REDUCTION OF ALKALINE AND SULFIDE RUN-OFF BY OPTIMIZATION OF HYDROGEN SULFIDE BLOWDOWN STAGE IN CATALYTIC CRACKING GASOLINE HYDROTREATMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
At oil refining and petrochemical industry enterprises, one of the main environmental problems is as-sociated with the need to neutralize or dispose of waste alkaline solutions and aqueous process con-densates contaminated with sulfur compounds, which make up sulfur-alkaline wastewater. This paper addresses the issue of reducing alkali consumption and reducing sulfur-alkali wastewater by optimiz-ing the stages of hydrogen sulfide stripping and alkalization during the hydrotreating of catalytic cracking gasoline

Keywords:
sulfur-alkali wastewater, alkali, hydrotreating, catalytic cracking gasoline
Text
Publication text (PDF): Read Download

Вопросы предотвращения загрязнений окружающей среды с каждым годом приобретают все большую актуальность. На предприятиях нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности одна из основных экологических проблем связана с необходимостью обезвреживания или утилизации загрязненных сернистыми соединениями отработанных щелочных растворов и водных технологических конденсатов, составляющих сернисто-щелочные стоки. Эти отходы обладают крайне неприятным запахом вследствие присутствия сероводорода и меркаптанов, имеют повышенную токсичность, поэтому попадание таких веществ в атмосферу и водоемы должно быть практически исключено. Основные усилия в решении проблемы токсичных сернисто-щелочных стоков должны быть направлены не на поиск путей их обезвреживания, а на разработку мероприятий, позволяющих значительно снизить объемы их образования. В процессах вторичной переработки нефти сернистые соединения, содержащиеся в сырье, подвергаются расщеплению до сероводорода и легких меркаптанов, которые переходят в углеводородные газы и легкие бензиновые фракции, ухудшая их качество. Это обусловливает необходимость очистки указанных продуктов от сернистых соединений, которая производится водным раствором щелочи, приводя к образованию большого объема токсичных сернисто-щелочных стоков (СЩС).

С целью улучшения качества тяжелой фракции бензина каталитического крекинга используется процесс гидроочистки [1]. Применяются схемы, когда сероводород, образующийся в результате реакций гидрогенолиза, удаляется из гидрогенизата тяжелой фракции бензина каталитического крекинга сначала на стадии отдувки углеводородным газом и далее поступает на защелачивание и водную промывку. Оптимизация стадии отдувки позволит снизить расход щелочи и количество сернисто-щелочных стоков. В ходе опытного пробега на промышленной установке определили влияние расхода отдувочного углеводородного газа на расход щелочи (таблица 1).

Таблица 1

Параметры работы установки в период опытного пробега

Наименование

Соотношение расхода углеводородного газа к расходу гидрогенизата в отдувочной колонне, нм33

Соотношение, нм33

50:1

(базовый)

55:1

60:1

65:1

70:1

Продолжительность, дни

8

12

14

14

14

Концентрация свободной щелочи, % масс.:

 

 

 

 

 

в начале цикла

9,4

10,4

8,1

10,8

9,3

в конце цикла

1,0

1,2

1,4

1,1

1,6

Удельный расход натра едкого, кг/т бензина

0,53

0,43

0,30

0,37*

0,25

*увеличение удельного расхода натра едкого связанно с увеличением содержания серы  в сырье по сравнению с предыдущим период на 0,03 %.

Оптимизация стадии отдувки сероводорода при гидроочистке бензина каталитического крекинга за счет увеличении соотношения расхода углеводородного газа к расходу гидрогенизата в отдувочной колонне позволит:

–  увеличить продолжительность цикла срабатывания щелочи с 8 до 14 дней при снижении ее расхода до 0,25 кг/т;

–  снизить потребление едкого натра технического на 21,5 тонн в год и количество сернисто-щелочных стоков на 215 тонн в год;

–  получить экономический эффект порядка 1,1 млн. рублей в год за счет снижения затрат на едкий натр технический.

References

1. Obschaya himiya. Uchebnik / Pod red. Dunaeva S.F.. - M.: Academia, 2017. - 160 c.

Login or Create
* Forgot password?