Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes contemporary philosophical aspects of mankind

Keywords:
philosophy, social transformations, critical thinking
Text
Publication text (PDF): Read Download

Каждого человека интересует его собственная судьба. Отсюда интерес к гороскопам, предсказаниям, гадалкам, цыганкам и тому подобному. Этот вопрос неразрывно связан с вопросом «кто Я?», в психологии и философии связанный с понятиями «самосознание», «Я-концепция», «смысл жизни» и другими. Социальные трансформации, в частности, неизбежное распространение глобализации и информационных технологий, современному человеку нахождение ответов на эти вопросы усложнили.

Традиционные религии, как и традиции в целом, веками определяющие как человеку следует понимать самого себя, характер и смысл своей жизни, теряют своё сущностное влияние, либо становясь глубинным выбором отдельного человека, либо превращаясь в одну из модных форм массовой культуры.

Может ли философия помочь конкретному человеку в решении подобных проблем? По мере усложнения и всё более узкой специализации научного знания философия перестала быть, как утверждал Гегель, «царицей всех наук». Философия превратилась в одну из общеобразовательных дисциплин в системе среднеспециального и высшего образования и профессиональную деятельность относительно небольшого числа людей.

Конечно, можно говорить и о «бытовой» философии, с точки зрения которой «все мы немного философы». Яркие иллюстрации подобной философии представлены в стимулирующем думанье, «внебульварной» литературе, например, в произведениях А. С. Пушкина, А. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, А. М. Горького, М. А. Булгакова, в рассказах В. Шукшина. Перечень великих русских писателей может быть длинным.

Но может ли чем-то помочь в осознании этих проблем, так или иначе, встающих перед каждым человеком, профессиональная философия? Конкретный человек в отношении помощи профессиональной философии имеет два варианта. Первый, и, увы, не самый эффективный, вузовский курс философии. Но не все получают высшее образование, и далеко не все осознают значимость философии для формирования своего мировоззрения, да и часов на её серьёзное изучение отводится крайне мало.

Второй вариант – это личный интерес конкретного человека к осмыслению профессиональной философии в отношении этой проблемы. Это может проявиться в любом возрасте и в любом социальном статусе человека.

Проанализируем только два источника, имеющих отношение к решениям личностных проблем и к пониманию глобальных процессов современного мира, которые, прямо или косвенно, касаются каждого конкретного человека. Оба источника имеют характерные названия.

Один из этих источников называется «Философия для детей» [2]. «Почему завтра не становится сегодня? Куда утекает время? Почему люди бывают хорошие и плохие… Философы давно говорили о том, что ребёнку в его интеллектуальном поиске необходима помощь, что общество в образовании поступает неразумно, не допуская детей к богатству, накопленному в профессиональной философии» [2. С.151]. Н. С. Юлина в своей статье аргументировано утверждает, что необходимо «учить детей философствовать, а не философии; философия не предмет исследования, а инструмент размышления о мире и ориентации в нём» [2. С.153]. В процессе «философствования» происходит развитие навыков логического, аргументированного, критического мышления, умения точно формулировать вопросы, строить гипотезы, анализировать понятия и связывать их с контекстом, формируется лингвистическая и интеллектуальная свобода.

Вторым источником используем книгу двух современных французских философов также с характерным названием: «Мудрость современности. Десять вопросов нашего времени» [1]. В этой книге анализируются вопросы, которые могут представлять интерес для каждого мыслящего человека, стремящегося понять трансформации современного мира: экономика, политика, религиозная вера, нормы морали, критерии прекрасного. Вот названия только некоторых глав: «Священное возникает в человеке независимо от его воли» [1. С. 69]; «Естественные основы этики» [1. С.111]; «Насилие и политика: пределы гуманности» [1. С.162]; «От спасения к долгу: моральные учения на базе религиозной этики» [1. С. 248].

References

1. Kont-Sponvil' A., Ferri L. Mudrost' sovremennosti. Desyat' voprosov nashego vremeni / A. Kont-Sponvil', L. Ferri / per. s fr. – M.: RUDN, 2009. – 604 s.

2. Yulina N.S. Filosofiya dlya detey / N. S. Yulina // Voprosy filosofii. –1993. – № 9. – S. 151-158.

Login or Create
* Forgot password?