The reasons for the actualization of the problem of preserving the historical memory of the Great Patriotic War in the conditions of information warfare based on legislation are considered
the Great Patriotic War, historical memory, law
Актуальность исследования правовых основ сохранения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны продиктована теми геополитическими изменениями, которые происходили в мире в последние десятилетия. Западными политиками история стала рассматриваться как инструмент для достижения своих политических целей. «История перестала быть сборником незаменимого опыта, она стала сводом ошибок, преступлений, вины и обид» [2, с. 8]. События излагаются в их собственной интерпретации без документального подтверждения. На начальном этапе противостояния тенденциозно подбираются факты, а затем фальсифицируются события и меняется их оценка. Цель заключается не только в изменении прошлого. «Цель более грандиозная: подменить будущее» [2, с.5].
Пересмотру подвергаются вопросы об ответственности СССР в развязывании Второй мировой войны; утверждается, что в годы Великой Отечественной войны Красная Армия воевала только с немецкой Германией, а не с ее европейскими союзниками; навязывается идея, что главная роль в разгроме Германии принадлежит Англии и США, так как военные сражения были на разных континентах и др. Реабилитация нацизма стала следствием этих искажений, несмотря на то, что результаты войны были сформулированы и закреплены в правовых документах по ее итогам.
Нацистская идеология была осуждена в 1946 г. Нюрнбергским международным военным трибуналом, организованным по решению союзнических государств – СССР, США, Великобритании. По его итогам было опубликовано 42 тома документов на языках участников процесса, с выводами которого они согласились. Суды над военными преступниками также состоялись в Японии и в европейских государствах. В итоге была создана международная нормативно-правовая база в борьбе с нацистской идеологией и преступной деятельностью организаций, обеспечив на несколько десятков лет безопасность мира.
В конце ХХ века, начавшиеся «исторические войны» сделали необходимым принятие законов, направленных на защиту исторической памяти. Государственной Думой был принят ФЗ № 80 «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (19.05.1995 г.), регулирующий правовую практику в области исторической памяти: празднование 9 мая как государственного праздника, проведение военных парадов, установление почетного караула в Александровском саду и др. Был определен круг обязанностей центральных и региональных органов власти в сохранении памятников героям войны, в предоставлении социальных льгот ветеранам и др.
В 2014 г. Государственной Думой был принят ФЗ №128, в соответствии с которым в Уголовный кодекс была введена статья 354.1 «Реабилитация нацизма». Предусматривалось наказание за отрицание фактов преступлений, установленных Нюрнбергским трибуналом или их одобрение, распространение ложных сведений о деятельности СССР в годы войны; отрицательное отношение к Дням воинской славы России или осквернение государственных символов. В зависимости от тяжести преступления предусматривались штрафы, принудительные работы, либо лишение свободы до 3 лет.
В настоящее время Глава 34 УК «Преступления против мира и безопасности человечества» включает статью 354 «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны», статью 357 «Геноцид», статью 361 «Акт международного терроризма». Статья 354.1. «Реабилитация нацизма», как и в прошлой редакции УК, предусматривает за те же виды преступлений более суровое наказание. Так, за преступление с использованием средств массовой информации, в т. ч. сети «Интернет» с искусственным созданием доказательств, обвинение предусматривает штраф от 2 до 5 млн руб., либо лишение свободы до 5 лет [3].
Актуальность исследуемой проблемы нашла отражение в новой редакции Конституции Российской Федерации. В статье 67 указано, что «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается» [1].
Такая позиция государства оправдана в условиях обострения политической, идеологической и информационной борьбы.
1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii. Novaya redakciya. - Tekst : elektronnyy. - URL: https://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-3/st-67-1-krf (data obrascheniya: 22.03.2023)
2. Protivodeystvie popytkam fal'sifikacii istorii Rossii: nauchnye i zakonodatel'nye aspekty. M.: Izd. Gosudarstvennoy Dumy, 2020. - 160 s.
3. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federacii. 2023. - Tekst : elektronnyy. - URL: http://ukodeksrf.ru/ch-2/rzd-12/gl-34/st-354-1-uk-rf (data obrascheniya: 20.03.2023).