Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обоснована необходимость усиления индивидуального подхода в образовательном процессе в современных условиях. Выявлены направления по организации образовательного процесса с учетом индивидуального подхода в ходе преподавания дисциплин в вузе, способствующие повышению качества образовательных услуг

Ключевые слова:
индивидуальный подход к обучению в вузах, индивидуализация обучения, учет индивидуальных особенностей студентов
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Происходящие изменения в политической, экономической, социальной и прочих сферах жизни в настоящее время вызывают необходимость постоянной модернизации системы подготовки студентов в высших учебных заведениях. Ситуация актуализировалась в период обострения коронавирусной инфекции при переходе обучения на дистанционную форму. В настоящее время в условиях легкой доступности к различным источникам информации, внедрения очно-заочных форм обучения, оттока потенциальных абитуриентов из небольших городов в крупные, повышения требований работодателей к компетенциям выпускников вузов перед системой высшего образования возникает серьезная задача - трансформация ее в надежный, мобильный, современный социальный институт. Одним из направлений повышения качества образовательных услуг в системе высшего образования становится актуализация индивидуального подхода к обучению студентов в ходе всего учебного процесса [1].

Реальность сегодня такова, что на одном курсе учатся студенты с различным уровнем интеллектуального развития, профессиональной мотивации, со значительной разницей в возрасте, с разными способностями самоорганизации и самообразования. Среди обучающихся на очной форме определенное число студентов работают на постоянной основе и совмещают работу и обучение в высшей школе. Эти обстоятельства безусловно являются весомым основанием для необходимости усиления внимания к данному обстоятельству.

Следует различать индивидуальный подход к обучению и индивидуализацию обучения. В науке при этом не существует однозначной трактовки этих понятий. Часть учёных не видит разницы между ними либо связывают одно с другим, обозначая, что индивидуальный подход – это принцип обучения и воспитания, а индивидуализация – это организация процесса обучения с учетом осуществления этого принципа, т.е. особая технология обучения со своими способами, методами и т.д. (А.Н. Тубельский, П.Г. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин). Другие разделяют эти понятия и утверждают, что индивидуальный подход и индивидуализация – это принципы разных технологий обучения (Т.М. Ковалева, Г.Н. Прозументова, Е.А. Суханова, И.Д. Фрумин) [2].

Индивидуальный подход в обучении – это психолого-педагогический принцип, согласно которому учитываются личностные особенности и условия жизни каждого обучаемого. Индивидуализация обучения – это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого [3].

Таким образом, индивидуальный подход – это принцип обучения и воспитания, а индивидуализация – это организация процесса обучения с учетом осуществления этого принципа, т.е. особая технология обучения со своими способами и методами.

Так как в Российской Федерации на сегодняшний момент сохраняется преимущественно традиционная система высшего образования, то актуальным является необходимость усиления индивидуального подхода к обучению студентов. Проблемой является тот факт, что в вузах зачастую не акцентируется внимание на развитии личностного потенциала каждого обучающегося, не учитываются мотивы, потребности и интересы каждой отдельной личности, не всегда делается упор на индивидуальные особенности либо обстоятельства отдельного студента, что затрудняет выстраивание перспектив личностного роста обучающегося и что, как следствие, является главной причиной неуспеваемости, и, как следствие, снижения качества образовательных услуг.

При организации образовательного процесса с учетом принципа индивидуального подхода необходимо обратить внимание на ряд моментов, учет которых позволит повысить качество образования.

Прежде всего, это закрепление требований к пороговому, среднему и высокому уровням освоения знаний по каждой дисциплине. Обычно образовательный процесс ориентирован на средний уровень, в результате чего не каждый обучающийся может реализовать свои потенциальные возможности. Также необходимо учитывать состояние здоровья обучаемого путем предоставления доступного материала студентам с ОВЗ и студентам-инвалидам. Обучающимся с высоким потенциалом и мотивацией к углублению знаний необходимо предоставить такую возможность через выполнение заданий с повышенной сложностью, написания научно-исследовательских работ, подготовку к участию в олимпиадах и конкурсах, научных кружках.

Таким образом, преподаватель должен осуществлять работу по организации занятий с целью создания оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого обучаемого (обучение с усложняющимся уровнем заданий; серии тестов, фиксирующих результат обучаемого на каждом уровне; использование проблемных ситуаций; самостоятельный выбор задания) [4].

Следующий немаловажный момент – это предоставление всех условий для полноценной самостоятельной работы тех студентов, кто не может лично присутствовать на занятиях путем размещения всех необходимых материалов в электронной среде университета либо путем проведения индивидуальных консультаций. Преподаватель высшей школы должен учитывать индивидуальные особенности обучаемых и тем самым способствовать реализации возможностей каждого обучаемого в рамках индивидуального подхода.

Согласимся с мнением Ждановой Л.И. о том, что подход преподавателей, построенный на учете индивидуальных особенностей, может стать хорошим средством активизации самостоятельной работы студентов, повышения эффективности изучения дисциплин, начиная с самого первого курса. Индивидуальный подход к студентам должно стать и тактикой, и стратегией образования, принципом и концепцией преподавания. Важным в этом отношении представляется установление с первых дней занятий связи: преподаватель – студент, а не преподаватель – аудитория. Задача преподавателя построить отношения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей, интересов каждого на начальной стадии обучения до контроля и оценки знаний [5].

Таким образом, индивидуальный подход к обучению, ориентированный на личностное и профессиональное становление выпускника вуза, требует наличия следующих условий:

- учета индивидуальных особенностей и личных обстоятельств студента (наличие группы инвалидности, совмещение труда и обучения, наличие маленьких детей);

- возможности студенту самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;

- многоуровневости подготовки по содержанию, объему или сложности изучаемого материала;

- педагогической и коммуникационной компетентности преподавателей [6].

Немаловажным является тот факт, что опыт индивидуальной работы со студентами позволяет вырабатывать основополагающие принципы преподавания, совершенствовать методику обучения и воспитания.

Проблемой университетов является то, что преподавателю приходится работать с большими группами учащихся, ограничены часы консультаций в нагрузке, поэтому учесть индивидуальные особенности каждого становится сложно. Немаловажным фактором, способствующим эффективности обучения, является обязательность и личная ответственность самих студентов, что представляет уже другую грань поставленной проблемы.

Список литературы

1. Мишина А. В. Индивидуализация обучения студентов в вузах художественного направления / А. В. Мишина. - Текст: электронный // Вестник ТГГПУ. - 2014. - №1 (35). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualizatsiya-obucheniya-studentov-v-vuzah-hudozhestvennogo-napravleniya (дата обращения: 08.05.2023).

2. Газашвили, Е. С., Шапранова, Л. Г. Индивидуальный подход в обучении или индивидуализация процесса образования? / Е. С. Газашвили., Л. Г. Шапранова. - Текст: электронный // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013006109">https://scienceforum.ru/2013/article/2013006109 (дата обращения: 09.05.2023).

3. Скворцова, О. А. К теоретическому обоснованию понятий «индивидуализация» и «индивидуальный подход» в обучении детей с ОВЗ / О. А. Скворцова. - Текст: электронный // Специальное образование. - 2016. - №XII. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-teoreticheskomu-obosnovaniyu-ponyatiy-individualizatsiya-i-individualnyy-podhod-v-obuchenii-detey-s-ovz (дата обращения: 09.05.2023).

4. Сафронова И. В. Индивидуализация образовательного процесса как условие повышения качества образовательных услуг / И. В. Сафронова. - Текст: электронный // Фундаментальные и прикладные исследования: пробле-мы и результаты. - 2012. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article /n/individualizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 08.05.2023).

5. Жданова, Л. И. Индивидуальный подход в обучении студентов первого курса / Л. И. Жданова. - Текст: электронный. - URL: https://pnu.edu.ru/ru/faculties/full_time/isptic/iogip/science/nir/elcatalog2/text10/#:~:text (дата обращения 09.05.2023).

6. Перевозников В. В., Бибик А. В. Индивидуализация обучения в воен-ном вузе, информационно-коммуникационные технологии как средства ее реализации / В. В. Перевозников, А. В. Бибик. - Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28937 (дата обращения: 08.05.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?