student
Russian Federation
Extracurricular activities are an important, integral part of the education process for school-age chil-dren. The article discusses the main tasks of extracurricular activities. The author also suggests the main directions of extracurricular activities in the English language
extracurricular activities, educational process, foreign language
Одна из основных задач образования по ФГОС – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий (УУД). К УУД мы относим целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность помогает реализовать необходимые требования федеральных образовательных стандартов общего образования [2].
Внеурочная деятельность – это дополнительные занятия, которые проводятся после уроков в школе или в других образовательных учреждениях. Они могут быть направлены на развитие дополнительных навыков и умений учеников, расширение кругозора, подготовку к олимпиадам, конкурсам и экзаменам, а также на физическую активность, творческие занятия и социализацию. Внеурочная деятельность может быть организована как в рамках школьной программы, так и за ее пределами.
Стандарт нового поколения ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся, следовательно, каждое государственное образовательное учреждение должно обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, выявлять и развивать способности обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин. В достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает, чем будет заниматься исходя из своих интересов, мотивов.
Главная цель внеурочной деятельности заключается в том, чтобы каждый обучающийся успешно освоил образовательную программу за счет расширения культурной, предметной и информационной среды, в которой он получает образование.
Основополагающими принципами организации внеурочной деятельности являются:
• обеспечение субъектной позиции участников образовательных отношений;
• развитие социальных связей формирующейся личности;
• создание духовной нравственно активной окружающей среды;
• развитие социального партнерства и формирование навыков коллективной мыследеятельности.
Если внеурочная деятельность организованна должным образом, то она максимально влияет на развитие способностей обучающихся, обеспечивает их воспитание. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществляется в свободное от обучения время [3].
Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и предоставляет хорошую возможность для поддержания мотивации обучающихся.
Система внеурочной деятельности по иностранному языку включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.
Внеурочная деятельность подразумевает любую организованную преподавателем самостоятельную деятельность обучающегося во внеурочное время. Данная деятельность основана на личной заинтересованности участников с целью развития на образовательном, духовно-нравственном, социально-адаптивном уровне.
Организация внеурочной деятельности по английскому языку направлена на расширение знаний, умений и навыков учащихся в этой области, а также на повышение их мотивации и интереса к изучению языка. Она помогает обучающимся более эффективно усваивать языковые знания, развивать навыки общения на английском языке и улучшать свою грамматику, лексику и произношение. Внеурочная деятельность также способствует формированию у обучающихся позитивного отношения к изучению языка, развитию коммуникативных УУД и помогает им достигать лучших результатов в учебе.
Внеурочная деятельность по английскому языку может быть организована как для начинающих, так и для продвинутых учеников. Она должна быть интересной и доступной для всех участников, а также соответствовать их возрасту, уровню знаний и интересам. Она также должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся могли применять свои знания на практике и получать обратную связь от преподавателя или других участников.
Внеурочная деятельность по английскому языку решает следующие задачи:
– усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках английского языка;
– помощь обучающимся в формировании мировоззрения;
– развитие их творческих способностей, эстетичных вкусов;
– воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается [1, с. 48].
Содержание внеурочной работы по иностранному языку заключается в органическом единстве ее основных направлений:
- прагматическом – формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков, некоторых доступных умений и навыков художественной деятельности;
- гносеологическом – сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка, о событиях в мире, о международном революционном движении, о детских молодежных организациях;
- аксиологическом – развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности.
Взаимодействие этих направлений обеспечивает гармоническое развитие личности в системе внеклассной работы по иностранному языку [4, c. 5].
Внеурочную деятельность по иностранному языку предлагается разделить на направления: общеинтеллектуальное (научное, творческо-деятельностное (кружок)); общекультурное, научное направление: проектная работа, научно-исследовательская деятельность.
Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности по английскому языку в школе. Основными функциями кружка являются расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщение обучающихся к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширение коммуникативного опыта. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон:
- продукт как материализованный результат;
- процесс как работа по выполнению проекта;
- защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.
В ходе реализации программы внеурочной деятельности могут применяться такие виды проектов, как: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный. Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких.
Проект может быть индивидуальным или групповым. Проект может быть реализован как в короткие сроки, так и в течение длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, преподаватели, воспитатели.
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.
1. Gromkova, M. T. Pedagogika vysshey shkoly: ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov / M. T. Gromkova. – Moskva: YuNITI DANA, 2012 – 447 s.
2. Kodzhaspirova, G. M., Kodzhaspirov, A. Yu. Pedagogicheskiy slovar'. – M., 2012 – 175 s.
3. Muhina, B. C., Goryanina, V. A. Razvitie, vospitanie i psihologicheskoe soprovozhdenie lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: koncepciya i opyt IRL RAO // Vospitanie i razvitie lichnosti. – M., 2010 – S. 4-12.
4. Vneklassnaya rabota po inostrannym yazykam v sredney shkole / Savina S.N. – M.: Prosveschenie, 1991. – 5 s.