The concept of «competitiveness factor» is clarified and the features of their definition are consid-ered. Competitiveness factors for marketplaces operating in the Russian market are systematized
marketplace, competition, competitiveness, competitiveness factor
Интерес ученых и практиков к вопросу повышения конкурентоспособности организаций обусловлен тем, что конкурентоспособность является ключевой категорией достижения стратегических целей деятельности организации.
Для эффективного управления деятельностью руководству в первую очередь необходимо определить факторы, которые оказывают существенное влияние на повышения конкурентоспособности организации.
Понятие «фактор», в Толковом словаре Ушакова Д.Н. трактуется как «движущая сила, причина какого-нибудь процесса, обусловливающая его или определяющая его характер» [1]. Следовательно, факторы конкурентоспособности можно определить, как явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности организации, вызывающие изменение уровня конкурентоспособности организации и позволяющие ей побеждать (или, наоборот, проигрывать) в конкурентной борьбе. Т.е. факторы конкурентоспособности могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности организации, так и в сторону ее уменьшения.
Маркетплейсы – это площадки, на которых собраны товары и услуги от разных продавцов, а покупатели могут сравнивать и выбирать их по разным параметрам [2]. Маркетплейсы становятся все более популярными среди потребителей и предпринимателей. Рынок маркетплейсов продолжает активно развиваться. На нем ежедневно появляются новые игроки и неизбежно растет конкуренция. Лидерами российского рынка на сегодняшний момент являются следующие маркетплейсы: Wildberries, OZON, Яндекс.Маркет, Мегамаркет, AliExpress.
Поэтому чтобы удержать свои позиции на рынке, чтобы привлечь больше продавцов на свои платформы, маркетплейсам важно понимать, по каким основным факторам они превосходят конкурентов, а по каким уступают.
Изучив опыт работы лидеров рынка, можно выделить следующие основные факторы конкурентоспособности маркетплейсов (таблица 1):
Таблица 1
Факторы конкурентоспособности российских маркетплейсов
Фактор |
Характеристика фактора |
Разрешенные категории продавцов |
Юридические лица, ИП или самозанятые, или все категории продавцов. |
Размер комиссионных процентов |
Как правило, комиссионный сбор на торговых площадках складывается из нескольких составляющих: комиссия за логистику; комиссия за продажу; комиссия за возврат в случае отказа от товара; дополнительные комиссии за услуги маркетплейса по приему и возврату товаров и др. |
Периодичность выплат продавцам |
Маркетплейс может переводить продавцам деньги покупателей ежедневно, еженедельно, раз в две недели и ежемесячно. |
Тип сотрудничества |
Фулфилмент от оператора (FBO) – практически всю работу на себя берет маркетплейс. Фулфилмент от продавца (FBS) – когда продавец хранит и упаковывает товары на своем складе, а доставку до покупателя осуществляет маркетплейс. Доставка от продавца (DBS) – это когда вся доставка от и до полностью осуществляется продавцом. |
Требования к упаковке товара, ограничения по габаритам |
Все площадки требуют от продавцов такой упаковки, которая выглядит презентабельно и не повредит товар при перевозке. На различных маркетплейсах свои требования к реализации крупногабаритных товаров. |
Принципы работы в личном кабинете, уровень автоматизации рабочих процессов |
Имеются ли возможности, которые обычно предоставляют личные кабинеты (ЛК): - заполнение каталога товаров и управление контентной частью; - контроль статуса заказов и доступ к полной истории продаж; - продвижение внутри платформы; - подключение/отключение услуг и сервисов; - управление настройками и расширениями магазина; - постоянная связь с техподдержкой; - интеграция с системой учета финансов; - доступ к статистике; - отслеживание логистики и др. |
Особенности настройки рекламных кампаний |
Платных и бесплатных. Контроль рекламного бюджета и эффективность кампаний. |
Требования к участию в акциях |
Некоторые маркетплейсы заставляют своих продавцов участвовать в акциях и предоставлять скидки, что может являться убыточным для продавцов. |
Таким образом, проведя анализ маркетплейсов по выше представленным факторам, продавцы товаров могут принимать решение об эффективности и целесообразности работы с ними.
1. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: v 4 t.; pod red. D.N. Ushakova. – M.: Sov. Encikl.: OGIZ, 1935-1940. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://ushakovdictionary.ru (data obrascheniya: 15.02.2024).
2. Kak prodavat' cherez marketpleysy // SberBiznes – bank dlya malogo biznesa. – Tekst: elektronnyy. – URL: http://www.sberbank-ru.os-psi.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/chto-takoe-marketplejs-i-kak-na-nem-prodavat/ (data obrascheniya: 15.02.2024).