Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the socio-cultural and mental foundations that brought «Usoliekhimprom» to the brink of a man-made disaster

Keywords:
Technological catastrophes, sociocultural and mental foundations, Usoljehimprom»
Text
Text (PDF): Read Download

Техногенные аварии происходят в разных регионах планеты. Они имеют много исторических, экономических, технико-технологических, политических и ментальных оснований. Рассмотрим некоторые из них на примере «Усольехимпром», градообразующего предприятия в городе Усолье-Сибирское Иркутской области, потенциального источника техногенного кризиса [1].

 «Усольехимпром» действовал в Усолье-Сибирском с 1936 года. Завод успешно развивался, были запущены многие производства сырья для разных видов химической продукции. Перечень производимой продукции говорит о серьёзной экологической опасности, которая в процессе создания предприятия и многих десятилетий его функционирования не осознавалась. Статистика показывает, что даже достаточно строгие правила эксплуатации предприятий советской химической промышленности срабатывали не всегда. С момента создания «Усольехимпро́м», на нём неоднократно происходили аварии. Цех ртутного электролиза за период работы 1970-1998 гг.  сбросил в окружающую среду около 1461 тонн тяжёлых металлов, из них 60 тонн попали в Ангару [1].

В анализе социокультурных и ментальных оснований техногенных аварий в России можно выделить два этапа: советский и постсоветский.

Анализ советского периода следует начать с революции 1917-го года и гражданской войны, вызвавших мощную эмиграцию, репрессии 1930-х годов, в результате чего страна потеряла очень большое число квалифицированных кадров. Великая Отечественная война привела к тому, что значительная часть профессиональных кадров на всех предприятиях Советского Союза замещалась женским, тогда неизбежно менее квалифицированным персоналом. Подобная ситуация сохранялась достаточно долго и в послевоенный период.

Стремительная индустриализация, большевистская ментальность и реальный героический труд, его идеологическая поэтизация, и в то же время неизбежно недостаточное внимание к технологической дисциплине, не говоря уже об экологии. Место содержательной рациональности, учитывающей весь контекст реализации проекта, занял прагматизм: стремление максимально быстро достичь показателей, штурмовщина, игнорирующая текущие и будущие издержки. Яркий пример – БЦБК на берегу Байкала, и ещё один на реке Селенге, впадающей в Байкал. Об экологии или риску здоровью речь просто не шла.

Но угроза настоящей техногенной катастрофы стала стремительно нарастать с распадом Советского Союза и наступившим «временем безвременья». Реформы по сценарию «шоковой терапии», по сути, являются проявлением большевистской ментальности и штурмовщины. В 2000-е годы, когда, казалось бы, «беспредел» 1990-х годов закончился, на предприятии закрываются все основные производства. На бывшей промплощадке предприятия захоронено неопределённое количество цистерн и иных ёмкостей с неопределёнными токсикантами, регулярно происходило хищение металла и стройматериалов [2].

«Шоковые» реформы выявили два (по сути, близкие) типа ментальности, распространённой в нашей стране к началу 1990-х годов, но на самом деле имеющих глубокие исторические корни. «Ревизор» Н. В. Гоголя и многие произведения Салтыкова-Щедрина именно об этом. Их общая основа – ментальность «потребителя-временщика», которая впиталась во многие слои российского общества.

Первый тип, определяющий характер реформ (Российский вариант эпохи, по К. Марксу первоначального накопления капитала), это менталитет временщиков-колонизаторов, чиновничье-бюрократический, во многом коррумпированный. Но в отличие от эпохи, которую описывал К. Маркс, в условиях глобализации появилась возможность легализации накопленного капитала в более привлекательных регионах планеты.

Но ментальность потребителя-временщика пропитала и другие слои российского общества. Отсюда и технологическая безответственность  (Чернобыль лишь звено в его истории), и бесчисленные кражи на производстве, которые воспринимались как норма, и бытовой эгоизм – достаточно посмотреть на улицы и дворы большинства российских городов, когда весной с них сходит снег.

References

1. Rossii predrekli «vtoroy Chernobyl'» - [Elektronnyy resurs] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4040798 (data obrascheniya: 30.09.2020).

2. Usol'ehimprom - [Elektronnyy resurs] URL: https://wiki2.org/ru/Usol'ehimprom (data obrascheniya: 30.09.2020).

Login or Create
* Forgot password?