INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Rubrics: GUIDELINES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the possibilities of ICT for improving the methods of teacher training and improving teacher education. Examples of the use of ICT in some foreign countries are given

Keywords:
ICT, improvement, pedagogical education, distance learning
Text

В то время, как образовательные реформы направлены на внедрение более ориентированных на учеников, интерактивных и творческих подходов к обучению, педагоги, во многих отношениях, являются своего рода «переключателем», от которого зависит успех этих планов или их провал. Инвестиции в информационные технологии без финансирования профессиональной подготовки учителей – это игра с нулевым итогом. «Результатом недофинансирования профессиональной подготовки учителей является то, что технологии, предоставляемые школам, никогда не используются – они остаются в ящиках или шкафах, собирая пыль и устаревая» [1].

В некоторых странах (Великобритания, Сингапур) разработана политика, предусматривающая, чтобы все основополагающие программы для обучения учителей включали обязательные курсы по ИКТ.

ИКТ очень важны для совершенствования методов подготовки учителей, и даже шире, для подготовки учителей к той роли, которую они должны играть в образовательном процессе в обществе, основанном на знаниях. Введение информационных технологий в учебные планы означает, что учителя должны владеть базовым уровнем компьютерной грамотности, уметь использовать компьютеры и программное обеспечение для стимулирования процесса обучения, овладеть новыми навыками организации совместного обучения, творчества, исследования и большего взаимодействия учащихся. Они могут столкнуться с ситуацией, когда учащиеся уже хорошо умеют пользоваться компьютером, и ощутить, что их авторитету угрожает «единый с учащимися» сценарий обучения. Требуемые навыки меняются, что вызывает необходимость повышать квалификацию без отрыва от работы. Однако этому уделяется пока еще очень мало внимания. В среднем, государства тратят около 1 % своих ежегодных расходов на непрерывное повышение квалификации учителей.

ИКТ могут помочь в совершенствовании педагогического образования с помощью доступа к большему числу качественных образовательных ресурсов и мультимедийного воспроизведения примеров хорошей работы учителей. «Образовательное содружество» разработало «Чемоданное радио», концепцию вещания, которая может использоваться для подготовки учителей в отдаленных областях. Такие радиостанции помещаются в чемодан размером с ручную самолетную кладь, могут вещать в радиусе до 50 километров, питаться от автомобильного аккумулятора либо быть модифицированы для использования солнечных батарей. Некоторые педагогические учебные заведения, в свою очередь, используют видеокурсы для подготовки начинающих учителей для работы в классе. Студенты педагогических заведений наблюдают за работой своих опытных коллег и анализируют различные стратегии взаимодействия с учащимися. В Египте, например, для подготовки учителей используются сетевые видеоконференции. ИКТ обеспечивают взаимодействие между студентами педагогических вузов и их педагогами, позволяя студентам учиться в соответствии со своими возможностями и сочетать в процессе обучения видео, аудио и текст для повышения качества образования. Они могут также вывести учителей из изоляции, обеспечивая их связь с коллегами, наставниками, специалистами по учебным планам и всем мировым учительским сообществом с помощью создания центров учительских ресурсов, оборудованных компьютерами и средствами Интернета. В Бразилии, например, центры образовательных технологий распространены по всей стране и предназначены для оказания технической и педагогической поддержки учителям, а также для обслуживания компьютерного и программного обеспечения, установленного в школах.

Если будущие педагоги используют ИКТ при своем образовании, то вполне вероятно, что они смогут более эффективно использовать их в своей работе. В рамках чилийской программы Enlaces была разработана программа онлайновой подготовки учителей, состоящая из семи модулей по образованию и применению ИКТ. Полученные результаты вселяют надежду. Студенты загружают обучающие материалы из Web, взаимодействуют с педагогами и другими студентами с помощью специального программного обеспечения и создают совместные проекты по использованию ИКТ в школе. Средняя стоимость такой программы и очного обучения на одного студента примерно одинакова, хотя участвующие в онлайновой программе получают дополнительные преимущества от развития «культуры сетевого общения» благодаря постоянному использованию виртуальной рабочей среды.

Так как весьма проблематично, что традиционные подходы к подготовке учителей смогут удовлетворить растущие потребности официального образования и решить проблему грамотности эффективно и в срок, многие специалисты считают, что только дистанционное образование может охватить большее число студентов при снижении стоимости.

Для обеспечения дистанционного обучения будущих учителей применяются самые разные технологии, включая печатные материалы, радио, телевидение и очные занятия в официальной обстановке. В Бразилии в рамках программы Proformacao осуществляется подготовка учителей начальной школы в северных и северо-восточных районах, а также на Среднем Западе, с помощью курсов дистанционного обучения. Во франкоговорящих странах Африки начали использовать компьютер и спутниковые технологии для повышения квалификации учителей и школьных администраторов без отрыва от работы.

Использование ИКТ в качестве средства предоставления или поддержки программ первоначального педагогического образования еще только начинается. Многие развивающиеся страны, тем не менее, остро нуждаются в повышении квалификации своих учителей в области использования новых информационных и коммуникационных технологий.

Как подтверждает имеющийся опыт, ИКТ идеально подходят для программ открытого и дистанционного обучения, как с точки зрения охвата большего числа потенциальных учителей, так и с точки зрения обучения их новым технологиям.

References

1. Carlson, S. & Tidiane Gadio, C. «Teacher Professional Development in the Use of Technology», p. 125. In Technologies for Education, op. cit.

Login or Create
* Forgot password?