The article shows the role and importance of regions in strengthening state unity in the context of the need to harmonize interethnic relations in the country. The importance of implementing measures by state authorities, taking into account the national characteristics and needs of each region, is empha-sized, and the need to consolidate in legislation at the regional level the principles of preserving and enhancing the spiritual, historical and cultural heritage and potential of the multinational people of the Russian Federation through promoting the ideas of patriotism and unity is substantiated and friend-ship of peoples, interethnic harmony
regional policy, state unity, state national policy
В современных условиях, когда одной из приоритетных задач России в рамках национальной политики является укрепление единства Российского государства, вопрос о роли и значении регионов в данном процессе является весьма острым.
Государственное единство в данном случае будем рассматривать как интегрированность социальной системы, объединение составляющих ее субъектов в целостное федеративное образование.
Многовековое межэтническое взаимодействие на исторической территории российского государства сформировало уникальное культурное многообразие и духовную общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям. В государственной программе Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» подчеркивается, что современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, основанный на сохранении и развитии исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации, в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру [1].
Проблемой сегодня являются непреодоленные последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации, в связи с чем необходима гармонизация межэтнических отношений, предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве во всех регионах страны.
Одними из мероприятий по укреплению единства страны являются программы, проводимые в субъектах Российской Федерации, отнесенных к приоритетным территориям. В частности, в настоящее время реализуется федеральный проект «Совершенствование государственно-общественного партнерства в сфере государственной национальной политики и в отношении российского казачества, а также реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации, в том числе поддержка экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Необходимость внедрения таких проектов объясняется тем, что в преобладающем большинстве республик страны первое место в составе населения занимают коренные народы. Республики представляют собой национально-государственную форму реализации права народов на самоопределение, а для представителей народов, находящихся в ситуации национальных меньшинств, с начала 1990-х годов в ряде субъектов Российской Федерации образованы национальные административно-территориальные единицы. Например, в Бурятии существует Баунтовский эвенкийский район, доля титульного населения в нем составляет 6,1%. В Якутии выделяют пять национальных улусов, представленных долгано-эвенкийскими и эвенскими народами. Самым многонациональным субъектом России является республика Дагестан, в которой проживают более 30 коренных народов и народностей [2].
Наличие различий в традициях и культуре разных народов в стране затрудняет проведение единой политики, в том числе социально-экономических преобразований, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, вызывает ослабление целостности общества и государства. Таким образом, реформирование развития регионов сегодня стало актуализироваться, что объясняется усилением регулирующей роли государства.
В экономической литературе регион представляет собой самостоятельное социально-экономическое образование. Такая трактовка в определении термина «регион» близка Г. В. Черкашину, Ю. М. Барбакову, А. П. Чернышову и др. [3].
В политико-правовой литературе регион обозначается как территориальное социокультурное образование, находящееся в двойной юрисдикции федеральной власти и субъектов федерации. Регионы различаются совокупностью природных, демографических, этнических, экономических, политических и культурных потенциалов развития. Поэтому содержание понятия региона с юридической точки зрения также нельзя отождествлять только с географическим пространством или «территорией», располагающей определенными природноресурсными и экологическими атрибутами [4].
Проводя анализ современных научных подходов к определению понятия «регион» с точки зрения различных аспектов, следует отметить, что наиболее верным будет являться комплексный подход к определению данного термина. При этом, как отмечают Кирьянов И.К. и Панов П.В., несмотря на политическую централизацию, характерную для последних двух десятилетий, регионы России по-прежнему демонстрируют «региональную идентичность», подчеркивая свои социально-экономические, социокультурные, географические и исторические особенности [5]. Следовательно, общенациональная задача по укреплению единства страны органами власти каждого региона является в настоящее время приоритетной.
По поручению Президента Российской Федерации Правительство страны уполномочено разрабатывать основы государственной политики регионального развития Российской Федерации, являющиеся основой для определения приоритетов регионального развития [6]. Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации утверждаются Президентом в соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [7].
Главная задача государственной стратегии и региональной политики – в сохранении страны как единого федеративного государства. Таким образом, региональная политика – это правовая, экономическая и иная деятельность центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия Российской Федерации и регионов для достижения максимально эффективного развития страны в целом. Среди актуальных задач – осуществление функций экономического, политического, правового характера, обеспечивающих конституционно зафиксированную самостоятельность регионов, приведение социально-экономического развития регионов в соответствие с новыми геополитическими реальностями и их фактической ролью в достижении стратегических интересов Федерации; обеспечение прав многочисленных народов РФ.
Главным интересом каждого региона должно стать недопущение необратимого распада отношений с центром при согласованном развитии всех элементов с учетом местных условий. В свою очередь, успешная реализация государственной политики регионального развития должна учитывать интересы и потребности субъектов и формировать дополнительные условия для достижения целей государства в области национальной безопасности, развития межнациональных и межконфессиональных отношений.
В Иркутской области задача сохранения государственного единства реализуется через проведение ряда мероприятий, перечисленных в распоряжении Правительства Иркутской области от 28.02.2022 г. № 86-рп «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по реализации в Иркутской области в 2022 - 2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Среди мероприятий первым является обеспечение равноправия граждан (независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям) и реализации их конституционных прав. Вторым по значимости мероприятием обозначено укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации, обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений. Также среди мероприятий выделены: мониторинг реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России; мероприятий по социально-культурному развитию цыган; реализация ведомственной целевой программы «Обеспечение условий для сохранения, развития и популяризации бурятского языка» [8]. Таким образом, основным направлением политики является сохранение и приумножение духовного, исторического и культурного наследия и потенциала многонационального народа Российской Федерации посредством пропаганды идей патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия.
Как видим, сохранение и укрепление единства Российского государства во многом зависит от успешного взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом специфики каждого из регионов.
1. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii «Realizaciya gosudarstvennoy nacional'noy politiki»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 dekabrya 2016 g. № 1532 // Sistema «Konsul'tant Plyus». – Tekst: elektronnyy. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210753/ (data obrascheniya: 18.04.2024).
2. Nacional'nye rayony Rossii. – Tekst: elektronnyy // Svobodnaya enciklopediya «VikipediYa». – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (data obrascheniya 15.04.2024).
3. Vitul'eva, T. A. Ponyatie regiona kak social'no-ekonomicheskogo obrazovaniya / T. A. Vitul'eva. – Tekst: elektronnyy // Vestnik BGU. – Ekonomika i menedzhment. – 2014. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-regiona-kak-sotsialno-ekonomicheskogo-obrazovaniya (data obrascheniya: 19.04.2024).
4. Matveev, V. Yu. Sovershenstvovanie regional'noy politiki v usloviyah ukrepleniya pravovogo edinstva gosudarstva / V. Yu. Matveev. – Tekst: elektronnyy // Probely v rossiyskom zakonodatel'stve. – 2009. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-regionalnoy-politiki-v-usloviyah-ukrepleniya-pravovogo-edinstva-gosudarstva (data obrascheniya: 19.04.2024).
5. Kir'yanov, I. K., Panov, P. V. Istoricheskaya specifika regionov Ros-sii: instrumentariy dlya analiza geterogennosti politicheskogo prostranstva / I. K. Kir'yanov, P. V. Panov. – Tekst: elektronnyy // Vestnik Permskogo universiteta. Politologiya. – 2022. – № 4. – URL: https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/6012 (data obrascheniya: 05.04.2024).
6. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennoy politiki regional'nogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 16 yanvarya 2017 g. № 13. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://constitution.garant.ru/act/federative/71587690/ (data obrascheniya: 11.04.2024).
7. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federacii: Federal'nyy zakon ot 28 iyunya 2014 g. № 172-FZ. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 164841/ (data obrascheniya: 17.04.2014).
8. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. Ob utverzhdenii Kompleksnogo plana meropriyatiy po realizacii v Irkutskoy oblasti v 2022-2025 godah Strategii gosudarstvennoy nacional'noy politiki Rossiyskoy Federacii na peri-od do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Irkutskoy oblasti ot 28.02.2022 g. № 86-rp. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://irkobl.ru/sites/ngo/86-%D1%80%D0%BF.pdf (data obrascheniya: 19.04.2024).