INTERACTIVE LEARNING METHODS AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS
Rubrics: GUIDELINES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The use of an interactive approach in the learning process lies in the need to improve the education system, increase students' motivation to learn English, and introduce new effective teaching methods. The article deals with interactive methods of teaching a foreign language. Three forms of education are proposed: passive, active and interactive

Keywords:
interactive methods, passive form, active form, interactive form, interaction, skills, abilities
Text
Publication text (PDF): Read Download

Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

Интерактивное обучение – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей [3, с. 9].

Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дает знания и навыки, а также создает базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Интерактивные методы обучения решают следующие задачи:

  • Включение каждого участника в активный процесс освоения знаний.
  • Реализация дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.
  • Формирование навыков успешного общения, таких как умение слушать, строить диалог, задавать вопросы, работать в команде.
  • Развитие умений самостоятельно добывать знания, разделять задачи на более мелкие, определять последствия своего выбора и брать на себя ответственность за результат.
  • Обеспечение воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Основными принципами интерактивных методов являются:

  • Равенство всех участников.
  • Отсутствие критики личности.
  • Любой ответ – не истина, а информация для размышления.

Интерактивное обучение включает несколько форм обучения:

1) пассивная обучающийся выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит). Учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока. Обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с обучающимися на таких уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ.

2) активная обучающийся выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания, курсовые работы/проекты и т.д.). Активные технологии обучения это организация процесса обучения, основанная на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания. Использование активных технологий на уроках заключается в организации и развитии диалогового общения. Данное общение ведет к становлению взаимопонимания, взаимодействия, совместного решения общих, но значимых для каждого участника задач. Активными технологиями исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критическому мышлению, решению сложных проблем на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешиванию альтернативных мнений, принятию продуманных решений, участию в дискуссиях, общению с другими людьми.

3) интерактивная форма – взаимодействие, равноправное партнерство. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом [2].

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы обучения: мозговой штурм (Мозговая атака), круглый стол (Дискуссия или дебаты), ролевые игры, мастер класс, case – study (Ситуационный анализ), попс – формула и др.

При проведении занятий эффективными методами формирования коммуникативных компетенций у обучающихся являются «мозговой штурм» и метод дискуссий. Мозговой штурм – поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме. Анализ правильности / неправильности производится после проведения штурма. Данный метод актуален в процессе изучения новой темы, так как он показывает, каким лексическим запасом и грамматическими конструкциями обучаемый уже владеет, а чему еще нужно уделить внимание, а также этот метод удачно применяется и в конце пройденной темы, так как позволяет понять, насколько хорошо обучающийся усвоил пройденный материал. Обычно, данный вид технологии проводится в группах от 5 до 7 человек.

В то же время метод проектов и кейс-метод по сравнению с другими методами в большей мере способствуют формированию таких компетенций, как умение выделять проблему и находить пути ее решения, оценивать собственную и чужую деятельность. В работе над кейсом важен не конечный результат, а процесс. В ходе анализа и обсуждения материалов кейса обучающиеся должны проявить умение отделить второстепенную информацию от основной, интерпретировать ее в соответствии с заданием, обсудить возможные варианты решения проблемы, а также взаимодействовать друг с другом, распределяя роли, участвуя в обсуждении, отстаивая свою точку зрения. Роль преподавателя при этом – направление и координация этих взаимодействий в соответствии с поставленными образовательными целями.

В свою очередь исследовательский метод представляет собой творческий подход к осуществлению деятельности, наравне с «мозговым штурмом», играми и дискуссиями, развивает коммуникативные качества личности и толерантность. Обучение навыкам исследовательской работы начинается с применения проектной методики. Использование исследовательских методов в процессе обучения иностранному языку воспитывает способность мыслить, делать выводы и принимать решения самостоятельно. Одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.

Любой урок при интерактивном обучении – это определенная социальная среда. Преподаватель и обучающиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения [1].

Интерактивное обучение – это взаимодействие всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых [2]. В его функциях преобладает не столько сама организация обучения, сколько ее постоянная коррекция. Основная методическая задача педагога – создание таких условий, чтобы объективную оценочную информацию друг другу давали сами обучающиеся.

Одно из важных преимуществ интерактивных технологий обучения состоит в том, что они позволяют использовать для управления учебной деятельностью не только обычные оценочные показатели, но и сам факт более успешного и быстрого достижения в ходе специального организованного в учебных целях соперничества конкретного конечного результата.

Таким образом, обучение иностранным языкам с использованием интерактивного метода в первую очередь направлено на развитие коммуникативных навыков у обучающихся, а также на побуждение обучаемых к самостоятельному решению проблемных вопросов. Интерактивные методы обучения, используемые на уроках иностранного языка, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, повышению мотивации к изучению иностранного языка, и как следствие, повышению качества обучения.

References

1. Iplina, V. I., Panfilova, V. M. Interaktivnye metody na urokah inostrannogo yazyka // Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazova-niya. - 2014. - № 6-1. - S. 84-85; Shubin, U. P. Yazykovaya kommunikaciya i obuchenie inostrannym yazykam [Tekst] / U.P. Shubin. - M.: Prosveschenie. 2012. 165 s.

2. Polat, E. S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: Uchebnoe pos. dlya studentov pedagogicheskih vuzov». - M.: Izdat. centr «Akademiya», 2000. - S. 272.

3. Guschin, Yu. M. Interaktivnye metody obucheniya v vysshey shkole // Psihologicheskiy zhurnal. - M., 2012. - No 2. - C. 9-18.

Login or Create
* Forgot password?