РОЛЬ РЕГИОНОВ В УКРЕПЛЕНИИ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показаны роль и значение регионов в укреплении государственного единства в условиях необходимости гармонизации межэтнических отношений в стране. Подчеркнута значимость реализации мероприятий со стороны государственных органов власти с учетом национальных особенностей и потребностей каждого региона, а также обоснована необходимость закрепления в законодательстве на региональном уровне принципов сохранения и приумножения духовного, исторического и культурного наследия и потенциала многонационального народа Российской Федерации посредством пропаганды идей патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального согласия

Ключевые слова:
региональная политика, государственное единство, государственная национальная политика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В современных условиях, когда одной из приоритетных задач России в рамках национальной политики является укрепление единства Российского государства, вопрос о роли и значении регионов в данном процессе является весьма острым.

Государственное единство в данном случае будем рассматривать как интегрированность социальной системы, объединение составляющих ее субъектов в целостное федеративное образование.

Многовековое межэтническое взаимодействие на исторической территории российского государства сформировало уникальное культурное многообразие и духовную общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям. В государственной программе Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» подчеркивается, что современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, основанный на сохранении и развитии исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации, в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру [1].

Проблемой сегодня являются непреодоленные последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации, в связи с чем необходима гармонизация межэтнических отношений, предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве во всех регионах страны.

Одними из мероприятий по укреплению единства страны являются программы, проводимые в субъектах Российской Федерации, отнесенных к приоритетным территориям. В частности, в настоящее время реализуется федеральный проект «Совершенствование государственно-общественного партнерства в сфере государственной национальной политики и в отношении российского казачества, а также реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации, в том числе поддержка экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Необходимость внедрения таких проектов объясняется тем, что в преобладающем большинстве республик страны первое место в составе населения занимают коренные народы. Республики представляют собой национально-государственную форму реализации права народов на самоопределение, а для представителей народов, находящихся в ситуации национальных меньшинств, с начала 1990-х годов в ряде субъектов Российской Федерации образованы национальные административно-территориальные единицы. Например, в Бурятии существует Баунтовский эвенкийский район, доля титульного населения в нем составляет 6,1%. В Якутии выделяют пять национальных улусов, представленных долгано-эвенкийскими и эвенскими народами. Самым многонациональным субъектом России является республика Дагестан, в которой проживают более 30 коренных народов и народностей [2].

Наличие различий в традициях и культуре разных народов в стране затрудняет проведение единой политики, в том числе социально-экономических преобразований, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, вызывает ослабление целостности общества и государства. Таким образом, реформирование развития регионов сегодня стало актуализироваться, что объясняется усилением регулирующей роли государства.

В экономической литературе регион представляет собой самостоятельное социально-экономическое образование. Такая трактовка в определении термина «регион» близка Г. В. Черкашину, Ю. М. Барбакову, А. П. Чернышову и др. [3].

 

 

В политико-правовой литературе регион обозначается как территориальное социокультурное образование, находящееся в двойной юрисдикции федеральной власти и субъектов федерации. Регионы различаются совокупностью природных, демографических, этнических, экономических, политических и культурных потенциалов развития. Поэтому содержание понятия региона с юридической точки зрения также нельзя отождествлять только с географическим пространством или «территорией», располагающей определенными природноресурсными и экологическими атрибутами [4].

Проводя анализ современных научных подходов к определению понятия «регион» с точки зрения различных аспектов, следует отметить, что наиболее верным будет являться комплексный подход к определению данного термина. При этом, как отмечают Кирьянов И.К. и Панов П.В., несмотря на политическую централизацию, характерную для последних двух десятилетий, регионы России по-прежнему демонстрируют «региональную идентичность», подчеркивая свои социально-экономические, социокультурные, географические и исторические особенности [5]. Следовательно, общенациональная задача по укреплению единства страны органами власти каждого региона является в настоящее время приоритетной.

По поручению Президента Российской Федерации Правительство страны уполномочено разрабатывать основы государственной политики регионального развития Российской Федерации, являющиеся основой для определения приоритетов регионального развития [6]. Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации утверждаются Президентом в соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [7].

Главная задача государственной стратегии и региональной политики в сохранении страны как единого федеративного государства. Таким образом, региональная политика это правовая, экономическая и иная деятельность центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия Российской Федерации и регионов для достижения максимально эффективного развития страны в целом. Среди актуальных задач осуществление функций экономического, политического, правового характера, обеспечивающих конституционно зафиксированную самостоятельность регионов, приведение социально-экономического развития регионов в соответствие с новыми геополитическими реальностями и их фактической ролью в достижении стратегических интересов Федерации; обеспечение прав многочисленных народов РФ.

Главным интересом каждого региона должно стать недопущение необратимого распада отношений с центром при согласованном развитии всех элементов с учетом местных условий. В свою очередь, успешная реализация государственной политики регионального развития должна учитывать интересы и потребности субъектов и формировать дополнительные условия для достижения целей государства в области национальной безопасности, развития межнациональных и межконфессиональных отношений.

В Иркутской области задача сохранения государственного единства реализуется через проведение ряда мероприятий, перечисленных в распоряжении Правительства Иркутской области от 28.02.2022 г. № 86-рп «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по реализации в Иркутской области в 2022 - 2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Среди мероприятий первым является обеспечение равноправия граждан (независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям) и реализации их конституционных прав. Вторым по значимости мероприятием обозначено укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации, обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений. Также среди мероприятий выделены: мониторинг реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России; мероприятий по социально-культурному развитию цыган; реализация ведомственной целевой программы «Обеспечение условий для сохранения, развития и популяризации бурятского языка» [8]. Таким образом, основным направлением политики является сохранение и приумножение духовного, исторического и культурного наследия и потенциала многонационального народа Российской Федерации посредством пропаганды идей патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия.

Как видим, сохранение и укрепление единства Российского государства во многом зависит от успешного взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом специфики каждого из регионов.

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»: постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1532 // Система «Консультант Плюс». – Текст: электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210753/ (дата обращения: 18.04.2024).

2. Национальные районы России. – Текст: электронный // Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ». – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 15.04.2024).

3. Витульева, Т. А. Понятие региона как социально-экономического образования / Т. А. Витульева. – Текст: электронный // Вестник БГУ. – Экономика и менеджмент. – 2014. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-regiona-kak-sotsialno-ekonomicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 19.04.2024).

4. Матвеев, В. Ю. Совершенствование региональной политики в условиях укрепления правового единства государства / В. Ю. Матвеев. – Текст: электронный // Пробелы в российском законодательстве. – 2009. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-regionalnoy-politiki-v-usloviyah-ukrepleniya-pravovogo-edinstva-gosudarstva (дата обращения: 19.04.2024).

5. Кирьянов, И. К., Панов, П. В. Историческая специфика регионов Рос-сии: инструментарий для анализа гетерогенности политического пространства / И. К. Кирьянов, П. В. Панов. – Текст: электронный // Вестник Пермского университета. Политология. – 2022. – № 4. – URL: https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/6012 (дата обращения: 05.04.2024).

6. Российская Федерация. Законы. Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13. – Текст: электронный. – URL: https://constitution.garant.ru/act/federative/71587690/ (дата обращения: 11.04.2024).

7. Российская Федерация. Законы. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. – Текст: электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 164841/ (дата обращения: 17.04.2014).

8. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Комплексного плана мероприятий по реализации в Иркутской области в 2022-2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на пери-од до 2025 года: распоряжение Правительства Иркутской области от 28.02.2022 г. № 86-рп. – Текст: электронный. – URL: https://irkobl.ru/sites/ngo/86-%D1%80%D0%BF.pdf (дата обращения: 19.04.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?