FEATURES OF ORGANIZING EXTRACLASSROOM ACTIVITIES IN ENGLISH AT SCHOOL
Rubrics: GUIDELINES
Abstract and keywords
Abstract (English):
Extracurricular activities are an important, integral part of the education process for school-age chil-dren. The article discusses the main tasks of extracurricular activities. The author also suggests the main directions of extracurricular activities in the English language

Keywords:
extracurricular activities, educational process, foreign language
Text
Publication text (PDF): Read Download

Одна из основных задач образования по ФГОС – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий (УУД). К УУД мы относим целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность помогает реализовать необходимые требования федеральных образовательных стандартов общего образования [2].

Внеурочная деятельность – это дополнительные занятия, которые проводятся после уроков в школе или в других образовательных учреждениях. Они могут быть направлены на развитие дополнительных навыков и умений учеников, расширение кругозора, подготовку к олимпиадам, конкурсам и экзаменам, а также на физическую активность, творческие занятия и социализацию. Внеурочная деятельность может быть организована как в рамках школьной программы, так и за ее пределами.

Стандарт нового поколения ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся, следовательно, каждое государственное образовательное учреждение должно обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, выявлять и развивать способности обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин. В достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает, чем будет заниматься исходя из своих интересов, мотивов.

Главная цель внеурочной деятельности заключается в том, чтобы каждый обучающийся успешно освоил образовательную программу за счет расширения культурной, предметной и информационной среды, в которой он получает образование.

Основополагающими принципами организации внеурочной деятельности являются:

• обеспечение субъектной позиции участников образовательных отношений;

• развитие социальных связей формирующейся личности;

• создание духовной нравственно активной окружающей среды;

• развитие социального партнерства и формирование навыков коллективной мыследеятельности.

Если внеурочная деятельность организованна должным образом, то она максимально влияет на развитие способностей обучающихся, обеспечивает их воспитание. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществляется в свободное от обучения время [3].

Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и предоставляет хорошую возможность для поддержания мотивации обучающихся.

Система внеурочной деятельности по иностранному языку включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.

Внеурочная деятельность подразумевает любую организованную преподавателем самостоятельную деятельность обучающегося во внеурочное время. Данная деятельность основана на личной заинтересованности участников с целью развития на образовательном, духовно-нравственном, социально-адаптивном уровне.

Организация внеурочной деятельности по английскому языку направлена на расширение знаний, умений и навыков учащихся в этой области, а также на повышение их мотивации и интереса к изучению языка. Она помогает обучающимся более эффективно усваивать языковые знания, развивать навыки общения на английском языке и улучшать свою грамматику, лексику и произношение. Внеурочная деятельность также способствует формированию у обучающихся позитивного отношения к изучению языка, развитию коммуникативных УУД и помогает им достигать лучших результатов в учебе.

Внеурочная деятельность по английскому языку может быть организована как для начинающих, так и для продвинутых учеников. Она должна быть интересной и доступной для всех участников, а также соответствовать их возрасту, уровню знаний и интересам. Она также должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся могли применять свои знания на практике и получать обратную связь от преподавателя или других участников.

Внеурочная деятельность по английскому языку решает следующие задачи:

– усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках английского языка;

– помощь обучающимся в формировании мировоззрения;

– развитие их творческих способностей, эстетичных вкусов;

– воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается [1, с. 48].

Содержание внеурочной работы по иностранному языку заключается в органическом единстве ее основных направлений:

- прагматическом – формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков, некоторых доступных умений и навыков художественной деятельности;

- гносеологическом – сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка, о событиях в мире, о международном революционном движении, о детских молодежных организациях;

- аксиологическом – развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности.

Взаимодействие этих направлений обеспечивает гармоническое развитие личности в системе внеклассной работы по иностранному языку [4, c. 5].

Внеурочную деятельность по иностранному языку предлагается разделить на направления: общеинтеллектуальное (научное, творческо-деятельностное (кружок)); общекультурное, научное направление: проектная работа, научно-исследовательская деятельность.

Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности по английскому языку в школе. Основными функциями кружка являются расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщение обучающихся к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширение коммуникативного опыта. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон:

- продукт как материализованный результат;

- процесс как работа по выполнению проекта;

- защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.

В ходе реализации программы внеурочной деятельности могут применяться такие виды проектов, как: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный. Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких.

Проект может быть индивидуальным или групповым. Проект может быть реализован как в короткие сроки, так и в течение длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, преподаватели, воспитатели.

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.

References

1. Gromkova, M. T. Pedagogika vysshey shkoly: ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov / M. T. Gromkova. – Moskva: YuNITI DANA, 2012 – 447 s.

2. Kodzhaspirova, G. M., Kodzhaspirov, A. Yu. Pedagogicheskiy slovar'. – M., 2012 – 175 s.

3. Muhina, B. C., Goryanina, V. A. Razvitie, vospitanie i psihologicheskoe soprovozhdenie lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: koncepciya i opyt IRL RAO // Vospitanie i razvitie lichnosti. – M., 2010 – S. 4-12.

4. Vneklassnaya rabota po inostrannym yazykam v sredney shkole / Savina S.N. – M.: Prosveschenie, 1991. – 5 s.

Login or Create
* Forgot password?