НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Обосновывается необходимость формирования студенческого сообщества на базе учреждений высшего образования как один из способов вовлечения молодежи в кон-тролируемые объединения. В статье рассматриваются изменения ценностных ориентиров современной молодежи. На основе их анализа подчеркивается актуальность создания различных групп студенческих объединений и задачи отдела по воспитательной работе высшего учебного заведения на каждом этапе их формирования

Ключевые слова:
студенческое сообщество, факторы достижения успеха, привлечение молодежи в жизнь общества, организация сообществ в ВУЗе, этапы формирования студенческого сообщества, воспитательная работа в ВУЗе
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Студенческие сообщества – это добровольные объединения обучающихся для решения вопросов по улучшению качества студенческой жизни. Они могут иметь различные направленности, цели и задачи, стимулируя самореализацию и самовоспитание студентов для комплексного развития современной молодежи.

От того, насколько вовлечены в студенческие сообщества обучающиеся высшего учебного заведения, зависят возможности их личностного и профессионального роста не только в подростковом возрасте, в период их обучения, но и во взрослой жизни, уже после окончания ВУЗа.

По завершению подросткового периода наступает этап взрослости, в котором человек уже располагает необходимыми знаниями и умениями, позволяющими принимать решения и нести за них ответственность. От того, насколько правильно выстроен подростковый период, зависят ценностные ориентиры и во взрослой жизни.

Проблема усугубляется и тем, что в век высоких технологий, доступности различного рода информации, навязывания псевдо-кумиров современной молодежи происходит подмена ценностей.

Ядро терминальных ценностей смещается от вектора «образование → профессия → семья» к вектору «популярность → связи→ большие деньги».

Еще в 2016 году институт социологии Российской академии наук провел опрос респондентов в возрасте от 17 до 29 лет с целью выяснить, что необходимо для достижения успеха в России [4]. Результаты опроса представлены на рисунке 1.

 

 

 

 

https://cdn5.vedomosti.ru/image/2018/4o/1f1lot/original-1u5l.png

Рисунок 1 – Социологический опрос о ключевых факторах успеха в современной России по мнению молодежи (18-29 лет)

 

 

Из представленной диаграммы видно, что количество респондентов, выделяющих факторы «Образование», «Честность, принципиальность», «Отзывчивость, чуткость к другим» для достижения успеха в России, резко сократилось, при этом возросла значимость фактора «Связи с нужными людьми». Подавляющее большинство респондентов (более 80%) на первые места в ключевых факторах достижения успеха ставят связи, деньги. Личностные качества (трудолюбие, добросовестное отношение к труду, отзывчивость, чуткость, честность) уходят с лидирующих по значимости позиций. Очередной опрос планируется провести в 2024 году, но уже сейчас можно предположить, что тенденция 2008-2016 года сохранится.

Проблема вовлеченности молодежи в жизнь общества на современном этапе развития России особо актуальна, поскольку молодежь занимает высокий удельный вес в демографической структуре населения и определяет функционирование системы общественных отношений, развитие значимых для государства процессов.

По результатам Всероссийской переписи населения, проведенной в 2021 году, численность молодежи в РФ превысила отметку в 39 млн. чел. Причем после поправок, внесенных в Закон о молодежной политики, с 2020 года к категории молодежи относятся лица в возрастном диапазоне от 14 до 35 лет (ранее относили от 14 до 30 лет) [2]. Не трудно посчитать, что больший период молодой жизни приходится на организованное обучение: 2-4 года на среднее школьное образование, по 4 года на среднее профессиональное либо высшее образование 1 ступени (бакалавриат) и 2 года на высшее образование 2 ступени (магистратура). При условии обучения последовательно на нескольких направлениях подготовки или на нескольких ступенях обучения, общий период обучения, приходящийся на диапазон 14-35 лет, может длиться более 10 лет.

Положительным фактором является то, что в России сокращается численность молодых людей, которые не обучаются, не работают и не приобретают профессиональных навыков. Если в 2010 году этот показатель составлял 13,8 процента от общего числа юношей и девушек в возрасте 15-24 года, то к 2019-му он снизился до 10,6 процента [3].

Поэтому формирование организованных сообществ необходимо проводить на всех уровнях образовательного процесса: начиная со школьного и заканчивая уровнем высшего образования.

Организация сообществ в высшем учебном заведении имеет свои особенности:

  1. это добровольные объединения на основе общности интересов участников, выбираемые ими самостоятельно и осознанно;
  2. возраст участников сообщества от 17 лет и старше;
  3. нет барьеров для вступления в сообщество (или несколько сообществ одновременно);
  4. решаются задачи, связанные со студенческой жизнью;
  5. деятельность сообществ, как правило, согласовывается с администрацией высшего учебного заведения.

По направлению деятельности студенческие сообщества можно условно разделить на 4 группы:

  1. Социальное направление. Сюда относятся волонтерские организации, студенческие СМИ, студенческие профсоюзные организации, совет общежития, совет старост, экологические и патриотические отряды и т.п.
  2. Творческое направление. Включает различные инициативные группы студентов, желающие реализовать свой творческий потенциал в период обучения. Это музыкальные и танцевальные коллективы, художественные мастерские, театральные студии, студенческое телевидение, ведение вузовских социальных сетей и мессенджеров.
  3. Спортивное направление. Включает в себя спортивные команды факультетского и общеуниверситетского уровня, которые представляют свой ВУЗ на соревнованиях под руководством спортивного клуба университета. В данном направлении также целесообразно организовывать объединения молодежи, стимулирующие вовлечение в здоровый образ жизни, туризм, ориентирование на местности.
  4. Научное направление. Это научные сообщества обучающихся с целью проведения исследований, совместных разработок, публикации статей, конференций, семинаров. Данное направление целесообразно организовывать под кураторством ведущих научных сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава ВУЗа.

Формирование любого сообщества по интересам проходит 4 этапа. На каждом из них потенциальный участник проходит различные стадии:

  1. На первом этапе студент выполняет функции наблюдателя. Для него характерно решение задач самоорганизации, получение первичного опыта, информации о существующих в ВУЗе сообществах и определение возможности своего в них участия.
  2. На втором этапе студент переходит в категорию соучастника. Он выделяет подходящие для себя сообщества, знакомится с участниками, посещает организованные мероприятия, определяет свои возможности по участию.
  3. На третьем этапе соучастник вырастает до единомышленника, для которого характерно не только самостоятельное участие в деятельности сообщества, но и активное привлечение новых членов сообщества. Единомышленник полностью разделяет убеждения организаторов сообщества, обладает одинаковыми взглядами и оценками явлений и событий с членами сообщества.
  4. Этап зрелости сообщества это рост его членов до уровня наставников. Данный этап характеризуется активной передачей знаний, умений, полученного опыта вновь привлекаемым участникам сообщества. Члены сообщества, находящиеся на уровне наставников, вдохновляют наблюдателей и соучастников, направляют деятельность единомышленников, могут сами становиться основателями сообществ.

Важнейшая педагогическая задача по организации сообществ в высшем учебном заведении возлагается на отдел по воспитательной работе ВУЗа. Именно данной структуре необходимо способствовать развитию социальных, творческих, общекультурных и коммуникативных компетенций обучающихся, в культурно-досуговой сфере посредством создания разнообразных студенческих сообществ на территории высшего учебного заведения.

Таким образом, формирование студенческого сообщества в высшем учебном заведении – это социальный ресурс общества, который характеризуется запасом творческой энергии отдельных молодых людей, социальной ответственностью, патриотической направленностью, обладающий основами волонтерской деятельности и умениями применять эти навыки на практике для повышение качества жизни, создание эффективной системы управления и самоуправления во взрослой жизни будущих выпускников ВУЗа.

 

Список литературы

1. Носкова О.С. Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного самоуправления в реализации государственной молодежной политики / О.С. Носкова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 8 (55). - С. 331-341. - URL: https://moluch.ru/archive/55/7433/ (дата обращения: 01.11.2022).

2. Российская Федерация. Законы. О молодежной политике в Российской Федерации: ФЗ РФ № 489-ФЗ (с изм. и доп.). - Текст: электронный. - URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 1.11.2022).

3. Численность молодежи в России // Интернет-портал «Российской газеты» 12.08.2021. - Текст: электронный. - URL: https://rg.ru/2021/08/12/chislennost-molodezhi-v-rossii-dostigla-391-mln-chelovek.html (дата обращения: 1.11.2022).

4. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1.01.2021 г. - Текст: электронный // Статистический бюллетень. - 2021 г. - URL: Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2021.pdf (rosstat.gov.ru) (дата обращения: 1.11.202

Войти или Создать
* Забыли пароль?