gov.ru) (data obrascheniya: 1.11.202

Login or Create
* Forgot password?