Abstract and keywords
Abstract (English):
The article substantiates the need to strengthen the individual approach in the educational process in modern conditions. Directions for the organization of the educational process, taking into account the individual approach in the course of teaching disciplines at the university, which contribute to improving the quality of educational services, are identified

Keywords:
individual approach to education in universities, individualization of education, taking into account the individual characteristics of students
Text
Text (PDF): Read Download

Происходящие изменения в политической, экономической, социальной и прочих сферах жизни в настоящее время вызывают необходимость постоянной модернизации системы подготовки студентов в высших учебных заведениях. Ситуация актуализировалась в период обострения коронавирусной инфекции при переходе обучения на дистанционную форму. В настоящее время в условиях легкой доступности к различным источникам информации, внедрения очно-заочных форм обучения, оттока потенциальных абитуриентов из небольших городов в крупные, повышения требований работодателей к компетенциям выпускников вузов перед системой высшего образования возникает серьезная задача - трансформация ее в надежный, мобильный, современный социальный институт. Одним из направлений повышения качества образовательных услуг в системе высшего образования становится актуализация индивидуального подхода к обучению студентов в ходе всего учебного процесса [1].

Реальность сегодня такова, что на одном курсе учатся студенты с различным уровнем интеллектуального развития, профессиональной мотивации, со значительной разницей в возрасте, с разными способностями самоорганизации и самообразования. Среди обучающихся на очной форме определенное число студентов работают на постоянной основе и совмещают работу и обучение в высшей школе. Эти обстоятельства безусловно являются весомым основанием для необходимости усиления внимания к данному обстоятельству.

Следует различать индивидуальный подход к обучению и индивидуализацию обучения. В науке при этом не существует однозначной трактовки этих понятий. Часть учёных не видит разницы между ними либо связывают одно с другим, обозначая, что индивидуальный подход – это принцип обучения и воспитания, а индивидуализация – это организация процесса обучения с учетом осуществления этого принципа, т.е. особая технология обучения со своими способами, методами и т.д. (А.Н. Тубельский, П.Г. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин). Другие разделяют эти понятия и утверждают, что индивидуальный подход и индивидуализация – это принципы разных технологий обучения (Т.М. Ковалева, Г.Н. Прозументова, Е.А. Суханова, И.Д. Фрумин) [2].

Индивидуальный подход в обучении – это психолого-педагогический принцип, согласно которому учитываются личностные особенности и условия жизни каждого обучаемого. Индивидуализация обучения – это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого [3].

Таким образом, индивидуальный подход – это принцип обучения и воспитания, а индивидуализация – это организация процесса обучения с учетом осуществления этого принципа, т.е. особая технология обучения со своими способами и методами.

Так как в Российской Федерации на сегодняшний момент сохраняется преимущественно традиционная система высшего образования, то актуальным является необходимость усиления индивидуального подхода к обучению студентов. Проблемой является тот факт, что в вузах зачастую не акцентируется внимание на развитии личностного потенциала каждого обучающегося, не учитываются мотивы, потребности и интересы каждой отдельной личности, не всегда делается упор на индивидуальные особенности либо обстоятельства отдельного студента, что затрудняет выстраивание перспектив личностного роста обучающегося и что, как следствие, является главной причиной неуспеваемости, и, как следствие, снижения качества образовательных услуг.

При организации образовательного процесса с учетом принципа индивидуального подхода необходимо обратить внимание на ряд моментов, учет которых позволит повысить качество образования.

Прежде всего, это закрепление требований к пороговому, среднему и высокому уровням освоения знаний по каждой дисциплине. Обычно образовательный процесс ориентирован на средний уровень, в результате чего не каждый обучающийся может реализовать свои потенциальные возможности. Также необходимо учитывать состояние здоровья обучаемого путем предоставления доступного материала студентам с ОВЗ и студентам-инвалидам. Обучающимся с высоким потенциалом и мотивацией к углублению знаний необходимо предоставить такую возможность через выполнение заданий с повышенной сложностью, написания научно-исследовательских работ, подготовку к участию в олимпиадах и конкурсах, научных кружках.

Таким образом, преподаватель должен осуществлять работу по организации занятий с целью создания оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого обучаемого (обучение с усложняющимся уровнем заданий; серии тестов, фиксирующих результат обучаемого на каждом уровне; использование проблемных ситуаций; самостоятельный выбор задания) [4].

Следующий немаловажный момент – это предоставление всех условий для полноценной самостоятельной работы тех студентов, кто не может лично присутствовать на занятиях путем размещения всех необходимых материалов в электронной среде университета либо путем проведения индивидуальных консультаций. Преподаватель высшей школы должен учитывать индивидуальные особенности обучаемых и тем самым способствовать реализации возможностей каждого обучаемого в рамках индивидуального подхода.

Согласимся с мнением Ждановой Л.И. о том, что подход преподавателей, построенный на учете индивидуальных особенностей, может стать хорошим средством активизации самостоятельной работы студентов, повышения эффективности изучения дисциплин, начиная с самого первого курса. Индивидуальный подход к студентам должно стать и тактикой, и стратегией образования, принципом и концепцией преподавания. Важным в этом отношении представляется установление с первых дней занятий связи: преподаватель – студент, а не преподаватель – аудитория. Задача преподавателя построить отношения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей, интересов каждого на начальной стадии обучения до контроля и оценки знаний [5].

Таким образом, индивидуальный подход к обучению, ориентированный на личностное и профессиональное становление выпускника вуза, требует наличия следующих условий:

- учета индивидуальных особенностей и личных обстоятельств студента (наличие группы инвалидности, совмещение труда и обучения, наличие маленьких детей);

- возможности студенту самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;

- многоуровневости подготовки по содержанию, объему или сложности изучаемого материала;

- педагогической и коммуникационной компетентности преподавателей [6].

Немаловажным является тот факт, что опыт индивидуальной работы со студентами позволяет вырабатывать основополагающие принципы преподавания, совершенствовать методику обучения и воспитания.

Проблемой университетов является то, что преподавателю приходится работать с большими группами учащихся, ограничены часы консультаций в нагрузке, поэтому учесть индивидуальные особенности каждого становится сложно. Немаловажным фактором, способствующим эффективности обучения, является обязательность и личная ответственность самих студентов, что представляет уже другую грань поставленной проблемы.

References

1. Mishina A. V. Individualizaciya obucheniya studentov v vuzah hudozhestvennogo napravleniya / A. V. Mishina. - Tekst: elektronnyy // Vestnik TGGPU. - 2014. - №1 (35). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualizatsiya-obucheniya-studentov-v-vuzah-hudozhestvennogo-napravleniya (data obrascheniya: 08.05.2023).

2. Gazashvili, E. S., Shapranova, L. G. Individual'nyy podhod v obuchenii ili individualizaciya processa obrazovaniya? / E. S. Gazashvili., L. G. Shapranova. - Tekst: elektronnyy // Materialy V Mezhdunarodnoy studencheskoy nauchnoy konferencii «Studencheskiy nauchnyy forum». - URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013006109">https://scienceforum.ru/2013/article/2013006109 (data obrascheniya: 09.05.2023).

3. Skvorcova, O. A. K teoreticheskomu obosnovaniyu ponyatiy «individualizaciya» i «individual'nyy podhod» v obuchenii detey s OVZ / O. A. Skvorcova. - Tekst: elektronnyy // Special'noe obrazovanie. - 2016. - №XII. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-teoreticheskomu-obosnovaniyu-ponyatiy-individualizatsiya-i-individualnyy-podhod-v-obuchenii-detey-s-ovz (data obrascheniya: 09.05.2023).

4. Safronova I. V. Individualizaciya obrazovatel'nogo processa kak uslovie povysheniya kachestva obrazovatel'nyh uslug / I. V. Safronova. - Tekst: elektronnyy // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya: proble-my i rezul'taty. - 2012. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article /n/individualizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-obrazovatelnyh-uslug (data obrascheniya: 08.05.2023).

5. Zhdanova, L. I. Individual'nyy podhod v obuchenii studentov pervogo kursa / L. I. Zhdanova. - Tekst: elektronnyy. - URL: https://pnu.edu.ru/ru/faculties/full_time/isptic/iogip/science/nir/elcatalog2/text10/#:~:text (data obrascheniya 09.05.2023).

6. Perevoznikov V. V., Bibik A. V. Individualizaciya obucheniya v voen-nom vuze, informacionno-kommunikacionnye tehnologii kak sredstva ee realizacii / V. V. Perevoznikov, A. V. Bibik. - Tekst: elektronnyy // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2019. - № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28937 (data obrascheniya: 08.05.2023).

Login or Create
* Forgot password?