Россия
Использование интерактивного подхода в процессе обучения заключается в потребности совершенствования системы образования, повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка, введения новых эффективных приемов в обучении. В статье рассматриваются интерактивные методы обучения иностранному языку. Предложены три фор-мы обучения: пассивная, активная и интерактивная
интерактивный метод, взаимодействие, навыки,
Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.
Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).
Интерактивное обучение – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей [3, с. 9].
Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дает знания и навыки, а также создает базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Интерактивные методы обучения решают следующие задачи:
- Включение каждого участника в активный процесс освоения знаний.
- Реализация дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.
- Формирование навыков успешного общения, таких как умение слушать, строить диалог, задавать вопросы, работать в команде.
- Развитие умений самостоятельно добывать знания, разделять задачи на более мелкие, определять последствия своего выбора и брать на себя ответственность за результат.
- Обеспечение воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Основными принципами интерактивных методов являются:
- Равенство всех участников.
- Отсутствие критики личности.
- Любой ответ – не истина, а информация для размышления.
Интерактивное обучение включает несколько форм обучения:
1) пассивная – обучающийся выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит). Учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока. Обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с обучающимися на таких уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ.
2) активная – обучающийся выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания, курсовые работы/проекты и т.д.). Активные технологии обучения – это организация процесса обучения, основанная на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания. Использование активных технологий на уроках заключается в организации и развитии диалогового общения. Данное общение ведет к становлению взаимопонимания, взаимодействия, совместного решения общих, но значимых для каждого участника задач. Активными технологиями исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критическому мышлению, решению сложных проблем на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешиванию альтернативных мнений, принятию продуманных решений, участию в дискуссиях, общению с другими людьми.
3) интерактивная форма – взаимодействие, равноправное партнерство. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом [2].
Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы обучения: мозговой штурм (Мозговая атака), круглый стол (Дискуссия или дебаты), ролевые игры, мастер класс, case – study (Ситуационный анализ), попс – формула и др.
При проведении занятий эффективными методами формирования коммуникативных компетенций у обучающихся являются «мозговой штурм» и метод дискуссий. Мозговой штурм – поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме. Анализ правильности / неправильности производится после проведения штурма. Данный метод актуален в процессе изучения новой темы, так как он показывает, каким лексическим запасом и грамматическими конструкциями обучаемый уже владеет, а чему еще нужно уделить внимание, а также этот метод удачно применяется и в конце пройденной темы, так как позволяет понять, насколько хорошо обучающийся усвоил пройденный материал. Обычно, данный вид технологии проводится в группах от 5 до 7 человек.
В то же время метод проектов и кейс-метод по сравнению с другими методами в большей мере способствуют формированию таких компетенций, как умение выделять проблему и находить пути ее решения, оценивать собственную и чужую деятельность. В работе над кейсом важен не конечный результат, а процесс. В ходе анализа и обсуждения материалов кейса обучающиеся должны проявить умение отделить второстепенную информацию от основной, интерпретировать ее в соответствии с заданием, обсудить возможные варианты решения проблемы, а также взаимодействовать друг с другом, распределяя роли, участвуя в обсуждении, отстаивая свою точку зрения. Роль преподавателя при этом – направление и координация этих взаимодействий в соответствии с поставленными образовательными целями.
В свою очередь исследовательский метод представляет собой творческий подход к осуществлению деятельности, наравне с «мозговым штурмом», играми и дискуссиями, развивает коммуникативные качества личности и толерантность. Обучение навыкам исследовательской работы начинается с применения проектной методики. Использование исследовательских методов в процессе обучения иностранному языку воспитывает способность мыслить, делать выводы и принимать решения самостоятельно. Одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.
Любой урок при интерактивном обучении – это определенная социальная среда. Преподаватель и обучающиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения [1].
Интерактивное обучение – это взаимодействие всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых [2]. В его функциях преобладает не столько сама организация обучения, сколько ее постоянная коррекция. Основная методическая задача педагога – создание таких условий, чтобы объективную оценочную информацию друг другу давали сами обучающиеся.
Одно из важных преимуществ интерактивных технологий обучения состоит в том, что они позволяют использовать для управления учебной деятельностью не только обычные оценочные показатели, но и сам факт более успешного и быстрого достижения в ходе специального организованного в учебных целях соперничества конкретного конечного результата.
Таким образом, обучение иностранным языкам с использованием интерактивного метода в первую очередь направлено на развитие коммуникативных навыков у обучающихся, а также на побуждение обучаемых к самостоятельному решению проблемных вопросов. Интерактивные методы обучения, используемые на уроках иностранного языка, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, повышению мотивации к изучению иностранного языка, и как следствие, повышению качества обучения.
1. Иплина, В. И., Панфилова, В. М. Интерактивные методы на уроках иностранного языка // Международный журнал экспериментального образова-ния. - 2014. - № 6-1. - С. 84-85; Шубин, У. П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам [Текст] / У.П. Шубин. - М.: Просвещение. 2012. 165 с.
2. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пос. для студентов педагогических вузов». - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - С. 272.
3. Гущин, Ю. М. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал. - М., 2012. - No 2. - C. 9-18.