from 01.01.2009 until now
Angarsk, Irkutsk region, Russian Federation
The problem of reducing the cognitive functions of students is considered. The necessity of involving students in educational processes through the collective is indicated. The necessity of developing practical skills of students is shown
clip thinking, cognitive, manual skill, information
В последние годы наблюдается снижение общего уровня когнитивных функций школьников и студентов. Снижение это ярко выражено в таких способностях как глубина понимания, ассоциативный охват и представление конечного результата. Сразу стоит отметить, что такое снижение характеризуется некоторой усредненной характеристикой и не охватывает абсолютно всех молодых людей. Это скорее указывает на деградацию тяги к процессу обучения. Выраженное снижение самих интеллектуальных способностей обучающихся пока не наблюдается [1].
Следствием таких процессов являются: неразвитая способность к анализу и структурированию информации и отсутствие навыков решения поставленных задач или проблем. Фактически, молодые люди с трудом представляют свою будущую профессию и своё место в социуме.
Ещё несколько десятилетий назад на территории СССР были очень развиты различные спортивные секции, сообщества, кружки по интересам, где молодому поколению, помимо познавательных и воспитательных функций, прививались различные навыки. Например, были кружки юных радиолюбителей, где ребятам не только рассказывали об истории радио и устройстве радиоприёмников, но и давались навыки работы со сложными радиопередающими станциями, обучали поискам неисправностей сложных электронных схем, оказывали помощь в разработке цветомузыки или в освоении основ настройки антенн. Руководство школ активно поддерживало возможность для трудоустройства детей на работы в сельхозпредприятия региона, организовывали на базе самих школ так называемые «отработки», где дети должны были выполнить ряд практических работ, начиная от уборки территорий и заканчивая изготовлением чего-либо для нужд школы или какого-нибудь заказчика. В летние периоды при активной помощи государства организовывали детские оздоровительные лагеря, которые назвались «пионерскими лагерями». Помимо этого, на территориях школ организовывались, так называемые школьные площадки.
Основной функцией, которую выполняли все эти организации, являлась воспитательная. Такое воспитание через коллектив было очень полезно для формирования мировоззрения у подрастающего поколения в плане адаптации к дальнейшей жизни в социуме. Главное достоинство такой адаптации заключалось в минимальном участии взрослых в жизни детей. Что, конечно, способствовало развитию у них навыков самостоятельности и, самое главное, – развитию практических навыков, умению своими руками мастерить, выполнять задания, развивая свои способности к анализу.
Успех в таком воспитании достигался, в первую очередь, через равенство всех участников процесса. Вторым фактором успеха была неизбежная вовлечённость подрастающего поколения во все мероприятия, проводимые детскими организациями. Это развивало стремление подражать друг другу в тех местах, где достигался явный успех, позволяло формировать чувства дружбы, поддержки и доверия. В коллективных мероприятиях при распределении ролей у детей начинали формироваться профессиональные качества, появлялись лидеры.
В настоящее время критерием качества подготовки обучающихся стали так называемые «показатели эффективности», в гонке за которыми сам процесс обучения стал отходить на задний план. Последние исследования показывают, что на третьем десятке лет у большинства людей наблюдается выраженное снижение когнитивных функций. Это указывает на то, что крайне важно развивать умственные способности в раннем возрасте.
Развитие навыков глубокого анализа, представления конечных результатов своей работы, умения мастерить своими руками – все эти способности закладываются на этапе формирования личности и основой для этого является воспитание самостоятельности.
1. Elshanskiy, S.P. Kognitivnye mehanizmy shkol'nikov v usloviyah cifrovizacii. - Tekst: neposredstvennyy // Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psihologiya. - 2020. - № 1. - S. 97-106.