В статье рассматриваются возможности ИКТ для совершенствования методов подготовки учителей и совершенствования педагогического образования. Даны примеры применения ИКТ в некоторых зарубежных странах
ИКТ, совершенствование, педагогическое образования, дистанционное обучение
В то время, как образовательные реформы направлены на внедрение более ориентированных на учеников, интерактивных и творческих подходов к обучению, педагоги, во многих отношениях, являются своего рода «переключателем», от которого зависит успех этих планов или их провал. Инвестиции в информационные технологии без финансирования профессиональной подготовки учителей – это игра с нулевым итогом. «Результатом недофинансирования профессиональной подготовки учителей является то, что технологии, предоставляемые школам, никогда не используются – они остаются в ящиках или шкафах, собирая пыль и устаревая» [1].
В некоторых странах (Великобритания, Сингапур) разработана политика, предусматривающая, чтобы все основополагающие программы для обучения учителей включали обязательные курсы по ИКТ.
ИКТ очень важны для совершенствования методов подготовки учителей, и даже шире, для подготовки учителей к той роли, которую они должны играть в образовательном процессе в обществе, основанном на знаниях. Введение информационных технологий в учебные планы означает, что учителя должны владеть базовым уровнем компьютерной грамотности, уметь использовать компьютеры и программное обеспечение для стимулирования процесса обучения, овладеть новыми навыками организации совместного обучения, творчества, исследования и большего взаимодействия учащихся. Они могут столкнуться с ситуацией, когда учащиеся уже хорошо умеют пользоваться компьютером, и ощутить, что их авторитету угрожает «единый с учащимися» сценарий обучения. Требуемые навыки меняются, что вызывает необходимость повышать квалификацию без отрыва от работы. Однако этому уделяется пока еще очень мало внимания. В среднем, государства тратят около 1 % своих ежегодных расходов на непрерывное повышение квалификации учителей.
ИКТ могут помочь в совершенствовании педагогического образования с помощью доступа к большему числу качественных образовательных ресурсов и мультимедийного воспроизведения примеров хорошей работы учителей. «Образовательное содружество» разработало «Чемоданное радио», концепцию вещания, которая может использоваться для подготовки учителей в отдаленных областях. Такие радиостанции помещаются в чемодан размером с ручную самолетную кладь, могут вещать в радиусе до 50 километров, питаться от автомобильного аккумулятора либо быть модифицированы для использования солнечных батарей. Некоторые педагогические учебные заведения, в свою очередь, используют видеокурсы для подготовки начинающих учителей для работы в классе. Студенты педагогических заведений наблюдают за работой своих опытных коллег и анализируют различные стратегии взаимодействия с учащимися. В Египте, например, для подготовки учителей используются сетевые видеоконференции. ИКТ обеспечивают взаимодействие между студентами педагогических вузов и их педагогами, позволяя студентам учиться в соответствии со своими возможностями и сочетать в процессе обучения видео, аудио и текст для повышения качества образования. Они могут также вывести учителей из изоляции, обеспечивая их связь с коллегами, наставниками, специалистами по учебным планам и всем мировым учительским сообществом с помощью создания центров учительских ресурсов, оборудованных компьютерами и средствами Интернета. В Бразилии, например, центры образовательных технологий распространены по всей стране и предназначены для оказания технической и педагогической поддержки учителям, а также для обслуживания компьютерного и программного обеспечения, установленного в школах.
Если будущие педагоги используют ИКТ при своем образовании, то вполне вероятно, что они смогут более эффективно использовать их в своей работе. В рамках чилийской программы Enlaces была разработана программа онлайновой подготовки учителей, состоящая из семи модулей по образованию и применению ИКТ. Полученные результаты вселяют надежду. Студенты загружают обучающие материалы из Web, взаимодействуют с педагогами и другими студентами с помощью специального программного обеспечения и создают совместные проекты по использованию ИКТ в школе. Средняя стоимость такой программы и очного обучения на одного студента примерно одинакова, хотя участвующие в онлайновой программе получают дополнительные преимущества от развития «культуры сетевого общения» благодаря постоянному использованию виртуальной рабочей среды.
Так как весьма проблематично, что традиционные подходы к подготовке учителей смогут удовлетворить растущие потребности официального образования и решить проблему грамотности эффективно и в срок, многие специалисты считают, что только дистанционное образование может охватить большее число студентов при снижении стоимости.
Для обеспечения дистанционного обучения будущих учителей применяются самые разные технологии, включая печатные материалы, радио, телевидение и очные занятия в официальной обстановке. В Бразилии в рамках программы Proformacao осуществляется подготовка учителей начальной школы в северных и северо-восточных районах, а также на Среднем Западе, с помощью курсов дистанционного обучения. Во франкоговорящих странах Африки начали использовать компьютер и спутниковые технологии для повышения квалификации учителей и школьных администраторов без отрыва от работы.
Использование ИКТ в качестве средства предоставления или поддержки программ первоначального педагогического образования еще только начинается. Многие развивающиеся страны, тем не менее, остро нуждаются в повышении квалификации своих учителей в области использования новых информационных и коммуникационных технологий.
Как подтверждает имеющийся опыт, ИКТ идеально подходят для программ открытого и дистанционного обучения, как с точки зрения охвата большего числа потенциальных учителей, так и с точки зрения обучения их новым технологиям.
1. Carlson, S. & Tidiane Gadio, C. «Teacher Professional Development in the Use of Technology», p. 125. In Technologies for Education, op. cit.